Психология развития и дифференциальная психология в Санкт-Петербургском государственном университете (25 лет со дня основания кафедры)
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.101Аннотация
В 2023 г. кафедре психологии развития и дифференциальной психологии исполнилось 25 лет. В статье рассматриваются основные этапы научного исследования проблем психологии развития и дифференциальной психологии в петербургской психологической школе. Б.Г.Ананьев исходил из необходимости изучения человека в единстве его свойств как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности в процессе его индивидуального развития. Идеи целостности человека и непрерывности развития заложены им в основу научного изучения индивидуальности. Для целей такого изучения необходимо объединение усилий психологии развития и дифференциальной психологии и применение методов комплексного исследования. Первоначально данное направление сформировалось в рамках кафедры общей психологии, эмпирические исследования проводились сотрудниками лаборатории дифференциальной психологии и антропологии НИИКСИ начиная с 1963 г. Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии была открыта в 1998 г. Исследования кафедры охватывают все периоды развития человека, начиная от перинатального и заканчивая периодом поздней взрослости и старения. Бывшими и сегодняшними сотрудниками кафедры проведены масштабные исследования интеллектуального потенциала подростков, проживающих в разных экологических условиях. Исследовались условия, факторы и механизмы самоосуществления личности в подростковый, юношеский и взрослый периоды. Проведено комплексное изучение стрессоров повседневной жизни и механизмов совладания с ними на разных этапах взрослости. С позиций интегративного подхода были изучены параметры психо-эмоционального благополучия подростков и взрослых. Проведены исследования влияния стресса, связанного с пандемией, на беременных женщин и развитие детей и множества других проблем. История кафедры представлена четырьмя поколениями исследователей, начиная от непосредственных учеников Б.Г.Ананьева — М.Д.Александровой, Е.Ф.Рыбалко, Н.А.Розе-Грищенко — и заканчивая учениками их учеников.
Ключевые слова:
психология развития, дифференциальная психология, онтогенез, комплексные исследования
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.