Психология развития и дифференциальная психология в Санкт-Петербургском государственном университете (25 лет со дня основания кафедры)

Авторы

  • Лариса Головей Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-9252-0980

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.101

Аннотация

В 2023 г. кафедре психологии развития и дифференциальной психологии исполнилось 25 лет. В статье рассматриваются основные этапы научного исследования проблем психологии развития и дифференциальной психологии в петербургской психологической школе. Б.Г.Ананьев исходил из необходимости изучения человека в единстве его свойств как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности в процессе его индивидуального развития. Идеи целостности человека и непрерывности развития заложены им в основу научного изучения индивидуальности. Для целей такого изучения необходимо объединение усилий психологии развития и дифференциальной психологии и применение методов комплексного исследования. Первоначально данное направление сформировалось в рамках кафедры общей психологии, эмпирические исследования проводились сотрудниками лаборатории дифференциальной психологии и антропологии НИИКСИ начиная с 1963 г. Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии была открыта в 1998 г. Исследования кафедры охватывают все периоды развития человека, начиная от перинатального и заканчивая периодом поздней взрослости и старения. Бывшими и сегодняшними сотрудниками кафедры проведены масштабные исследования интеллектуального потенциала подростков, проживающих в разных экологических условиях. Исследовались условия, факторы и механизмы самоосуществления личности в подростковый, юношеский и взрослый периоды. Проведено комплексное изучение стрессоров повседневной жизни и механизмов совладания с ними на разных этапах взрослости. С позиций интегративного подхода были изучены параметры психо-эмоционального благополучия подростков и взрослых. Проведены исследования влияния стресса, связанного с пандемией, на беременных женщин и развитие детей и множества других проблем. История кафедры представлена четырьмя поколениями исследователей, начиная от непосредственных учеников Б.Г.Ананьева — М.Д.Александровой, Е.Ф.Рыбалко, Н.А.Розе-Грищенко — и заканчивая учениками их учеников.

Ключевые слова:

психология развития, дифференциальная психология, онтогенез, комплексные исследования

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Акинщикова Г. И. Соматическая и психофизиологическая организация человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.

Василенко В. Е., Манукян В. Р. Возрастные кризисы жизненного цикла: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.

Веккер Л. М., Палей И. М. Информация и энергия в психическом отражении // Ученые записки ЛГУ. Сер. психологических наук. Вып. 3. Экспериментальная и прикладная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. С. 61–66.

Глинкина Л. С., Василенко В. Е. Анкета увлеченности компьютерными играми для юношей и взрослых: психометрические характеристики // Известия Саратовского университета. Нов. Сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, № 2 (42). С. 154–167.

Головей Л. А., Данилова М. В., Рыкман Л. В., Петраш М. Д., Манукян В. Р., Леонтьева М. Ю., Александрова Н. А. Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование. СПб.: Нестор-История, 2015.

Головей Л. А., Дерманова И. Б. Дифференциальная психология: современный взгляд // Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2012. Вып. 2. С. 3–16.

Головей Л. А., Савенышева С. С., Василенко В. Е. Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольников // Социальная психология и общество. 2016а. Т. 7, № 2. С. 5–18.

Головей Л. А., Савенышева С. С., Энгельгардт Е. Е. Структура семьи и родительское воспитание как факторы интеллектуального развития дошкольников // Социальная психология и общество. 2016б. Т. 7, № 3. С. 18–32.

Дерманова И. Б. Дифференциальная психология: учебник. М.: Академия, 2015.

Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития / под ред. А. А. Крылова, Л. А. Головей. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.

Кулешова Л. Н. Сенсорно-перцептивная организация в структуре психологических характеристик человека // Известия Академии педагогических и социальных наук. 1997. Вып. 2. С. 50–55.

Логинова Н. А. Опыт человекознания. История комплексного подхода в психологических школах В. М. Бехтерева и Б. Г. Ананьева. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.

Онтопсихология: учебное пособие / под ред. А. А. Крылова, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.

Развитие психофизиологических функций взрослых людей / под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М.: Педагогика, 1972.

Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.

Психологическая зрелость личности / под ред. Л. А. Головей. СПб.: Скифия-принт, 2014.

Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Л. А. Головей. М.: Юрайт, 2015.

Психоэмоциональное благополучие: интегративный подход / под ред. Л. А. Головей. СПб.: Нестор-История, 2020.

Розе-Грищенко Н. А. Психомоторика взрослого человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.

Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

Рыбалко Е. Ф. Дифференциально-психологические проблемы развития человека. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010.

Стрижицкая О. Ю. Позитивная психология старения: условия, факторы и социальные эффекты геротрансцендентности: дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2018.


References

Akinschikova, G. I. (1977). Somatic and psychophysiological organization of a person. Leningrad, Leningrad State University Press.

Ananyev, B. G. (1969). Man as an object of knowledge. Leningrad, Leningrad State University Press.

Glinkina, L. S., Vasilenko, V. E. (2022). Questionnaire of passion for computer games for boys and adults: psychometric characteristics. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 11, 2 (42), 154–167.

Golovei, L. A., Danilova, M. V., Rykman, L. V., Petrash, M. D., Manukian, V. R., Leont’eva, M. Iu., Aleksandrova, N. A. (2015). Professional personal development: the beginning of the journey. Empirical research. St. Petersburg, Nestor-Istoriia Publ.

Golovey, L. A., Dermanova, I. B. (2012). Differential psychology: a modern view. Vestnik of St. Petersburg State University. Ser. 16, 2, 3–16.

Golovey, L. A., Savenysheva, S. S., Engelgardt, E. E. (2016б). Family structure and parental education as factors in the intellectual development of preschool children. Social Psychology and Society, 7, 3, 18–32.

Golovey, L. A., Savenysheva, S. S., Vasilenko, V. E. (2016a). Family structure and family education as factors in the development of the personality of preschoolers. Social Psychology and Society, 7, 2, 5–18.

Dermanova, I. B. (2015). Differential psychology: textbook. Moscow, Academiia Publ.

Development of psychophysiological functions of adults. (1972). B. G. Ananyev, E. I. Stepanova (eds). Moscow, Pedagogika Publ.

Developmental psychology and age psychology: textbook and workshop for academic bachelor’s degree. (2015). L. A. Golovey (ed.). Moscow, Iurait Publ.

Human intellectual potential: Development problems. (2003). A. A. Krylov, L. A. Golovey (eds). St. Petersburg, St. Petersburg University Press.

Kuleshova, L. N. (1997). Sensory-perceptual organization in the structure of human psychological characteristics. Proceedings of the Academy of Pedagogical and Social Sciences. 2, 50–55.

Loginova, N. A. (2005). Human knowledge experience. History of an integrated approach in psychological schools V. M. Bekhterev and B. G. Ananyev. St. Petersburg, St. Petersburg University Press.

Ontopsychology: textbook. (2003). A. A. Krylova, E. F. Rybalko (eds). St. Petersburg, St. Petersburg University Press.

Psycho-emotional well-being: an integrative approach. (2020). L. A. Golovey (ed.). St. Petersburg, Nestor-Istoriia Publ.

Psychodiagnostic methods (in a complex longitudinal study of students). (1976). Leningrad, Leningrad State University Press.

Psychological maturity of the individual. (2014). L. A. Golovey (ed.). St. Petersburg, Skifiia-print Publ.

Rose-Grischenko, N. A. (1970). Psychomotor behavior of an adult. Leningrad, Leningrad State University Press.

Rybalko, E. F. (1990). Developmental and differential psychology. Leningrad, Leningrad State University Press.

Rybalko, E. F. (2010). Differential psychological problems of human development. St. Petersburg, St. Petersburg University Press.

Strizhitskaya, O. Yu. (2018). Positive psychology of aging: Conditions, factors and social effects of gerotranscendence: Dr. Sci. thesis (Psychology). St. Petersburg.

Vasilenko, V. E., Manukyan, V. R. (2006). Age-related crises of the life cycle: Textbook. St. Petersburg, St. Petersburg University Press.

Wekker, L. M., Paley, I. M. (1971). Information and energy in mental reflection. Scientific notes of Leningrad State University. Psychological Science Series. Iss. 3. Experimental and applied psychology (pp. 61–66). Leningrad, Leningrad State University Press.

Опубликован

26.04.2024

Как цитировать

Головей, Л. (2024). Психология развития и дифференциальная психология в Санкт-Петербургском государственном университете (25 лет со дня основания кафедры). Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 14(1), 14–24. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.101

Выпуск

Раздел

Предисловие

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)