Психология и образование в XXI веке: анализ убеждений российских педагогов относительно использования современных психологических знаний на практике

Авторы

  • Анастасия Сиднева Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, 9 https://orcid.org/0000-0002-9815-9049
  • Дмитрий Чумаченко Московский государственный психолого-педагогический университет, Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29
  • Айдар Калимуллин Казанский (Приволжский) федеральный университет, Российская Федерация, 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18
  • Анастасия Лобанова Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, 9 https://orcid.org/0000-0003-0843-7162

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.211

Аннотация

В статье предлагается подход к оцениванию психологических знаний педагогов через анализ их убеждений относительно доказательных принципов, сформулированных в науках об образовании в последние годы. Исследование проводилось в 2021–2022 гг. на выборке российских педагогов, работающих в школе (N  = 344, 93,3 % женщин, 41,7 % из Москвы). Использовался авторский опросник исследования убеждений школьных педагогов, опирающийся на 20 доказательных психологических принципов, важных для обучения и учения, и оценивающий убеждения в 6 областях: роль учителя в эффективности обучения; отсутствие веры в мифы об учении и обучении; психологически безопасная среда; мотивация учеников; управление классом; оценивание. Уровень убежденности педагогов в истинности доказательных психологических принципов колеблется от 27,9 до 87,9 %, при этом чем выше стаж у педагога, тем реже он верит в такие принципы и тем чаще опирается на бездоказательные утверждения об учении и обучении. Наиболее высокие уровни владения доказательными психологическими знаниями учителями демонстрируются в блоках, касающихся оценивания учеников и создания психологически безопасной среды по сравнению с блоками, описывающими принципы управления классом, мотивацию учеников и роль учителя в эффективности обучения. Также показано, что педагоги считают психологические знания необходимыми скорее в нестандартных, сложных ситуациях практики (дети с низкой учебной мотивацией, низким уровнем учебных умений, конфликты, сильные эмоциональные реакции учащихся), нежели в стандартных ситуациях (подготовка и проведение уроков, взаимодействие с учащимися и их родителями). Исследование показало необходимость дальнейшей разработки такого подхода к исследованию психологических знаний педагогов, который бы опирался на оценку их убеждений в использовании доказательных психологических принципов для разрешения конкретных ситуа ций школьной практики. Полученные данные свидетельствуют о необходимости повышения психологической компетентности педагогов в целом.

Ключевые слова:

психологические знания, учителя, учительские убеждения, психологическая компетентность, принципы эффективного обучения

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Андронова Н. В. Психологическая компетентность как компонент профессиональной компетентности учителя // Вестник Мордовского университета. 2011. № 2. С. 166–171.

Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008.

Бусыгина Н. П., Подушкина Т. Г., Станилевский В. В. Доказательный подход в образовании: критический анализ актуальных дискуссий // Психолого-педагогические исследования. 2021. Т. 13, № 4. С. 162–176. https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130410

Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Работник просвещения, 1926.

Джемс У. Беседы с учителями о психологии. М.: С. Скирмунт, 1902.

Зверева Н. В., Казьмина О. Ю., Каримулина Е. Г. Патопсихология детского и юношеского возраста: учебное пособие. М.: Юрайт, 2019.

Карданова E. Ю., Пономарева А. А., Осин Е. Н., Сафуанов И. С. Сравнительное исследование убеждений и практик учителей математики основной школы в России, Эстонии и Латвии // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 44–81. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2014-2-44-81

Лазаренко Л. А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1. С. 67–68.

Леонтьев А. Н. Овладение учащимися научными понятиями как проблема педагогической психологии: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 161–186.

Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М.: Когито-Центр, 2002.

Рождественская Н. А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. М.: Генезис, 2015.

Соловьева Ю., Кинтанар Л. Организация учебного процесса в соответствии с деятельностной теорией: практическое применение метода // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2021. № 4. С. 143–191. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.04.05

Степанова М. А. От Л. С. Выготского к П. Я. Гальперину: психотехнический подход в психологии образования // Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 14–27.

Степкина М. В. Принципы доказательного образования в развитии одаренности // Социальные явления. 2020. № 2. С. 76–82. https://doi.org/10.47929/2305-7327_2020.02_76-82

Цукерман Г. А., Ермакова И. В. Развивающие эффекты системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова // Психологическая наука и образование. 2003. Т. 8, № 4. С. 56–73.

Щербакова Т. Н. Психологическая компетентность учителя: акмеологический анализ: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Ростов н/Д., 2006. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01003308343.pdf (дата обращения: 21.08.2023).

American Psychological Association, Coalition for Psychology in Schools and Education. Top 20 principles from psychology for preK-12 teaching and learning. 2015. URL: http://www.apa.org/ed/schools/cpse/top-twenty-principles.pdf (дата обращения: 03.11.2022).

Arnon S., Reichel N. Who is the ideal teacher? Am I? Similarity and difference in perception of students of education regarding the qualities of a good teacher and of their own qualities as teachers // Teachers and Teaching. 2007. No. 13. P. 441–464. https://doi.org/10.1080/13540600701561653

Ashton P. T. Historical overview and theoretical perspectives of research on teachers’ beliefs // International Handbook of Research on Teachers’ Beliefs. H. Fives, M. G. Gill (eds). New York: Routledge, 2015. P. 31–47.

Coalition for Psychology in Schools and Education. Report on the Teacher Needs Survey. (2019). Washington: American Psychological Association, Center for Psychology in Schools and Education. URL: https://www.apa.org/ed/schools/coalition/2019-teacher-needs-report.pdf (дата обращения: 04.08.2022).

De Bruyckere P., Kirschner P. A., Hulshof C. D. Urban myths about learning and education // Myths about Learning. London: Elsevier, 2015. P. 17–92. https://doi.org/10.1016/b978-0-12-801537-7.00003-2

Dunlosky J., Rawson K. A., Marsh E. J., Nathan M. J., Willingham D. T. Improving students’ learning with effective learning techniques: Promising directions from cognitive and educational psychology // Psychological Science in the Public Interest. 2013. No. 14. P. 4–58. https://doi.org/10.1177/1529100612453266

Eisenhart M., Shrum J., Harding J., Cuthbert A. Teacher beliefs: Definitions, findings, and directions // Educational Policy. 1988. No. 2 (1). P. 51–70. https://doi.org/10.1177/0895904888002001004

Fives H., Buehl M. M. Spring cleaning for the “messy” construct of teachers’ beliefs: What are they? Which have been examined? What can they tell us? // APA educational psychology handbook. Vol. 2: Individual differences and cultural and contextual factors. Washington: American Psychological Association, 2011. P. 471–499. https://doi.org/10.1037/13274-019

Hattie J. Visible Learning. London: Routledge, 2008. https://doi.org/10.4324/9780203887332

Kiewra K. A., Gubbels P. S. Are educational psychology courses educationally and psychologically sound? What textbooks and teachers say // Educational Psychology Review. 1997. No. 9. P. 121–148. https://doi.org/10.1023/A:1024788428888

Kyriakides L., Campbell R. J., Christofidou E. Generating criteria for measuring teacher effectiveness through a self-Evaluation approach: A complementary way of measuring teacher effectiveness // School Effectiveness and School Improvement. 2002. No. 13. P. 291–325. https://doi.org/10.1076/sesi.13.3.291.3426

Maluf M. R., Almeida Sargiani R. de. Educational and school psychology in Latin American countries: Challenges and new possibilities // Psychology in Latin America. Cham: Springer, 2018. https://doi.org/10.1007/978-3-319-93569-0_6

Menz C., Spinath B., Seifried E. Misconceptions die hard: Prevalence and reduction of wrong beliefs in topics from educational psychology among preservice teachers // European Journal of Psychology of Education. 2021. No. 36. P. 477–494. https://doi.org/10.1007/s10212-020-00474-5

Niemi H. Relationships of Teachers’ Professional Competences, Active Learning and Research Studies in Teacher Education in Finland // Reflecting Education. 2012. No. 8. P. 23–44.

Pajares M. F. Teachers’ beliefs and educational research: Cleaning up a messy construct // Review of Educational Research. 1992. No. 62 (3). P. 307–332. https://doi.org/10.3102/00346543062003307

Podolsky A. I. Toward applied model-based theory construction // D. Ifenthaler, P. Pirnay-Dummer, M. Spector (eds). Understanding Models for Learning and Instruction. Cham: Springer; 2008. P. 211–223. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-0-387-76898-4_11 (дата обращения: 21.08.2023).

Sundberg D. From pedagogik to educational sciences? Higher education reform, institutional settings and the formation of the discipline of educational science in Sweden // European Educational Research Journal. 2007. No. 6 (4). P. 393–410. https://doi.org/10.2304/eerj.2007.6.4.393

Tan A.-G. Psychology in teacher education: A perspective from Singapore’s pre-service teachers // Asia Pacific Education Review. 2006. No. 7. P. 1–10. https://doi.org/10.1007/BF03036779

Turner J. C., Christensen A., Meyer D. K. Teachers’ beliefs about student learning and motivation // L. J. Saha, A. G. Dworkin (eds). International Handbook of Research on Teachers and Teaching. Boston: Springer, 2009. https://doi.org/10.1007/978-0-387-73317-3_23

Van Oers B., Pompert B. Assisting teachers in curriculum innovation: An international comparative study // New Ideas in Child and Educational Psychology. 2021. No. 1 (1). P. 43–76. https://doi.org/10.11621/nicep.2021.0103

Vysotskaya E., Lobanova A., Yanishevskaya M. The “Moon Test”: A step toward evaluation of educational text comprehension through model mediation // Psychology in Russia: State of the Art. 2021. No. 14 (4). P. 111–129. http://doi.org/10.11621/pir.2021.0408

Zinkiewicz L., Hammond N., Trapp A. Applying Psychology Disciplinary Knowledge to Psychology Teaching and Learning: A review of selected psychological research and theory with implications for teaching practice. New York: The Higher Education Academy Psychology Network, 2003. (Report and Evaluation Series; No. 2). https://doi.org/10.1037/e718142011-001

Wolf Sh., Brown A. Teacher beliefs and student learning // Human Development. 2023. No. 67 (1). P. 37–54. https://doi.org/10.1159/000529450


References

Akhutina, T. V., Pylaeva, N. M. (2008). Overcoming the difficulties of teaching: a neuropsychological approach. St. Petersburg, Piter Publ. (In Russian)

American Psychological Association, Coalition for Psychology in Schools and Education (2015). Top 20 principles from psychology for preK-12 teaching and learning. Available at: http://www.apa.org/ed/schools/cpse/top-twenty-principles.pdf (accessed: 03.11.2022).

Andronova, N. V. (2011). Psychological competence as a component of a teacher’s professional competence. Vestnik Mordovskogo universiteta, 2, 166–171. (In Russian)

Arnon, S., Reichel, N. (2007). Who is the ideal teacher? Am I? Similarity and difference in perception of students of education regarding the qualities of a good teacher and of their own qualities as teachers. Teachers and Teaching, 13, 441–464. https://doi.org/10.1080/13540600701561653

Ashton, P. T. Historical overview and theoretical perspectives of research on teachers’ beliefs. In: H. Fives, M. G. Gill (eds). International Handbook of Research on Teachers’ Beliefs. New York, Routledge, 2015.

Busigina, N. P., Podushkina, T. G., Stanilevskii, V. V. (2021). Evidence-based approach in education: A critical analysis of current discussions. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniia, 13 (4), 162–176. https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130410 (In Russian)

Coalition for Psychology in Schools and Education. Report on the Teacher Needs Survey (2019). Washington: American Psychological Association, Center for Psychology in Schools and Education. Available at: https://www.apa.org/ed/schools/coalition/2019-teacher-needs-report.pdf (accessed: 04.08.2022).

De Bruyckere, P., Kirschner, P. A., Hulshof, C. D. (2015). Urban myths about learning and education. In: Myths about Learning (pp. 17–92). London, Elsevier. https://doi.org/10.1016/b978-0-12-801537-7.00003-2

Dunlosky, J., Rawson, K. A., Marsh, E. J., Nathan, M. J., Willingham, D. T. (2013). Improving students’ learning with effective learning techniques: Promising directions from cognitive and educational psychology. Psychological Science in the Public Interest, 14, 4–58. https://doi.org/10.1177/1529100612453266

Eisenhart, M., Shrum, J., Harding, J., Cuthbert, A. (1988). Teacher beliefs: Definitions, findings, and directions. Educational Policy, 2 (1), 51–70. https://doi.org/10.1177/0895904888002001004

Fives, H., Buehl, M. M. (2011). Spring cleaning for the “messy” construct of teachers’ beliefs: What are they? Which have been examined? What can they tell us? In: APA educational psychology handbook, vol. 2: Individual differences and cultural and contextual factors (pp. 471–499). https://doi.org/10.1037/13274-019

Hattie, J. (2008). Visible Learning. London, Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203887332

James, W. (1902). Conversations with teachers about psychology. Moscow: S. Skirmunt Publ. (In Russian)

Kardanova, E. Yu., Ponomareva, A. A., Osin, E. N., Safuanov, I. S. (2014). Comparative studies of beliefs and practices of primary school mathematics teachers in Russia, Estonia and Latvia. Voprosy obrazovaniia, 2, 44–81. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2014-2-44-81 (In Russian)

Kiewra, K. A., Gubbels, P. S. (1997). Are educational psychology courses educationally and psychologically sound? What textbooks and teachers say. Educational Psychology Review, 9, 121–148. https://doi.org/10.1023/A:1024788428888

Kyriakides, L., Campbell, R. J., Christofidou, E. (2002). Generating criteria for measuring teacher effectiveness through a self-evaluation approach: A complementary way of measuring teacher effectiveness. School Effectiveness and School Improvement, 13, 291–325. https://doi.org/10.1076/sesi.13.3.291.3426

Lazarenko, L. A. (2008). Psychological competence of a teacher as a factor of professionalization. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 1, 67–68. (In Russian)

Leontiev, A. N. (1980). Students’ mastery of scientific concepts as a problem of educational psychology. In: I. I. Ilyasov, V. Ya. Lyaudis (eds). Khrestomatiia po vozrastnoi i pedagogicheskoi psikhologii. Moscow, MSU Press. (In Russian)

Maluf, M. R., Almeida Sargiani, R. de. (2018). Educational and school psychology in Latin American countries: Challenges and new possibilities. In: Psychology in Latin America. Cham, Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-319-93569-0_6

Menz, C., Spinath, B., Seifried, E. (2021). Misconceptions die hard: Prevalence and reduction of wrong beliefs in topics from educational psychology among preservice teachers. European Journal of Psychology of Education, 36, 477–494. https://doi.org/10.1007/s10212-020-00474-5

Niemi, H. (2012). Relationships of Teachers’ Professional Competences, Active Learning and Research Studies in Teacher Education in Finland. Reflecting Education, 8, 23–44.

Pajares, M. F. (1992). Teachers’ beliefs and educational research: Cleaning up a messy construct. Review of Educational Research, 62 (3), 307–332. https://doi.org/10.3102/00346543062003307

Podolsky, A. I. Toward applied model-based theory construction. In: D. Ifenthaler, P. Pirnay-Dummer, M. Spector (eds). Understanding Models for Learning and Instruction (pp. 211–223). Cham, Springer. Available at: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-0-387-76898-4_11 (accessed: 21.08.2023).

Raven, J. (2002). Competence in Modern Society. Moscow, Kogito-Tsentr Publ. (In Russian)

Rozhdestvenskaya, N. A. (2015). Deviant Behavior and the Basics of its Prevention in Adolescents. Moscow, Genezis Publ. (In Russian)

Shcherbakova, T. N. (2006). Psychological competence of a teacher: Acmeological analysis: Thesis of Doctoral diss. Rostov on Don. Available at: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01003308343.pdf (accessed: 21.08.2023). (In Russian)

Solovieva, Yu., Quintanar, L. (2021). Organization of the educational process in accordance with the activity theory: Practical application of the method. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Ser. 14. Psikhologiia, 4, 143–191. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.04.05 (In Russian)

Stepanova, M. A. (2010). From L. S. Vygotsky to P. Ya. Galperin: A psychotechnical approach in the psychology of education. Voprosy psikhologii, 4, 14–27. (In Russian)

Stepkina, M. V. (2020). Principles of evidence-based education in the development of giftedness. Sotsial’nye iavleniia, 2, 76–82. https://doi.org/10.47929/2305-7327_2020.02_76-82 (In Russian)

Sundberg, D. (2007). From pedagogik to educational sciences? Higher education reform, institutional settings and the formation of the discipline of educational science in Sweden. European Educational Research Journal, 6 (4), 393–410. https://doi.org/10.2304/eerj.2007.6.4.393

Tan, A.-G. (2006). Psychology in teacher education: A perspective from Singapore’s pre-service teachers. Asia Pacific Education Review, 7, 1–10. https://doi.org/10.1007/BF03036779

Turner, J. C., Christensen, A., Meyer, D. K. (2009). Teachers’ beliefs about student learning and motivation. In: L. J. Saha, A. G. Dworkin (eds), International Handbook of Research on Teachers and Teaching. Boston, Springer. https://doi.org/10.1007/978-0-387-73317-3_23

Van Oers, B., Pompert, B. (2021). Assisting teachers in curriculum innovation: An international comparative study. New Ideas in Child and Educational Psychology, 1 (1), 43–76. https://doi.org/10.11621/nicep.2021.0103

Vygotsky, L. S. (1926). Pedagogical Psychology. Moscow, Rabotnik prosveshcheniia Publ. (In Russian)

Vysotskaya, E., Lobanova, A., Yanishevskaya, M. (2021). The “Moon Test”: A step toward evaluation of educational text comprehension through model mediation. Psychology in Russia: State of the Art, 14 (4), 111–129. http://doi.org/10.11621/pir.2021.0408

Wolf, Sh., Brown, A. (2023). Teacher beliefs and student learning, https://doi.org/10.1159/000529450

Zinkiewicz, L., Hammond, N., Trapp, A. (2003). Applying psychology disciplinary knowledge to psychology teaching and learning. A review of selected psychological research and theory with implications for teaching practice. Report and Evaluation Series, 2, 1–97. https://doi.org/10.1037/e718142011-001

Zukerman, G. A., Ermakova, I. V. (2003). Developing effects of the system D. B. Elkonin — V. V. Davydova. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie, 4 (8), 56–73. (In Russian)

Zvereva, N. V., Kazmina, O. Yu., Karimulina, E. G. (2019). Pathopsychology of childhood and adolescence, textbook. Moscow: Iurait Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

12.07.2024

Как цитировать

Сиднева, А., Чумаченко, Д., Калимуллин, А., & Лобанова, А. (2024). Психология и образование в XXI веке: анализ убеждений российских педагогов относительно использования современных психологических знаний на практике. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 14(2), 365–384. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.211

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования