Роль социальной поддержки и жизнестойкости в социально-психологической адаптации юношей и девушек

Авторы

  • Лариса Головей Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Ольга Галашева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.405

Аннотация

Рассматривается роль социальной поддержки и жизнестойкости в социально-психологической адаптации (СПА) подростков. Подростковый возраст характеризуется бурным психофизиологическим развитием, перестройкой социальных отношений, особой чувствительностью к факторам и ресурсам социальной среды. Изменения, происходящие во всех сферах жизни подростка, требуют мобилизации внутренних ресурсов личности и обращения к ресурсам внешней среды. Одним из показателей успешности функционирования личности и ее приспособления к социальной среде является СПА. Несмотря на наличие многочисленных исследований, посвященных проблемам СПА, остается недостаточно изученным вопрос о соотношении внутренних и внешних ресурсов СПА, не определена роль различных компонентов жизнестойкости и социальной поддержки в процессе адаптации, не изучены половые особенности уровня и структуры СПА и ее ресурсов. Целью работы стало исследование роли жизнестойкости и социальной поддержки в СПА подростков. Методы: методика диагностики СПА К. Роджерса и Р. Даймонда, опросник «Жизнестойкость» С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, опросник социальной поддержки Г. Зоммера и Т. Фюдрика (адаптация А.Б. Холмогоровой, Г.А. Петровой). В исследовании приняли участие 299 подростков в возрасте 13-17 лет. Выявлены половые различия в структуре показателей СПА. У юношей выше адаптация (р ≤ 0,004), принятие других (р ≤ 0,000), эмоциональный комфорт (р ≤ 0,229), интернальность (р ≤ 0,046), стремление к доминированию (р ≤ 0,010). Для девушек характерен более высокий уровень самопринятия (р ≤ 0,089). Более высокие показатели жизнестойкости обнаружены у юношей; по параметрам социальной поддержки половых различий не выявлено. Показано, что взаимосвязи СПА с жизнестойкостью и социальной поддержкой различаются у юношей и девушек, а также в группах с разным уровнем СПА. Ряд компонентов жизнестойкости и воспринимаемой социальной поддержки играют роль предикторов СПА.

Ключевые слова:

социально-психологическая адаптация, социальная поддержка, жизнестойкость, подростки, гендерные различия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Богомаз С. А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья // Материалы научно-практических конгрессов III Всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России». М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. Т. 3. С. 23–25.

Головей Л. А. (ред.). Психология развития и возрастная психология. М.: Юрайт, 2016.

Дикая Л. Г., Журавлев А. Л. (ред.). Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. М.: Институт психологии РАН, 2007.

Егорова Л. З. Воспитать стрессоустойчивую личность // Воспитание школьников. 2000. № 4. С. 3–12.

Ершова И. А., Пермякова М. Е., Садкина Т. М. Связь жизнестойкости с самооценкой и копинг-стратегиями у юношей и девушек подросткового возраста // Педагогическое образование в России. 2019. № 4. С. 133–140.

Зарецкий В. К., Смирнова Н. С., Зарецкий Ю. В., Евлашкина Н. М., Холмогорова А. Б. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь? М.: Форум, 2016.

Иванова А. И. Социально-психологическая адаптация: классификация и механизмы // Вестник университета (Государственный университет управления). 2014. № 9. C. 255–259.

Компаниец В. И. Гендерные аспекты социально-психологической адаптации старшеклассников // Молодой ученый. 2014. № 1 (60). С. 631–636.

Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы // Вестник КГУ. 2013. № 5. С. 184–188.

Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Хазова С. А. Совладание с трудностями и жизненный стиль современника // Вестник Костромского государственного университета. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 1. С. 91–96.

Лазарева Ю. В., Говендяева А. А. Особенности жизнестойкости и склонность к девиантному поведению в подростковом возрасте // ЦИТИСЭ (Центр инновационных технологий и социальной экспертизы). 2021. № 2 (28). С. 447–460.

Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. 2002. № 1. С. 56–65.

Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.

Лифинцев Д. В., Серых А. Б., Лифинцева А. А. Толерантность к неопределенности в контексте социальной поддержки: гендерная специфика в юности // Национальный психологический журнал. 2017. № 2 (26). С. 98–105.

Лифинцева А. А., Животягин Р. Р. Связь характеристик социальных сетей подростков с уровнем их психосоматического здоровья // Клиническая и специальная психология. 2012. Т. 1, № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2012_n2/52619 (дата обращения: 15.06.2023).

Логинова М. В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 6. С. 19–22.

Налчаджан A. A. Социально-психологическая адаптация личности (формы и стратегии). Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988.

Сапоровская М. В., Крюкова Т. Л. Жизненный стиль современника в контексте совладания с трудностями // Вестник ОмГУ. Сер. Психология. 2017. № 4. С. 12–18.

Титова О. И., Холодцева Е. Л. Жизнестойкость как фактор социально-психологической адаптации одаренных школьников // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2, № 4 (8). С. 43–70.

Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г., Петрова Г. А. Социальная поддержка как предмет нарушения у больных с расстройствами аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2003. № 2. С. 15–23.

Холмогорова А. Б., Московская М. С., Шерягина Е. В. Алекситимия и способность к оказанию разных видов социальной поддержки // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22, № 4. С. 115–129.

Bonanno G. A., Kennedy P., Galatzer-Levy I. R., Lude P., Elfström M. Trajectories of resilience, depression, and anxiety following spinal cord injury // Rehabiltion Psychology. 2012. Vol. 57, no. 3. P. 236–247. https://doi.org/10.1037/a0029256

Bruce L. C., Heimberg R. G., Blanco C., Schneier F. R., Liebowitz M. R. Childhood maltreatment and social anxiety disorder: implications for symptom severity and response to pharmacotherapy // Depress Anxiety. 2012. Feb.; vol. 29 (2). P. 131–138. https://doi.org/10.1002/da.20909

Ellis B. J., Dishion Th. J., Gray P., Hawley P. H., Volk A. A., Giudice M. del, Figueredo A. J., Griskevicius V., Jacobs W. J., James J., Wilson D. S. The evolutionary basis of risky adolescent behavior: Implications for science, policy, and practice // Developmental Psychology. 2012. Vol. 48, no. 3. P. 598–623.

Kuftyaka E. Resilience and adaptation of adolescents // Health and Health Psychology. 2015. Vol. 5. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. P. 59–63. http://dx.doi.org/10.15405/eps-bs.2015.07.7

Kurock R., Gruchel N., Bonanati S., Heike M. Family Climate and Social Adaptation of Adolescents in Community Samples: A systematic review // Adolescent Research Review. 2022. Vol. 7. P. 551–563. http://dx.doi.org/10.1007/s40894-022-00189-2

Lichner V., Lovasova S., Vaskova A. Loneliness and its characteristics in adolescence // Journal of Interdisciplinary Research. 2018. Vol. 8, iss. 2. P. 152–158.

Połomski P., Peplińska A., Lewandowska-Walter A., Borchet J. Exploring resiliency and parentification in polish adolescents // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18, no. 21. P. 11454. https://doi.org/10.3390/ijerph182111454

Rutter M. Resilience as a dynamic concept // Developmental and Psychopathology. 2012. Vol. 24, no. 2. P. 335–344. https://doi.org/10.1017/S0954579412000028

Smetana J. G., Campione-Barr N., Metzger A. Adolescent development in interpersonal and societal context // Annual Review of Psychology. 2006. Vol. 57. P. 255–284.

Sommer G., Fydrich T. Soziale Unterstützung. Diagnostik, Konzepte, F#SOZU // Ges. Für Verhaltenstherapy. Materiale, no. 22. Tübingen, 1989.

Surzykiewicz J., Skalski S. B., Sołbut A., Rutkowski S., Konaszewski K. Resilience and regulation of emotions in adolescents: Serial mediation analysis through self-esteem and the perceived social support // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol. 19, no. 13. P. 8007. https://doi.org/10.3390/ijerph19138007


References

Bogomaz, S. A. (2007). Human resilience as a personal resource for coping with stress and achieving a high level of health. In Materialy nauchno-prakticheskikh kongressov III Vserossiiskogo foruma “Zdorov’e natsii — osnova protsvetaniia Rossii”, (vol. 3, part 1, pp. 24–27). Moscow, Moscow State University Press.(In Russian)

Bonanno G. A., Kennedy P., Galatzer-Levy I. R., Lude P., Elfström M. (2012) Trajectories of resilience, depression, and anxiety following spinal cord injury. Rehabiltation Psychology, 57 (3), 236–247. https://doi.org/10.1037/a0029256

Bruce L. C., Heimberg R. G., Blanco C., Schneier F. R., Liebowitz M. R. (2012). Childhood maltreatment and social anxiety disorder: implications for symptom severity and response to pharmacotherapy. Depress Anxiety, Feb., 29 (2), 131–138. https://doi.org/10.1002/da.20909

Dikaia, L. G., Zhuravlev, A. L. (eds). (2007). Psychology of adaptation and social environment: modern approaches, problems, prospects. Moscow, Institut psikhologii RAN Press. (In Russian)

Ellis, B. J., Dishion, Th. J., Gray, P., Hawley, P. H., Volk, A. A., Giudice del, M., Figueredo, A. J., Griskevicius, V., Jacobs, W. J., James, J., Wilson, D. S. (2012). The evolutionary basis of risky adolescent behavior: Implications for science, policy, and practice. Developmental Psychology, 48, 3, 598–623.

Egorova, L. Z. (2000). Cultivate a resilient personality. Education of schoolchildren, 4, 3–12. (In Russian)

Ershova, I. A., Permiakova, M. E., Sadkina, T. M. (2019). Relationship of resilience with self-esteem and coping strategies in adolescent boys and girls. Pedagogical Education in Russia, 4, 133–140. (In Russian)

Golovei, L. A. (2016). Development and Developmental Psychology. Moscow, Iurait Publ., 2016. (In Russian)

Ivanova, A. I. (2014). Socio-psychological adaptation: classification and mechanisms. Bulletin of the State University of Management, 9, 255–259. (In Russian)

Kholmogorova, A. B., Garanian, N. G., Petrova, G. A. (2003). Social support as a subject of scientific study and its impairment in patients with affective spectrum disorders. Social and Clinical Psychiatry, 2, 15–23. (In Russian)

Kholmogorova, A. B., Moskovskaia M. S., Sheriagina E. V. (2014). Alexithymia and the ability to provide various types of social support. Counseling psychology and psychotherapy, 22 (4), 115–129. (In Russian)

Kompaniets, V. I. (2014). Gender aspects of socio-psychological adaptation of high school students. Young scientist, 1 (60), 631–636. (In Russian)

Kriukova, T. L., Saporovskaia, M. V., Khazova, S. A. (2017). Coping with difficulties and the lifestyle of a contemporary. Bulletin of the Kostroma State University. Ser. Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 1, 91–96. (In Russian)

Kriukova, T. L. (2013). Psychology of coping behavior: Current state and psychological, sociocultural perspectives. Bulletin of the Kostroma State University. Ser. Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 5, 184–188. (In Russian)

Kuftyaka, E. (2015). Resilience and adaptation of adolescents. Health and Health Psychology. Vol. 5. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (pp. 59–63). http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2015.07.7

Kurock, R., Gruchel, N., Bonanati, S., Heike, M. (2022). Family Climate and Social Adaptation of Adolescents in Community Samples: A systematic review. Adolescent Research Review, 7, 551–563. http://dx.doi.org/10.1007/s40894-022-00189-2

Lazareva, Yu. V., Govendiaeva, A. A. (2021). Features of resilience and propensity to deviant behavior in adolescence. CITISE (Centre of Innovative Technologies and Social Expertise), 2 (28), 447–460. (In Russian)

Leont’ev D. A. (2002). Personal in personality: personal potential as the basis of self-determination. Scientific Notes of the Department of General Psychology of Moscow State University. M. V. Lomonosov, 1, 56–65. (In Russian)

Leont’ev D. A., Rasskazova E. I. (2006). Resilience test. Moscow, Smysl Publ. (In Russian)

Lichner, V., Lovasova, S., Vaskova, A. (2018). Loneliness and its characteristics in adolescence. Journal of Interdisciplinary Research, 8, 2, 152–158.

Lifintsev, D. V., Serykh, A. B., Lifintseva, A. A. (2017). Uncertainty tolerance in the context of social support: gender specificity in youth. National Psychological Journal, 2 (26), 98–105. (In Russian)

Lifintseva, A. A., Zhivotiagin, R. R. (2012). Relationship between the characteristics of social networks of adolescents and their level of psychosomatic health. Clinical and Special Psychology, 1 (2). (In Russian)

Loginova, M. V. (2009). Resilience as an internal key resource of the individual. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 6, 19–22. (In Russian)

Nalchadzhan A. A. (1988). Socio-psychological adaptation of personality (forms and strategies). Erevan, AN ArmSSR Press. (In Russian)

Połomski, P., Peplińska, A., Lewandowska-Walter, A., Borchet, J. (2021) Exploring resiliency and parentification in Polish adolescents. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18 (21), 11454. https://doi.org/10.3390/ijerph182111454

Rutter, M. (2012). Resilience as a dynamic concept. Developmental and Psychopathology, 24 (2), 335–344. https://doi.org/10.1017/S0954579412000028

Saporovskaia, M. V., Kriukova, T. L. (2017). The lifestyle of a contemporary in the context of coping with difficulties. Herald of Omsk University, 4, 12–18. (In Russian)

Smetana, J. G., Campione-Barr, N., Metzger, A. (2006). Adolescent development in interpersonal and societal context. Annual Review of Psychology, vol. 57, 255–284.

Sommer, G., Fydrich, T. (1989). Soziale Unterstützung. Diagnostik, Kozepte, F#SOZU. Ges. für Verhaltenstherapy. Materiale no. 22. Tübingen, 1989.

Surzykiewicz, J., Skalski, S. B., Sołbut, A., Rutkowski, S., Konaszewski, K. (2022) Resilience and regulation of emotions in adolescents: Serial mediation analysis through self-esteem and the perceived social support. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19 (13), 8007. https://doi.org/10.3390/ijerph19138007

Titova, O. I., Kholodtseva, E. L. (2017). Hardiness as a factor of socio-psychological adaptation of gifted schoolchildren. Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Social and economic psychology, 2, 4 (8), 43–70. (In Russian)

Zaretskii, V. K., Smirnova, N. S., Zaretskii, Yu. V., Evlashkina, N. M., Kholmogorova, A. B. (2016). Three main problems of a teenager with deviant behavior. Why do they arise? How to help? Moscow, Forum Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

16.12.2023

Как цитировать

Головей, Л., & Галашева, О. (2023). Роль социальной поддержки и жизнестойкости в социально-психологической адаптации юношей и девушек. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 13(4), 509–522. https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.405

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)