Русскоязычная версия Шкалы базового самооценивания (Core Self-Evaluation Scale): психометрическая проверка и перспективы использования

Авторы

  • Сергей Маничев Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Николай Лепехин Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0001-9160-0519
  • Ольга Ильина Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0001-8477-2507

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.304

Аннотация

В статье представлено теоретическое описание и психометрическая проверка русскоязычной версии методики Шкала базового самооценивания (Core Self-Evaluation Scale). Шкала базового самооценивания является интегральным показателем, отражающим наличие личностного ресурса проактивного поведения, а также обобщенным диспозиционным предиктором удовлетворенности работой и позитивной самооценки результатов рабочей деятельности. Апробация и проверка методики проводились в несколько этапов, общее количество респондентов N=917, работников организаций Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода и других городов России, в возрасте от 18 до 60 лет, из них 62% женщин, 38% мужчин. Дизайн исследования включал следующие методики: адаптированный русскоязычный вариант Шкалы базового самооценивания Джадж и др., Пятифакторный опросник личности в адаптации Хромова, Шкалу общей самоэффективности в адаптации В.Г.Ромек, Шкалу самооценки Розенберга, шкалу «Уровень субъективного контроля» в модификации Ксенофонтовой, оценку вовлеченности в работу (Gallup Q 12). Была выявлена двухфакторная структура методики, включающая позитивное и негативное базовое самооценивание. Шкала базового самооценивания показала удовлетворительную надежность. Проверка валидности обнаружила значимые корреляционные связи с самооценкой, уровнем субъективного контроля, самоэффективностью, нейротизмом и вовлеченностью. Русскоязычная версия Шкалы базового самооценивания содержит 10 пунктов и обладает достаточной предварительной надежностью и валидностью, что делает ее удобным инструментом для измерения базовой самооценки персонала организаций. Выявлены различия выраженности уровня негативного базового самооценивания респондентов различного возраста и пола. Уровень базового самооценивания важен при комплектовании рабочих команд разной профессиональной специализации как предиктор проактивного поведения и командной устойчивости. Дальнейшие исследования могут быть направлены на подтверждение надежности и валидности методики для измерения личностных предикторов проактивного поведения в составе команд.

Ключевые слова:

персонал, шкала базового самооценивания, самоэффективность, локус контроля, нейротизм, самооценка

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биографии авторов

Сергей Маничев, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

канд. психол. наук

Николай Лепехин, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

канд. психол. наук

Ольга Ильина, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

аспирант

Библиографические ссылки

Литература

Иванова Т.Ю., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н, Рассказова Е.И., Кошелева Н.В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. 2018. Т. 8, No 1. С. 85–121. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/data/2018/04/27/1164521982/OrgPsy_2018_1(5)_Ivanova_et_al(85-121)_edit.pdf (дата обращения: 12.07.2022).

Каторгина К.Н. Организационные и личностные предикторы удовлетворенностью трудом: ВКР. СПбГУ. СПб., 2021.

Колышкина Т.Б. Особенности профессионального выгорания BTL-менеджеров // Вестник ЯрГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2018. No 1 (43). C. 94–98. URL: http://j.uniyar.ac.ru/index.php/vyrgu/article/view/622 (дата обращения: 23.12.2020).

Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности — новая версия методики «Уровень субъективного контроля» // Психологический журнал. 1999. No 20 (2). С. 103–114.

Лепехин Н.Н., Ильина О.Н. Антецеденты выбора стратегий изменения работы // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии / отв. ред. А. А. Грачев, А.Л.Журавлев, А.Н.Занковский. М.: Институт психологии РАН, 2021. С. 887–904.

Наследов А.Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013.

Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: учебно-методическое пособие. Курган: Курганский гос. университет, 2000.

Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р.Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. 1996. No 7. С. 71–77.

Ariani D.W. Needs, Core Self-Evaluation, Big Five Personality and Learning Motivation across Gender // UNISBANK International Conference (August 2013) / Semarang, Indonesia 2013. URL: https://repository.unimal.ac.id/257/1/PROCEEDING%20UNISBANK%20INTERNATIONAL%20CONFER-ENCE2.pdf (дата обращения: 06.07.2022).

Attiq S., Wahid S., Javaid N., Kanwal M., Shah H.J. The Impact of employees’ core self-evaluation personality trait, management support, co-worker support on job satisfaction, and innovative work behavior // Pakistan Journal of Psychological Research. 2017. Vol. 32 (1). P. 247–271.

Baker M.K., Kennedy D.J., Bohle P.L., Campbell D., Wiltshire J.H., Singh M.A.F. Core self-evaluation as a predictor of strength training adoption in older adults // Maturitas. 2011. Vol. 68. P. 88–93.

Bakker A.B., Demerouti E. Job Demands-Resources theory: Taking stock and looking forward // Journal of Occupational Health Psychology. 2017. Vol. 22. P. 273–285.

Bakker A.B., de Vries J.D. Job demands-resources theory and self-regulation: New explanations and remedies for job burnout // Anxiety, Stress, and Coping. 2021. Vol. 34 (1). P. 1–21.

Baloch T., Nadeem M. S., Rehman M.Z.U. Impact of employees core self-evaluations on employee engagement: Moderating role of organizational culture // Review of Economics and Development Studies. 2019. Vol. 5 (2). P. 303–314.

Chang C.-H. (Daisy), Ferris D.L., Johnson R.E., Rosen C.C., Tan J.A. Core Self-Evaluations: A Review and Evaluation of the Literature // Journal of Management. 2012. Vol. 38 (1). P. 81–128. https://doi.org/10.1177/0149206311419661

Erikson M. The meaning of the future: Toward a more specific definition of possible selves // Review of General Psychology. 2007. Vol. 11 (4). P. 348–358. https://doi.org/10.1037/1089-2680.11.4.348

Grant A.M., Parker S.K. Redesigning work design theories: The rise of relational and proactive perspectives // The Academy of Management Annals. 2009. Vol. 3 (1). P. 317–375. https://doi.org/10.1080/19416520903047327

Judge T.A., Erez A., Bono J.E., Thoresen C.J. Are measures of self-esteem, neuroticism, locus of control, and generalized self-efficacy indicators of a common core construct? // Journal of Personality and Social Psychology. 2002. Vol. 83 (3). P. 693–710. https://doi.org/10.1037/0022-3514.83.3.693

Judge T.A., Erez A., Bono J.E., Thoresen C.J. The Core Self-Evaluation Scale: Development of a measure // Personnel Psychology. 2003. Vol. 56. P. 303–331. https://doi.org/10.1111/j.1744-570.2003.tb00152.x

Judge T.A., Kammeyer-Mueller J.D. Implications of core self-evaluations for a changing organizational context // Human Resource Management Review. 2011. Vol. 21 (4). P. 331–341 https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2010.10.003

Judge T.A., Locke E.A., Durham C.C., Kluger A.N. Dispositional effects on job and life satisfaction: The role of core evaluations // Journal of Applied Psychology. 1998. Vol. 83 (1). P. 17–34. https://doi.org/10.1037/0021-9010.83.1.17

Kong F., Tsai C.-H., Tsai F.-S., Huang W., De la Cruz S.M. Psychological capital research: A meta-analysis and implications for management sustainability // Sustainability. 2018. Vol. 10 (10). P. 3457. https://doi.org/10.3390/su10103457

Luteijn F. Personality and the quality of an intimate relationship // European Journal of Psychological Assessment. 1997. Vol. 10 (3). P. 220–223.

Luthans F., Avolio B.J., Avey J.B., Norman S.M. Positive psychological capital: Measurement and relationship with performance and satisfaction // Personnel Psychology. 2007. Vol. 60 (3). P. 541–572. https://doi.org/10.1111/j.1744-6570.2007.00083.x

Ployhart R.E., Chen G. The vital role of teams in the mobilization of strategic human capital resources // A. J. Nyberg, T.Moliterno (eds), Handbook of research on strategic human capital resources. Cheltenham, UK; Northampton, MA: Edward Elgar Publishing, 2019. P. 354–369.

Pujol-Cols L. Core self-evaluations, perceived job characteristics and job satisfaction: Evidence from two independent samples of highly skilled Argentinian workers // Revista Colombiana de Psicología. 2019. Vol. 28 (1). P. 131–146. https://doi.org/10.15446/rcp.v28n1.70420

Rosenberg M. Society and the Adolescent Self-image. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1965.

Zenger M., Körner A., Maier G.W., Hinz A., Stöbel-Richter Y., Brähler E., Hilbert A. The Core Self-Evaluation Scale: Psychometric properties of the German version in a representative sample // Journal of Personality Assessment. 2014. Vol. 97 (3). P. 310–318. https://doi.org/10.1080/00223891.2014.989367


References

Ariani, D.W. (2013). Needs, Core Self-Evaluation, Big Five Personality and Learning Motivation across Gender. UNISBANK International Conference (August 2013), Semarang, Indonesia. Available at: https://repository.unimal.ac.id/257/1/PROCEEDING%20UNISBANK%20INTERNATIONAL%20CONFERENCE2.pdf (accessed: 06.06.2022).

Attiq, S., Wahid, S., Javaid, N., Kanwal, M., Shah, H.J. (2017). The impact of employees’ core self-evaluation personality trait, management support, co-worker support on job satisfaction, and innovative work behavior. Pakistan Journal of Psychological Research, 32 (1), 247–271.

Baker, M.K., Kennedy, D.J., Bohle, P.L., Campbell, D., Wiltshire, J.H., Singh, M.A.F. (2011). Core self-evaluation as a predictor of strength training adoption in older adults. Maturitas, 68, 88–93.

Bakker, A.B., de Vries, J.D. (2021). Job demands-resources theory and self-regulation: New explanations and remedies for job burnout. Anxiety, Stress, and Coping, 34 (1), 1–21.

Bakker, A.B., Demerouti, E. (2017). Job Demands-Resources theory: Taking stock and looking forward. Journal of Occupational Health Psychology, 22, 273–285.

Baloch, T., Nadeem, M. S., Rehman, M.Z.U. (2019). Impact of employees Core Self-Evaluations on employee engagement: Moderating role of organizational culture. Review of Economics and Development Studies, 5 (2), 303-314.

Chang, C.-H. (Daisy), Ferris, D.L., Johnson, R.E., Rosen, C.C., Tan, J.A. (2012). Core Self-Evaluations: A Review and Evaluation of the Literature. Journal of Management, 38 (1), 81–128. https://doi.org/10.1177/0149206311419661

Erikson, M. (2007). The meaning of the future: Toward a more specific definition of possible selves. Review of General Psychology, 11 (4), 348–358. https://doi.org/10.1037/10892680.11.4.348

Grant, A.M., Parker, S.K. (2009). Redesigning work design theories: The rise of relational and proactive perspectives. The Academy of Management Annals, 3 (1), 317–375. https://doi.org/10.1080/19416520903047327

Ivanova, T., Leontiev, D., Osin, E., Rasskazova, E., Kosheleva, N. (2018). Contemporary issues in the re- search of personality resources at work. Organizatsionnaia Psikhologiia, 8 (1), 85–121. (In Russian)

Judge, T.A., Erez, A., Bono, J.E., Thoresen, C.J. (2002). Are measures of self-esteem, neuroticism, locus of control, and generalized self-efficacy indicators of a common core construct? Journal of Personality and Social Psychology, 83 (3), 693–710. https://doi.org/10.1037/0022-3514.83.3.693

Judge, T.A., Erez, A., Bono, J.E., Thoresen, C.J. (2003). The Core Self-Evaluation Scale: Development of a measure. Personnel Psychology, 56, 303–331. https://doi.org/10.1111/j.1744-6570.2003.tb00152.x

Judge, T.A., Kammeyer-Mueller, J.D. (2011). Implications of core self-evaluations for a changing organizational context. Human Resource Management Review, 21 (4), 331–341. https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2010.10.003

Judge, T.A., Locke, E.A., Durham, C.C., Kluger, A.N. (1998). Dispositional effects on job and life satisfaction: The role of core evaluations. Journal of Applied Psychology, 83 (1), 17–34. https://doi.org/10.1037/0021-9010.83.1.17

Katorgina, K.N. (2021). Organizational and Personal Predictors of Job Satisfaction. Master’s thesis. St Petersburg. (In Russian)

Khromov, A.B. (2000). Five-factor personality questionnaire: teaching and methodical mean. Kurgan, Kurgan State University Press. (In Russian)

Kolyshkinа, T.B. (2018). Features of professional burnout of BTL-managers. Vestnik YarGU. Ser. Gumanitarnie nauki, 16 (1), 94–98. Available at: http://j.uniyar.ac.ru/index.php/vyrgu/article/view/622 (accessed: 23.12.2020) (In Russian)

Kong, F., Tsai, C.-H., Tsai, F.-S., Huang, W., De la Cruz, S.M. (2018). Psychological capital research: A meta-analysis and implications for management sustainability. Sustainability, 10 (10), 3457. https://doi.org/10.3390/su10103457

Ksenofontova, E.G. (1999). Study of the locus of control: New version of “Level of subjective control”. Psikhologicheskiy zhurnal, 20 (2), 103–114. (In Russian)

Lepekhin, N.N., Ilyina, O.N. (2021). Antecedents of job crafting strategy choices. In: A.A.Grachev, A. L. Zhuravlev, A.N.Zankovskij (eds), Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiia psikhologii truda i organizatsionnoi psikhologii (pp. 887–904). Moscow, Institute of Psychology RAS. (In Russian)

Luteijn, F. (1997). Personality and the quality of an intimate relationship. European Journal of Psychological Assessment, 10 (3), 220–223.

Luthans, F., Avolio, B.J., Avey, J.B., Norman, S.M. (2007). Positive psychological capital: Measurement and relationship with performance and satisfaction. Personnel Psychology, 60 (3), 541–572. https://doi.org/10.1111/j.1744-6570.2007.00083.x(2007)

Nasledov, A.D. (2013). IBM SPSS Statistics 20 and AMOS: Professional Statistical Data Analysis. St Petersburg, Piter Publ. (In Russian)

Ployhart, R.E., Chen, G. (2019). The vital role of teams in the mobilization of strategic human capital resources. In: A.J.Nyberg, T.Moliterno (eds), Handbook of research on strategic human capital resources (pp. 354–369).

Cheltenham, UK; Northampton, MA: Edward Elgar Publishing. Pujol-Cols, L. (2019). Core self-evaluations, perceived job characteristics and job satisfaction: Evidence from two independent samples of highly skilled Argentinian workers. Revista Colombiana de Psicología, 28 (1), 131–146. https://doi.org/10.15446/rcp.v28n1.70420

Rosenberg, M. (1965). Society and the Adolescent Self-image. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Shvartser, R., Erusalem, M., Romek, V. (1996). The Russian version of general selfefficacy scale of R. Schwarzer and M. Erusalem. Inostrannaia psikhologiia, 7, 71–77. (In Russian)

Zenger, M., Körner, A., Maier, G.W., Hinz, A., Stöbel-Richter, Y., Brähler, E., Hilbert, A. (2014). The Core Self-Evaluation Scale: Psychometric properties of the German version in a representative sample. Journal of Personality Assessment, 97 (3), 310–318. https://doi.org/10.1080/00223891.2014.989367

Загрузки

Опубликован

21.09.2022

Как цитировать

Маничев, С., Лепехин, Н., & Ильина, О. (2022). Русскоязычная версия Шкалы базового самооценивания (Core Self-Evaluation Scale): психометрическая проверка и перспективы использования. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 12(3), 285–308. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.304

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования