Как наш когнитивный и личностный опыт опосредует интеллектуальную успешность? Интеллектуальные компетенции как паттерны когнитивного поведения л
DOI:
https://doi.org/10.21638/1701/spbu16.2017.103Аннотация
В статье вводится понятие интеллектуальных компетенций как паттернов когнитивного поведения личности, проявляющихся в процессе решения задач и опосредующих их успешное решение. Использование метода глубинного полуструктурированного интервью в процессе решения испытуемыми (N = 15) двух различных когнитивных задач позволило нам выделить и содержательно описать 7 интеллектуальных компетенций: 1) преобразующая активность; 2) чувствительность к обратной связи; 3) умение формировать концептуальные гештальты на основе прошлого опыта; 4) параллельная разработка нескольких линий решения; 5) интеллектуальная настойчивость; 6) широта интеллектуального охвата ситуации; 7) активный сбор информации. Было показано, что 4 из этих компетенций (чувствительность к обратной связи, умение формировать концептуальные гештальты на основе прошлого опыта, параллельная разработка нескольких линий решения, широта интеллектуального охвата ситуации) проявляются на одном и том же уровне в процессе решения когнитивных задач различных типов. Интеллектуальные компетенции могут служить альтернативой традиционным подходам к изучению интеллекта, поскольку являются отражением когнитивного и личностного опыта субъекта и опосредуют его интеллектуальную успешность
Ключевые слова:
интеллектуальные компетенции, когнитивное поведение личности, новые подходы к исследованию интеллекта, интеллектуальная продуктивность
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.