Межпоколенные отношения как фактор психологического благополучия студентов: опосредующая роль временнóй перспективы

Авторы

  • Ольга Стрижицкая Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-7141-162X
  • Марина Петраш Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0003-4542-7289

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.406

Аннотация

Работа посвящена анализу связей показателей межпоколенных отношений, временнóй перспективы и психологического благополучия. Период ранней взрослости — это период самоопределения, поиска смыслов и постановок целей на будущее. Такие трансформации затрагивают не только частные, но и интегральные психические показатели, такие как психологическое благополучие. Изменение социальных ролей, происходящее в  этом возрасте, приводит к  формированию новых социальных связей, в  частности усложняет систему межпоколенных отношений. Одновременно исследования показывают, что временнáя перспектива связана с  психологическим благополучием, при этом, как правило, позитивная оценка перспективы положительно связана с психологическим благополучием. Также временнáя перспектива связана с  межпоколенными отношениями. При этом отсутствуют данные о  том, как эти три конструкта соотносятся между собой. В  нашем исследовании мы оттолкнулись от существующих данных и  принципов развития в  онтогенезе, что привело нас к  идее о  том, что временнáя перспектива может опосредовать силу связей межпоколенных отношений и  психологического благополучия. Выборку исследования составили 433  студента санкт-петербургских вузов в возрасте 17–24 лет. Для исследования мы использовали: шкалу психологического благополучия К.Рифф в адаптации Л.В.Жуковской, Е.Г.Трошихиной, Опросник временнóй перспективы личности Ф.Зимбардо (ZTPI), Опросник «Межпоколенные социальные отношения» (М.Д.Петраш, О.Ю.Стрижицкая). Результаты анализа показали, что межпоколенные отношения, временнáя перспектива и психологическое благополучие тесно связаны между собой. Регрессионный анализ уточнил эти результаты, выделив компонент «личностный рост» как наиболее тесно связанный и с межпоколенными отношениями, и с временнóй перспективой. Структурное моделирование методом путей позволило увидеть медиационный эффект временнóй перспективы. Таким образом, результаты нашего исследования позволили сделать вывод о связи межпоколенных отношений, временнóй перспективы и психологического благополучия, с одной стороны, но также подчеркнули дифференцированный характер этих корреляций. Теоретическая значимость полученных результатов заключается в том, что показана роль отношений с другими поколениями не только в психологическом благополучии молодых людей, но и их влияние на параметры временнóй перспек- тивы. Практическая значимость работы связана с  возможностями психологической помощи в формировании и коррекции временнóй перспективы с учетом механизмов, полученных в работе.

Ключевые слова:

межпоколенные отношения, временнáя перспектива, психологическое благополучие, личностный рост, ранняя взрослость

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Жуковская Л. В., Трошихина Е. Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 2. С. 82–93.

Клементьева М. В. «Подлинное я» как предиктор формирующейся взрослости студентов // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 3. С. 64–74. https://doi.org/10.17759/pse.2020250306

Петраш М. Д., Стрижицкая О. Ю. Межпоколенные социальные отношения: разработка версии опросника для молодежи // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/130PSMN620.pdf (дата обращения: 20.12.2021).

Сергиенко Е. А. Принцип дифференциации — интеграции в системе методологии психологии развития // Дифференционно-интеграционная теория развития. Кн. 2 / сост. и ред. Н. И. Чуприкова, Е. В. Волкова. М.: Языки славянской культуры, 2014. С. 45–61.

Сергиенко Е. А., Журавлев А. Л. Генезис принципа развития в современной психологии (вместо предисловия) // Принцип развития в современной психологии. М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 5–27.

Стрижицкая О. Ю. Одиночество как ресурс совладания с жизненными ситуациями в контексте футуризации старения // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V международной научной конференции. Кострома, 26–28 сентября 2019 года: в 2 т. Кострома: Костромской государственный университет, 2019. Т. 1. С. 569–572.

Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Адаптация опросника временнóй перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 3. С. 101–109.

Bernhold Q. S. Grandparents’ affectionate communication toward grandchildren and grandchildren’s mental health difficulties: The moderating role of future time perspective // Health Communication. 2020. Vol. 35 (7). P. 822–831. https://doi.org/10.1080/10410236.2019.1593080

Chen T., Liu L., Cui J. , Qin X., Shi H., Irish M., Wang Ya. Balanced time perspective and life satisfaction: The mediating role of “Temporal Negative Affect” // Journal of Happiness Studies. 2021. Vol. 22 (6). P. 2563–2574. https://doi.org/10.1007/s10902-020-00330-9

Lawford H. L., Astrologo L., Ramey H. L., Linden-Andersen S. Identity, intimacy, and generativity in adolescence and young adulthood: A test of the psychosocial model // Identity. 2020. Vol. 20, no. 1. P. 9–21. https://doi.org/10.1080/15283488.2019.1697271

Măirean C., Diaconu-Gherasim L. R. Adolescents’ subjective well-being: The role of adolescents’ and mothers’ time perspectives // Time & Society. 2019. Vol. 28 (3). P. 1084–1104. https://doi.org/10.1177/0961463X17752282

Nowakowska I. Prosociality in relation to developmental tasks of emerging adulthood // Psychologia Rozwojowa. 2020. Vol. 25 (4). P. 15–25. https://doi.org/10.4467/20843879PR.20.024.13432

Polenick C. A., Fredman S. J., Birditt K. S., Zarit S. H. Relationship quality with parents: Implications for own and partner well-being in middle-aged couples // Family Process. 2018. Vol. 57 (1). P. 253–268. https://doi.org/10.1111/famp.12275

Ryff C. D. Psychological well-being in adult life // Current Directions in Psychological Science. 1995. Vol. 4 (4). P. 99–104. https://doi.org/10.1111/1467-8721.ep10772395

Simons M., Peeters S., Janssens M., Lataster J., Jacobs N. Does age make a difference? Age as moderator in the association between time perspective and happiness // Journal of Happiness Studies. 2018. Vol. 19 (1). P. 57–67. https://doi.org/10.1007/s10902-016-9806-1

Sun R. Intergenerational age gaps and a family member’s well-being: A family systems approach // Journal of Intergenerational Relationships. 2016. Vol. 14 (4). P. 320–337. https://doi.org/10.1080/15350770.2016.1229552

Tseferidi S.-I., Griva F., Anagnostopoulos F. Time to get happy: associations of time perspective with indicators of well-being // Psychology, Health & Medicine. 2017. Vol. 22 (5). P. 618–624. https://doi.org/10.1080/13548506.2016.1226508

Urick M. J., Hollensbe E. C., Fairhurs G. T. Differences in understanding generation in the workforce // Journal of Intergenerational Relationships. 2017. Vol. 15, no. 3. P. 221–240. https://doi.org/10.1080/15350770.2017.1329583

Zimbardo P. G., Boyd J. N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual differences metric // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. No. 77. P. 1271–1288.


References

Bernhold, Q. S. (2020). Grandparents’ affectionate communication toward grandchildren and grandchildren’s mental health difficulties: The moderating role of future time perspective. Health Communication, 35 (7), 822–831. https://doi.org/10.1080/10410236.2019.1593080

Chen, T., Liu, L., Cui, J., Qin, X., Shi, H., Irish, M., Wang, Ya. (2021). Balanced time perspective and life satisfaction: The mediating role of “Temporal Negative Affect.” Journal of Happiness Studies, 22 (6), 2563–2574. https://doi.org/10.1007/s10902-020-00330-9

Klementyeva, M. V. (2020). The “authentic self ” as a predictor of emerging adulthood in students. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie, 25 (3), 64–74. https://doi.org/10.17759/pse.2020250306 (In Russian, аbstr. in English)

Lawford, H. L., Astrologo, L., Ramey, H. L., Linden-Andersen, S. (2020). Identity, intimacy, and generativity in adolescence and young adulthood: A test of the psychosocial model. Identity, 20 (1), 9–21. https://doi.org/10.1080/15283488.2019.1697271

Măirean, C., Diaconu-Gherasim, L. R. (2019). Adolescents’ subjective well-being: The role of adolescents’ and mothers’ time perspectives. Time & Society, 28 (3), 1084–1104. https://doi.org/10.1177/0961463X17752282

Nowakowska, I. (2020). Prosociality in relation to developmental tasks of emerging adulthood. Psychologia Rozwojowa, 25 (4), 15–25. https://doi.org/10.4467/20843879PR.20.024.13432

Petrash, M. D., Strizhitskaya, O. Yu. (2020). Intergenerational social relationships: developing of a youth version. World of Science. Pedagogy and psychology, 6 (8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/130PSMN620.pdf (assessed: 20.12.2021). (In Russian)

Polenick, C. A., Fredman, S. J., Birditt, K. S., Zarit, S. H. (2018). Relationship quality with parents: Implications for own and partner well-being in middle-aged couples. Family Process, 57 (1), 253–268. https://doi.org/10.1111/famp.12275

Ryff, C. D. (1995). Psychological well-being in adult life. Current Directions in Psychological Science, 4 (4), 99–104. https://doi.org/10.1111/1467-8721.ep10772395

Sergienko, E. A. (2014). The principle of differentiation — integration in the system of developmental psychology methodology. Differential-integration theory of development (pp. 45–61), comp. and ed. N. I. Chuprikova, E. V. Volkova, 2. Moscow, Iaziki slavianskoi kul’turi Publ. (In Russian)

Sergienko, E. A., Zhuravlev, A. L. (2016). The genesis of the principle of development in modern psychology (instead of the preface). Principle of development in modern psychology (pp. 5–27). Moscow, Institute of Psychology of the RAS Press. (In Russian)

Simons, M., Peeters, S., Janssens, M., Lataster, J., Jacobs, N. (2018). Does age make a difference? Age as moderator in the association between time perspective and happiness. Journal of Happiness Studies, 19 (1), 57–67. https://doi.org/10.1007/s10902-016-9806-1

Sircova, A., Sokolova, E. T., Mitina, O. V. (2008). Adaptation of Zimbardo time perspective inventory. Psikhologicheskii zhurnal, 29 (3), 101–109. (In Russian)

Strizhitskaya, O. Yu. (2019). Loneliness as a resource for coping with life circumstances in the context of futurization. Psikhologiia stressa i sovladaiushchego povedeniia: vyzovy, resursy, blagopoluchie: materialy V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Kostroma, 26–28 sentiabria 2019 goda: in 2 vols. Vol. 1 (pp. 569–572). Kostroma, Kostromskoi gosudarstvennyi universitet. (In Russian)

Sun, R. (2016). Intergenerational age gaps and a family member’s well-being: A family systems approach. Journal of Intergenerational Relationships, 14 (4), 320–337. https://doi.org/10.1080/15350770.2016.1229552

Tseferidi, S.-I., Griva, F., Anagnostopoulos, F. (2017). Time to get happy: associations of time perspective with indicators of well-being. Psychology, Health & Medicine, 22 (5), 618–624. https://doi.org/10.1080/13548506.2016.1226508

Urick, M. J., Hollensbe, E. C., Fairhurs, G. T. (2017). Differences in understanding generation in the workforce. Journal of Intergenerational Relationships, 15 (3), 221–240. https://doi.org/10.1080/15350770.2017.1329583

Zhukovskaya, L. V., Troshikhina, E. G. (2011). K. Ryff’s scale of Psychological Well-being. Psikhologicheskii zhurnal, 32 (2), 82–93. (In Russian)

Zimbardo, P. G., Boyd, J. N. (1999). Putting time in perspective: A valid, reliable individual differences metric. Journal of Personality and Social Psychology, 77, 1271–1288.

Загрузки

Опубликован

14.12.2022

Как цитировать

Стрижицкая, О., & Петраш, М. (2022). Межпоколенные отношения как фактор психологического благополучия студентов: опосредующая роль временнóй перспективы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 12(4), 472–486. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.406

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)