Повседневный стресс и удовлетворенность жизнью девушек подросткового возраста

Авторы

  • Лариса Головей Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Ольга Галашева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.403

Аннотация

Рассматриваются повседневные стрессоры подростков-девушек. Задачи исследования: разработка и  апробация опросника повседневных стрессоров для подростков; определение стрессовой напряженности различных сфер жизни; выявление соотношения стрессовой напряженности и удовлетворенности жизнью. Методы: авторский опросник повседневных стрессоров для подростков, шкала воспринимаемого стресса (В.А.Абабков и др.), шкала удовлетворенности жизнью (Е.Динер и др.). Описана процедура создания и апробации опросника. В списке из 93 событий подростков просили отметить те, которые произошли c ними за последние две недели и указать силу переживания по 10-балльной шкале. Выборка: 122 девушки, возраст: 13–17 лет. Факторизация выделила семь блоков событий, отнесенных к сферам: «Одиночество, страхи»; «Финансы»; «Школа, учеба»; «Отвержение»; «Общение со старшими»; «Дела, планирование»; «Конкуренция, самоотношение». Коэффициент пригодности α Кронбаха для всего опросника 0,956. Проверка содержательной и конвергентной валидности проводилась с использованием сравнительного, корреляционного, факторного, регрессионного анализа. Обнаружены прямые взаимосвязи количества стрессовых событий и  силы переживания с  такими параметрами, как «Перенапряжение», «Противодействие стрессу», «Воспринимаемый стресс», содержащимися в  методике ШВС-10, что подтвердило конвергентную валидность опросника. Типологический анализ выявил более высокий уровень стрессовой нагрузки у девушек с низкой удовлетворенностью жизнью. При корреляционном анализе обнаружены отрицательные связи удовлетворенности жизнью с количеством стрессоров (p≤0,05), силой переживания (p≤0,01) и показателями методики ШВС-10 (p≤0,01). Регрессионный анализ показал, что удовлетворенность жизнью является предиктором, снижающим уровень воспринимаемого стресса (p≤0,000), перенапряжения (p≤0,000), противодействия стрессу (p≤0,000), количества стрессоров в  сферах «Одиночество, страхи» (p≤0,000); «Финансы» (p≤0,006); «Школа, учеба» (p≤0,026); «Отвержение» (p≤0,003), «Общение со старшими» (p≤0,001).

Ключевые слова:

подростковый возраст, повседневные стрессоры, восприятие стрессоров, перенапряжение

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Абабков В. А., Барышникова К., Воронцова-Венгер О. В., Горбунов И. А., Капранова С. В., Пологаева Е. А., Стуклов К. А. Валидизация русскоязычной версии опросника «Шкала воспринимаемого стресса-10» // Вестник СПбГУ. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 2. С. 6–15. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.202

Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология личности. Самара, 1999. С. 95–113.

Головей Л. А., Данилова М. В., Данилова Ю. Ю. Самоотношение и отношения со значимыми взрослыми как факторы удовлетворенности жизнью у подростков // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8, № 1. С. 108–125. https://doi.org/10.17759/sps.2017080107

Головей Л. А., Петраш М. Д., Стрижицкая О. Ю., Савенышева С. С., Муртазина И. Р. Роль психологического благополучия и удовлетворенности жизнью в восприятии повседневных стрессоров // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26, № 4. С. 8–26. https://doi.org/10.17759/cpp.2018260402

Захарова О. В. Ценностные ориентации учащихся 8–9-х классов // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2009. № 10. C. 65–68.

Клочко В. Е. (ред.). Возрастная психология: учеб. пособие для высш. учеб, заведений. М.: Владос-Пресс, 2003.

Кошкаров В. И., Бородина В. Н., Кадетова Л. А. Исследование взаимосвязи одиночества и самооценки у подростков // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 201–205.

Краснова В. В., Холмогорова А. Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация // Психологическая наука и образование psyedu.ru: [электронный ресурс]. 2011. № 1. С. 140–150. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39944.shtml (дата обращения: 13.06.2022).

Мыскина К. И. Эмоциональный стресс и семейная ситуация в подростковом возрасте // Успехи современной науки: теоретические и прикладные аспекты. 2018. № 23. С. 120–122.

Одинцова М. А. Преодолевающее поведение подростков, субъективно оценивающих себя жертвами школьной травли // Вестник практической психологии образования. 2015. Т. 12. № 2. С. 83–86.

Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Сборник материалов III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН; Российское общество социологов, 2008. С. 17.

Падун М. А., Псядло И. А. Регуляция эмоций и психологический дистресс у представителей российской и итальянской культур // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладание / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко, Н. В. Тарабриной, Н. Е. Харламенковой. М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 124–139.

Петраш М. Д., Стрижицкая О. Ю., Головей Л. А., Савенышева С. С. Опросник повседневных стрессоров // Психологические исследования. 2018. № 11 (57). https://doi.org/10.54359/ps.v11i57.326

Рахимкулова А. С., Розанов В. А. Связь проблем психического здоровья подростков с субъективным переживанием стресса // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2020. Т. 20, № 3. С. 18–27.

Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Я-концепция в подростковом возрасте и ее роль в формировании механизмов адаптации. М.: МГМСУ, 2014.

Скоробогатых А. О. Взаимосвязь причин стрессового состояния при взаимодействии с людьми из ближайшего социального окружения и копинг-стратегий в подростковом возрасте // Успехи современной науки. 2016. № 6, т. 4. С. 93–94.

Харламенкова Н. Е. Эмоциональное оскорбление и пренебрежение и его психологические последствия для личности в разные периоды взрослости // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладание / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко, Н. В. Тарабриной, Н. Е. Харламенковой. М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 193–215.

Холмогорова А. Б., Горчакова В. А. Травматический стресс и его влияние на субъективное благополучие и психологическое здоровье: Апробация Эссенского опросника травматических событий // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 3. С. 120–137.

Azpiazu I. L., Fernández A. R., Palacios E. G. Adolescent life satisfaction explained by social support, emotion regulation, and resilience // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. P. 694183. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.694183

Compas B. E., Wagner B. M. Psychosocial stress during adolescence: Intrapersonal and interpersonal processes // Adolescence, stress, and coping. New York: Aldine de Gruyter, 1991. P. 67–85.

Daughters S. B., Gorka S. M., Matusiewicz A., Anderson K. Gender specific effect of psychological stress and cortisol reactivity on adolescent risk taking // Journal of Abnormal Child Psychology. 2013. Vol. 41 (5). P. 749–758. https://doi.org/10.1007/s10802-013-9713-4

Gjerde P. F., Block J., Block J. H. Depressive symptoms and personality during late adolescence: Gender differences in the externalization–internalization of symptom expression // Journal of Abnormal Psychology. 1988. Vol. 97. P. 475–486. https://doi.org/10.1037/0021-843X.97.4.475

Hankin B. L., Mermelstein R., Roesch L. Sex differences in adolescent depression: Stress exposure and reactivity models // Child Development. 2007. Vol. 78 (1). P. 279–295. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2007.00997.x

Kanner A. D., Coyne J. C., Schaefer C., Lazarus R. S. Comparison of two modes of stress measurement: daily hassles and uplifts versus major life events // Journal of Behavioral Medicine. 1981. Vol. 4. P. 1–39. https://doi.org/10.1007/BF00844845

Kim K., Conger R. D., Elder Gr., Lorenz F. O. Reciprocal influences between stressful life events and adolescent internalizing and externalizing problems // Child Development. 2003. Vol. 74 (1). P. 127–143. https://doi.org/10.1111/1467-8624.00525

Kopina O. S., Souslova E. A., Zaikin E. V. Stress level in Moscow population in 1986–1992 // Materials of the 3rd International Congress of Behavioral Medicine. Amsterdam, 1994. P. 162.

Larson R., Ham M. Stress and ‘storm and stress’ in early adolescence: The relationship of negative events with dysphoric affect // Developmental Psychology. 1993. Vol. 29 (1). P. 130–140. https://doi.org/10.1037/0012-1649.29.1.130

Povedano-Diaz A., Muñiz-Rivas M., Vera-Perea M. Adolescents’ life satisfaction: The role of classroom, family, self-concept and gender // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019. Vol. 17 (1). P. 19. https://doi.org/10.3390/ijerph17010019

Ryff C. D., Keyes C. L. M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69 (4). P. 719–727. https://doi.org/10.1037/0022-3514.69.4.719

Totenhagen C. J. , Serido J., Curran M. A., Butler E. A. Daily hassles and uplifts: A diary study on understanding relationship quality // Journal of Family Psychology. 2012. Vol. 26 (5). P. 719–728. https://doi.org/10.1037/a0029628


References

Ababkov, V. A. Barisnikov, K., Vorontzova-Wenger, O. V., Gorbunov, I. A., Kapranova, S. V., Pologaeva, E. A., Stuklov, K. A. (2016). Validation of the Russian version of the questionnaire “Scale of perceived stress — 10”. Vestnik of Saint Petersburg University, 16 (2), 6–15. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.202 (In Russian)

Azpiazu, I. L., Fernández, A. R., Palacios, E. G. (2021). Adolescent life satisfaction explained by social support, emotion regulation, and resilience. Frontiers in psychology, 12, 694183. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.694183

Bozhovich, L. I. (1999). The phases of formation of the personality in onthogenesis. Psikhologiia lichnosti (pp. 95–113). Samara. (In Russian)

Compas, B. E., Wagner, B. M. (1991). Psychosocial stress during adolescence: Intrapersonal and interpersonal processes. Adolescence, stress, and coping (pp. 67–85). New York, Aldine de Gruyter.

Daughters, S. B., Gorka, S. M., Matusiewicz, A., Anderson, K. (2013). Gender specific effect of psychological stress and cortisol reactivity on adolescent risk taking. Journal Abnormal Child Psychology, 41 (5), 749–758. https://doi.org/10.1007/s10802-013-9713-4

Gjerde, P. F., Block, J., Block, J. H. (1988). Depressive symptoms and personality during late adolescence: Gender differences in the externalization — internalization of symptom expression. Journal of Abnormal Psychology, 97, 475–486. https://doi.org/10.1037/0021-843X. 97.4.475

Golovey, L. A., Danilova, M. V., Danilova, Yu. Yu. (2017). Self-relation and relations with significant adults as factors of satisfaction with life in adolescents. Sotsial’naia psikhologiia i obshchestvo, 8 (1), 108–125. https://doi.org/10.17759/sps.2017080107 (In Russian)

Golovey, L. A., Petrash, M. D., Strizhitskaya, O. Yu., Savenysheva, S. S., Murtazina, I. R. (2018). The role of psychological well-being and life satisfaction in perception of daily stress. Konsul’tativnaia psikhologiia i psikhoterapiia, 26 (4), 8–26. https://doi.org/10.17759/cpp.2018260402 (In Russian)

Hankin, B. L., Mermelstein, R., Roesch, L. (2007). Sex differences in adolescent depression: Stress exposure and reactivity models. Child Development, 78 (1), 279–295. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2007.00997.x

Kanner, A. D., Coyne, J. C., Schaefer, C., Lazarus, R. S. (1981). Comparison of two modes of stress measurement: daily hassles and uplifts versus major life events. Journal of Behavioral Medicine, 4, 1–39. https://doi.org/10.1007/BF00844845

Kharlamenkova, N. E. (2016). Emotional abuse and neglect and its psychological consequences for personality in different periods of adulthood. In: A. L. Zhuravlev, E. A. Sergienko, N. V. Tarabrina, N. E. Kharlamenkova (eds). Psikhologiia povsednevnogo i travmaticheskogo stressa: ugrozy, posledstviia, sovladanie (pp. 193–215). Moscow, Institut psikhologii RAN Press. (In Russian)

Kholmogorova, A. B., Gorchakova, V. A. (2013). Traumatic stress and its influence on subjective wellbeing and mental health: validation of the Hessen trauma inventory. Konsul’tativnaia psikhologiia i psikhoterapiia, 3, 120–137. (In Russian)

Kim, K., Conger, R. D., Elder, Gr., Lorenz, F. O. (2003). Reciprocal influences between stressful life events and adolescent internalizing and externalizing problems. Child Development, 74 (1),127–143. https://doi.org/10.1111/1467-8624.00525

Klochko, V. E. (ed.) (2003). Age-related psychology: ucheb. posobie dlia vyssh. ucheb, zavedenii. Vlados-Press Publ. (In Russian)

Kopina, O. S., Souslova, E. A., Zaikin, E. V. (1994). Stress level in Moscow population in 1986–1992. Materials of the 3rd International Congress of Behavioral Medicine. Amsterdam.

Koshkarov, V. I., Borodina, V. N., Kadetova L. A. (2013) Study the relationship of loneliness and self-esteem on adolescents. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, 3, 201–205. (In Russian)

Krasnova, V. V., Kholmogorova, A. B. (2011). Social anxiety and student disadaptation. Psikhologicheskaia nauka i obrazovani psyedu.ru: [electronic resource]. 1. 140–150. Available at: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39944.shtml (accessed: 13.06.2022). (In Russian)

Larson, R., Ham, M. (1993). Stress and ‘storm and stress’ in early adolescence: The relationship of negative events with dysphoric affect. Developmental Psychology, 29 (1), 130–140. Available at: https://doi.org/10.1037/0012-1649.29.1.130

Myskina, K. I. (2018). Emotional stress and family situation in adolescence. Uspekhi sovremennoi nauki: teoreticheskie I prikladnye aspekty, 23, 120–122. (In Russian)

Odintsova, M. A. (2015). Overcoming behavior of adolescents subjectively assessing themselves as victims of school bullying. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniia, 12 (2), 83–86. (In Russian)

Osin, E. N., Leont’ev, D. A. (2008). Approbation of Russian versions of two rapid assessment scales subjective well-being. Sbornik Materialov III Vserossiiskogo sotsiologicheskogo kongressa (p. 17). Moscow, Institut sotsiologii RAN Press; Rossiiskoe obshchestvo sotsiologov Press. (In Russian)

Padun, M. A., Psyadlo, I. A. (2016). Regulation of emotions and psychological distress in representatives of Russian and Italian cultures. In: A. L. Zhuravlev, A. Sergienko, N. V. Tarabrina, N. E. Kharlamenkova (eds). Psikhologiia povsednevnogo i travmaticheskogo stressa: ugrozy, posledstviia, sovladanie (pp. 124–139). Moskow, Institut psichologii RAN Press. (In Russian)

Petrash, M. D., Strizhitskaya, O. Yu., Golovei, L. A., Savenysheva, S. S. (2018). Inventory of daily stressors. Psikhologicheskie issledovaniia, 11 (57). https://doi.org/10.54359/ps.v11i57.326 (In Russian)

Povedano-Diaz, A., Muñiz-Rivas, M., Vera-Perea, M. (2019). Adolescents’ Life Satisfaction: The Role of Classroom, Family, Self-Concept and Gender. International journal of environmental research and public health, 17 (1), 19. https://doi.org/10.3390/ijerph17010019

Rakhimkulova, A. S., Rozanov, V. A. (2020). Association of adolescents’ mental health problem with the subjective feeling of stress. Voprosy psihicheskogo zdorov’ia detei i podrostkov, 20 (3), 18–27. (In Russian)

Ryff, C. D., Keyes, C. L. M. (1995). The structure of psychological well-being revisited. Journal of Personality and Social Psychology, 69 (4), 719–727. https://doi.org/10.1037/0022-3514.69.4.719

Sirota, N. A. (2014). Self-concept in adolescence and its role in the formation of adaptation mechanisms. Moscow, RIO MGMSU Press. (In Russian)

Skorobogatykh, A. O. (2016). The relationship between the causes of stress when interacting with people from the immediate social environment and coping strategies in adolescence. Uspekhi sovremennoi nauki, 6 (4), 93–94. (In Russian)

Totenhagen, C. J., Serido, J., Curran, M. A., Butler, E. A. (2012). Daily hassles and uplifts: A diary study on understanding relationship quality. Journal of Family Psychology, 26 (5), 719–728. https://doi.org/10.1037/a0029628

Zaharova, O. V. (2009). Valuable orientations at pupils of 8-9 forms. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 10 (12), 65–68. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

14.12.2022

Как цитировать

Головей, Л., & Галашева, О. (2022). Повседневный стресс и удовлетворенность жизнью девушек подросткового возраста. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 12(4), 431–448. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.403

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)