Научные основы ранней помощи детям младенческого и раннего возраста и их семьям

Авторы

  • Рифкат Мухамедрахимов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0003-3532-5019

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.401

Аннотация

Принятие Концепции развития ранней помощи (раннего вмешательства) в Российской Федерации, внесение ранней помощи детям и их семьям в федеральный закон и распространение в регионах страны предполагает знакомство профессионального сообщества с ее междисциплинарной научной основой. Настоящая работа направлена на анализ и обобщение данных литературы и представление в единой статье базовых концепций и, по возможности, ранних пионерских работ, послуживших основанием для формирования раннего вмешательства как новой области междисциплинарной практической, научной и образовательной деятельности. Результаты работы свидетельствуют, что в период, предшествовавший появлению раннего вмешательства, и во время его становления в 1980–1990-х гг., международным профессиональным сообществом были выполнены исследования в самых различных областях изучения младенцев и детей раннего возраста. Новые на то время научные данные и теоретические обобщения были получены в области детского психоанализа и психиатрии, педиатрии, психологии развития, нейробиологии, последствий ранней депривации, изучения результативности и экономической эффективности программ раннего детства. Опубликованная в научных изданиях информация была во многом революционной, меняющей представления как о способностях младенцев и закономерностях их раннего становления, так и о программах и методах профессиональной работы. Исследования основанных на научных данных программ вмешательства в области раннего детства показали их результативность и экономическую эффективность. Повышение результативности ранней помощи детям и их семьям в регионах Российской Федерации требует использования полученной в исследованиях научной информации во многих направлениях ее развития: в виде методологической и эмпирической научной основы  программ и методов работы с детьми и семьями, при разработке нормативно-правовых и методических документов, в программах образования и повышения квалификации, в исследовательских проектах.

Ключевые слова:

дети, младенческий и ранний возраст, семьи, ранняя помощь, научные основы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

21.02.2025

Как цитировать

Мухамедрахимов, Р. (2025). Научные основы ранней помощи детям младенческого и раннего возраста и их семьям. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 14(4), 571–587. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.401

Выпуск

Раздел

Теоретико-методологические проблемы психологии