Основатель Ленинградской (Санкт-Петербургской) психологической школы Б.Г.Ананьев: ученый, опередивший свое время

Авторы

  • Лариса Головей Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.103

Аннотация

Статья посвящена основателю Ленинградской / Санкт-Петербургской психологической школы академику Борису Герасимовичу Ананьеву. С самого начала своего формирования как ученого Ананьев проявлял интерес к фундаментальным проблемам психологии, ее междисциплинарным связям, положению в системе наук. К ведущим направлениям его научной деятельности относятся исследования сенсорно-перцептивной и психомоторной организации человека в контексте определения ресурсов и резервов человеческого развития, рассмотрение сенсорно-перцептивной организации как основы развития человека как личности и субъекта деятельности, проблема индивидуальности человека. Дается характеристика научной концепции Б. Г. Ананьева, его вклада в различные отрасли психологии, прежде всего в психологию развития и дифференциальную психологию. Важнейшим результатом научной работы Ананьева стала разработка методологии и методов комплексного изучения человека. На этой основе под его руководством были реализованы эмпирические исследования, включавшие комплекс параметров развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности в различные периоды онтогенеза, при этом особенно пристальное внимание уделялось периодам взрослости. Благодаря этим исследованиям были сформулированы представления о целостности индивидуального развития человека, были описаны его потенциалы, введено понятие жизнеспособности. Ананьев создал учение о психологической структуре человека, развивал идеи о непрерывности психического развития человека на всем протяжении онтогенеза, о необходимости сближения психологии развития и дифференциальной психологии, методологически и методически обосновал необходимость использования комплексного подхода при изучении такой сложной структуры, какой является человек, заложил основы междисциплинарных исследований. В идеях и разработках Ананьева был заложен огромный потенциал дальнейшего научного развития, на десятилетия определивший направления работы психологической школы Ленинградского / Санкт-Петербургского государственного университета. Этот потенциал далеко не исчерпан и сегодня.

Ключевые слова:

онтопсихология, индивидуальное развитие, период взрослости, индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Акинщикова Г.И. Соматическая и психофизиологическая организация человека. Л.: Лен. гос. ун-т, 1977.

Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения. Л.: Лен. гос. ун-т, 1965

Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935. (Труды Ин-та по изучению мозга им. В. М.Бехтерева. Т.IV).

Ананьев Б.Г. Пространственное различение. Л.: Лен. гос. ун-т, 1955.

Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960.

Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л.: Лен. гос. ун-т, 1961.

Ананьев Б.Г. Предисловие // Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения. Л.: Лен. гос. ун-т, 1965. С. 3–7.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Лен. гос. ун-т, 1968.

Ананьев Б. Г. О методах современной психологии // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) / под ред. А.А.Бодалева. Л.: Лен. гос. ун-т, 1976. С. 13–35.

Ананьев Б.Г. Структура индивидуального развития человека // О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977a. С. 211–229.

Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977б. С. 187–275.

Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в процессах познания и труда. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1959.

Ананьев Б.Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968.

Веккер Л.М., Палей И.М. Информация и энергия в психическом отражении // Ученые записки ЛГУ. Сер. психологических наук. Вып. 3. Экспериментальная и прикладная психология. Л.: Лен. гос. ун-т, 1971. С. 61–66.

Головей Л.А., Манукян В.Р., Петраш М.Д. Соотношение возрастных и профессиональных кризисов в развитии взрослого человека // Акмеология. 2009. No 4. С. 31–39.

Гришина Н.В. Экзистенциальная психология: учебник. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018.

Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития / под ред. А.А.Крылова, Л.А.Головей. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2003.

Кулешова Л.Н. Сенсорно-перцептивная организация в структуре психологических характеристик человека // Известия Академии педагогических и социальных наук. 1997. Вып. 2. С. 50–55.

Развитие психофизиологических функций взрослых людей / под ред. Б.Г.Ананьева и Е. И.Степановой. М.: Педагогика, 1972.

Розе-Грищенко Н.А. Психомоторика взрослого человека. Л.: Лен. гос. ун-т, 1970.

Рыбалко Е.Ф. Взаимосвязь индивидных и личностных свойств в индивидуальном развитии человека // Онтопсихология / под ред. А.А.Крылова, Е.Ф.Рыбалко. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2003.С. 198–211.

Сергиенко Е.А. Психогенетика и пересмотр психологических постулатов // Психология: Современные направления междисциплинарных исследований. М.: Ин-т психологии РАН, 2003. С. 258–269.

Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. Л.: Лен. гос. пед. ин-т им. А. И.Герцена, 1981.

Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб.: Алетейя, 2000.

Феномен и категория зрелости в психологии / под. ред. А.Л.Журавлева, Е. А.Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2007.


References

Akinshhikova, G. I. (1977). Somatic and psychophysiological organization of a person. Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian)

Aleksandrova, M. D. (1965). Essays on the psychophysiology of aging. Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian)

Ananyev, B. G. (1935). The Psychology of Pedagogical Assessment. Leningrad. (Trudy In-ta po izucheniju mozga im. V. M. Behtereva. T. IV). (In Russian)

Ananyev, B. G. (1955). Spatial distinction. Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian)

Ananyev, B. G. (1960). Psychology of sensory cognition. Moscow, APN RSFSR Press. (In Russian)

Ananyev, B. G. (1961). The theory of sensations. Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian)

Ananyev, B. G. (1965). Preface. In: Ocherki psihofiziologii stareniya (pp. 3–7). Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian)

Ananyev, B. G. (1968). Man as an object of knowledge. Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian)

Ananyev, B. G. (1976). On the methods of modern psychology. In: Psihodiagnosticheskie metody (v kompleksnom longitjudnom issledovanii studentov) , ed. A. A. Bodalev (pp. 13–35). Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian)

Ananyev, B. G. (1977a). The structure of individual human development. In: O problemah sovremennogo chelovekoznanija (pp. 211–229). Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

Ananyev, B. G. (1977b). The psychological structure of personality and its formation in the process of individual development of a person. In: O problemah sovremennogo chelovekoznanija (pp. 187–275). Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

Ananyev, B. G., Dvoryashina M. D., Kudryavtseva N. A. (1968). Individual human development and constancy of perception. Moscow, Prosveshchenie Publ. (In Russian)

Ananyev, B. G., Vekker, L. M., Lomov, B. F., Yarmolenko, A. V. (1959). Touch in the processes of cognition and labor. Moscow, Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR Press. (In Russian)

Development of psychophysiological functions of adults (1972), eds B. G. Ananyev, E. I. Stepanova. Moscow, Pedagogy Publ. (In Russian)

Golovej, L. A., Manukyan, V. R., Petrash, M. D. (2009). The ratio of age and professional crises in the development of an adult. Akmeologiya, 4, 31–39. (In Russian)

Grishina, N. V. (2018). Existential psychology: textbook. St Petersburg, St Petersburg University Press. (In Russian)

Human intellectual potential: problems of development (2003), ed. A. A. Krylov, L. A. Golovey. St Petersburg, St Petersburg University Press. (In Russian)

Kuleshova, L. N. (1997). Sensory-perceptual organization in the structure of human psychological characteristics. Izvestiya Akademii pedagogicheskih i socialnyh nauk, 2, 50–55. (In Russian)

Phenomenon and category of maturity in psychology (2007), ed. by A. L. Zhuravlev, E. A. Sergienko. Moscow, IP RAN Press. (In Russian)

Roze-Grishhenko, N. A. (1970). Psychomotor of an adult. Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian)

Rybalko, E. F. (2003). The relationship of individual and personal properties in the individual development of a person. In: Ontopsychology (pp. 198–211), ed. by A. A. Krylova, E. F. Rybalko. St Petersburg, St Petersburg State University. (In Russian)

Sergienko, E. A. (2003). Psychogenetics and revision of psychological postulates. In: Psikhologiya: Sovremennye napravleniya mezhdisciplinarnyh issledovaniy (pp. 258–269). Moscow, Institute of Psychology RAS Press. (In Russian)

Stepanova, E. I. (1981). Mental development and learning of adults. Leningrad, Leningrad State Pedagogical Institute named after A. I. Herzen Press. (In Russian)

Stepanova, E. I. (2000). Adult Psychology: Experimental Acmeology. St Petersburg, Aleteia Publ. (In Russian)

Vekker, L. M., Paley, I. M. (1971). Information and energy in mental reflection. Uchenye zapiski LGU. Ser. psihologicheskih nauk. Vyp. 3. Eksperimental’naja i prikladnaja psihologija (pp. 61–66). Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

16.04.2022

Как цитировать

Головей, Л. (2022). Основатель Ленинградской (Санкт-Петербургской) психологической школы Б.Г.Ананьев: ученый, опередивший свое время. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 12(1), 29–45. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.103

Выпуск

Раздел

История психологии

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)