Социальное взаимодействие и повседневный стресс подростков в семьях разного типа
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.408Аннотация
Рассматривается социальное взаимодействие и повседневный стресс подростков, проживающих в семьях разного типа. Исследования, как правило, направлены на рассмотрение сфер взаимодействия с семьей, учителями и сверстниками, не всегда учитывая тип семьи (родная или приемная), ее материальную обеспеченность, количество членов. Целью исследования стало изучение стрессового напряжения подростков, проживающих в семьях разного типа: родных, приемных, с разным уровнем материального достатка и разным количеством детей в семье. Гипотезой стало предположение о том, что сферы стрессового напряжения и его уровень могут различаться при разных типах семейного устройства. Тип семьи может обусловливать особенности социального взаимодействия. Исследования повседневного стресса показали, что источником стрессоров могут быть различные сферы жизни: семья, школа, общение со сверстниками и со старшими, а также внутренние переживания: самоотношение, отвержение, страхи. В то же время практически отсутствуют исследования соотношения повседневных стрессов в связи с особенностями социального взаимодействия и социально-психологической адаптации. Методы: методика СПА (К. Роджерс, Р. Даймонд), опросник социальной поддержки (Г. Зоммер, Т. Фюдрик), «Школьная ситуация» (В. К. Зарецкий, А. Б. Холмогорова), Опросник повседневных стрессоров для подростков (Л. А. Головей, О. С. Галашева), Шкала воспринимаемого стресса (В. А. Абабков и др.). Выборка: 197 человек в возрасте от 13 до 17 лет. Результаты показали, что у подростков из приемных семей выше сила переживания в сферах «Одиночество, самочувствие», «Страхи, беспокойство», у подростков из семей с одним ребенком достоверно выше сила переживания в сферах «Страхи, беспокойство», «Финансы». Выявлено, что у подростков из родных семей предикторами стресса чаще являются трудности в обучении, у подростков из приемных семей — трудности социального взаимодействия.
Ключевые слова:
социальное взаимодействие, стресс, повседневный стресс, подростки, социально-психологическая адаптация, социальная поддержка, приемная семья
Скачивания
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.