Повседневный стресс и удовлетворенность жизнью девушек подросткового возраста
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.403Аннотация
Рассматриваются повседневные стрессоры подростков-девушек. Задачи исследования: разработка и апробация опросника повседневных стрессоров для подростков; определение стрессовой напряженности различных сфер жизни; выявление соотношения стрессовой напряженности и удовлетворенности жизнью. Методы: авторский опросник повседневных стрессоров для подростков, шкала воспринимаемого стресса (В.А.Абабков и др.), шкала удовлетворенности жизнью (Е.Динер и др.). Описана процедура создания и апробации опросника. В списке из 93 событий подростков просили отметить те, которые произошли c ними за последние две недели и указать силу переживания по 10-балльной шкале. Выборка: 122 девушки, возраст: 13–17 лет. Факторизация выделила семь блоков событий, отнесенных к сферам: «Одиночество, страхи»; «Финансы»; «Школа, учеба»; «Отвержение»; «Общение со старшими»; «Дела, планирование»; «Конкуренция, самоотношение». Коэффициент пригодности α Кронбаха для всего опросника 0,956. Проверка содержательной и конвергентной валидности проводилась с использованием сравнительного, корреляционного, факторного, регрессионного анализа. Обнаружены прямые взаимосвязи количества стрессовых событий и силы переживания с такими параметрами, как «Перенапряжение», «Противодействие стрессу», «Воспринимаемый стресс», содержащимися в методике ШВС-10, что подтвердило конвергентную валидность опросника. Типологический анализ выявил более высокий уровень стрессовой нагрузки у девушек с низкой удовлетворенностью жизнью. При корреляционном анализе обнаружены отрицательные связи удовлетворенности жизнью с количеством стрессоров (p≤0,05), силой переживания (p≤0,01) и показателями методики ШВС-10 (p≤0,01). Регрессионный анализ показал, что удовлетворенность жизнью является предиктором, снижающим уровень воспринимаемого стресса (p≤0,000), перенапряжения (p≤0,000), противодействия стрессу (p≤0,000), количества стрессоров в сферах «Одиночество, страхи» (p≤0,000); «Финансы» (p≤0,006); «Школа, учеба» (p≤0,026); «Отвержение» (p≤0,003), «Общение со старшими» (p≤0,001).
Ключевые слова:
подростковый возраст, повседневные стрессоры, восприятие стрессоров, перенапряжение
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.