Стереотип-зависимая беспомощность: постановка проблемы

Авторы

  • Ольга Стрижицкая Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-7141-162X
  • Марина Петраш Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0003-4542-7289
  • Дарья Голубицкая Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Мария Кузьмина Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-9672-0621

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.201

Аннотация

Работа посвящена анализу феноменов, связанных с периодом старения: стереотипов о старении и выученной беспомощности. Современное общество несколько десятилетий стоит перед проблемой улучшения качества жизни пожилых людей в условиях растущей продолжительности жизни. В качестве одного из наиболее прогрессивных подходов к улучшению качества жизни рассматривается формирование стратегий старения на более ранних этапах. Вместе с тем использование этих стратегий опосредовано как негативными, так и позитивными факторами. Наш анализ показывает, что на стыке двух специфических психологических явлений — стереотипов о старении и выученной беспомощности, может находиться еще один малоизученный механизм — стереотип-зависимая беспомощность. Наш анализ показал, что стереотипы о старении широко распространены, имеют разнообразные эффекты, в том числе положительные, однако сила влияния негативных эффектов в несколько раз выше, чем позитивных. В свою очередь, выученная беспомощность представляет собой механизм, когда, основываясь на своем негативном опыте, человек прекращает попытки достичь какого-либо результата. Мы предположили, что основой для такой беспомощности может выступать не только непосредственный опыт, приобретенный человеком, но и усвоенные им стереотипы. Вводимое нами понятие имеет высокий потенциал как теоретического, так и практического применения. Мы полагаем, что снижение активности, вызываемое стереотип-зависимой беспомощностью, может вызывать ускоренные процессы сворачивания психических функций в период старения. Следовательно, изучение механизмов стереотип-зависимой беспомощности позволит, с одной стороны, расширить понимание механизмов старения, в первую очередь оценить этот механизм как фактор риска продуктивного старения, с другой стороны, понимание психологических предикторов стереотип-зависимой беспомощности поможет в будущем создать практические техники для снижения рисков его проявления.

Ключевые слова:

старение, эффективное старение, стереотип-зависимая беспомощность, эйджизм, выученная беспомощность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Стрижицкая О. Ю. Психология позитивного старения: условия, факторы и социальные эффекты геротрансцендентности: дис. … д-ра психол. наук. СПбГУ, СПб., 2018.

Стрижицкая О. Ю., Петраш М. Д. Конструирование продуктивной старости: биологические, психологические и средовые факторы // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Т. 30, № 1. С. 8–28. https://doi.org/10.17759/cpp.2022300102

Циринг Д. А. Структура личностной беспомощности: постановка проблемы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2005. № 15 (55). С. 176–180.

Шалагинова К. С., Декина Е. В., Куликова Т. И. Психолого-педагогические технологии работы с подростками по нивелированию проявлений выученной беспомощности // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 2. С. 38–55. https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120203

Abramson L., Seligman M., Teasdale J. Learned helplessness in humans: Critique and reformulation // Journal of Abnormal Psychology. 1978. No. 87 (1). P. 49–74.

Chopik W. J., Giasson H. L. Age differences in explicit and implicit age attitudes across the life span // The Gerontologist. 2017. No. 57. P. 169–177. https://doi.org/10.1093/geront/gnx058

Iversen T. N., Larsen L., Solem P. E. A conceptual analysis of ageism // Nord Psychology. 2009. No. 61 (3). P. 4–22. https://doi.org/10.1027/1901-2276.61.3.4

Kornadt A. E., Rothermund K. Internalization of age stereotypes into the self-concept via future self-views: A general model and domain-specific differences // Psychology & Aging. 2012. No. 27 (1). P. 164–172. https://doi.org/10.1037/a0025110

Landry N., Gifford R., Milfont T. L., Weeks A., Arnocky S. Learned helplessness moderates the relationship between environmental concern and behavior // Journal of Environmental Psychology. 2018. No. 55. P. 18–22. https://doi.org/10.1016/j.jenvp.2017.12.003

Lee B., Agarwal S., Kim H. Influences of travel constraints on the people with disabilities’ intention to travel: An application of Seligman’s helplessness theory // Tourism Management. 2012. No. 33 (3). P. 569–579.

Levy B. R., Chang E.-S., Lowe S. R., Provolo N., Slade M. D. Impact of media-based negative and positive age stereotypes on older individuals’ mental health // Journals of Gerontology. Ser. B: Psychological Sciences & Social Sciences. 2022. No. 7 (4). P. 70–75. https://doi.org/10.1093/geronb/gbab085

Levy B. R, Pilver C., Chung P. H., Slade M. D. Subliminal strengthening: Improving older individuals’ physical function over time with an implicit-age-stereotype intervention // Psychological Science. 2014. No. 25 (12). P. 2127–2135. https://doi.org/10.1177/0956797614551970

Marques S., Mariano J., Mendonça J., De Tavernier W., Hess M., Naegele L., Peixeiro F., Martins D. Determinants of ageism against older adults: a systematic review // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. No. 17 (7). P. 2560. https://doi.org/10.3390/ijerph17072560

Meisner B. A. A meta-analysis of positive and negative age stereotype priming effects on behavior among older adults // Journals of Gerontology. Ser. B. Psychological Sciences & Social Sciences. 2012. No. 67B (1). P. 13–17. https://doi.org/10.1093/geronb/gbr062

Muneoka K., Oda Y., Iwata M., Iyo M., Hashimoto K., Shirayama Y. Monoaminergic balances predict non-depression-like phenotype in Learned Helplessness Paradigm // Neuroscience. 2020. No. 440. P. 290–298. https://doi.org/10.1016/j.neuroscience.2020.03.033

Söllner M., Dürnberger M., Keller J., Florack A. The impact of age stereotypes on well-being: Strategies of selection, optimization, and compensation as mediator and regulatory focus as moderator: Findings from a cross-sectional and a longitudinal study // Journal of Happiness Studies. 2022. No. 23 (2). P. 635–665. https://doi.org/10.1007/s10902-021-00417-x

Solomon R. C. True to our feelings: What our emotions are really telling us. Oxford: Oxford University Press, 2008.

Thomae H. Patterns of Aging. Findings from the Bonn Logitudinal Study of Aging. Basel; New York: Kargel, 1976.

Trindade I. A., Mendes A. L., Ferreira N. B. The moderating effect of psychological flexibility on the link between learned helplessness and depression symptomatology: A preliminary study // Journal of Contextual Behavioral Science. 2020. No. 15. P. 68–72. https://doi.org/10.1016/j.jcbs.2019.12.001

Weiss D., Kornadt A. E. Age-Stereotype internalization and dissociation: Contradictory processes or two sides of the same coin? // Current Directions in Psychological Science. 2018. No. 27 (6). P. 477–483. https://doi.org/10.1177/0963721418777743

Wurtele S. K., Maruyama L. Changing students’ stereotypes of older adults // Teaching of Psychology. 2013. No. 40 (1). P. 59–61. https://doi.org/10.1177/0098628312465867


References

Abramson, L., Seligman, M., Teasdale, J. (1978). Learned helplessness in humans: Critique and reformulation. Journal of Abnormal Psychology, 87 (1), 49–74.

Chopik, W. J., Giasson, H. L. (2017). Age differences in explicit and implicit age attitudes across the life span. The Gerontologist, 57, 169–177. https://doi.org/10.1093/geront/gnx058

Ciring, D. A. (2005). Structure of personality learned helplessness: shaping the problem. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta, 15 (55), 176–180. (In Russian)

Iversen, T. N., Larsen L., Solem, P. E. (2009). A conceptual analysis of ageism. Nord Psychology, 61 (3), 4–22. https://doi.org/10.1027/1901-2276.61.3.4

Kornadt, A. E, Rothermund, K. (2012). Internalization of age stereotypes into the self-concept via future self-views: A general model and domain-specific differences. Psychology & Aging, 27 (1), 164–172. https://doi.org/10.1037/a0025110

Landry, N., Gifford, R., Milfont, T. L., Weeks, A., Arnocky, S. (2018). Learned helplessness moderates the relationship between environmental concern and behavior. Journal of Environmental Psychology, 55, 18–22. https://doi.org/10.1016/j.jenvp.2017.12.003

Lee, B., Agarwal, S., Kim, H. (2012). Influences of travel constraints on the people with disabilities’ intention to travel: An application of Seligman’s helplessness theory. Tourism Management, 33 (3), 569–579.

Levy, B. R, Chang, E.-S., Lowe, S. R., Provolo, N., Slade, M. D. (2022). Impact of media-based negative and positive age stereotypes on older individuals’ mental health. Journals of Gerontology. Ser. B: Psychological Sciences & Social Sciences, 7 (4), 70–75. https://doi.org/10.1093/geronb/gbab085

Levy, B. R., Pilver, C., Chung, P. H., Slade, M. D. (2014). Subliminal strengthening: improving older individuals’ physical function over time with an implicit-age-stereotype intervention. Psychological Science (0956–7976), 25 (12), 2127–2135. https://doi.org/10.1177/0956797614551970

Marques, S., Mariano, J., Mendonça, J., De Tavernier, W., Hess, M., Naegele, L., Peixeiro, F., Martins, D. (2020). Determinants of ageism against older adults: a systematic review. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17 (7), 2560. https://doi.org/10.3390/ijerph17072560

Meisner, B. A. (2012). A meta-analysis of positive and negative age stereotype priming effects on behavior among older adults. Journals of Gerontology. Ser. B: Psychological Sciences & Social Sciences, 67B (1), 13–17. https://doi.org/10.1093/geronb/gbr062

Muneoka, K., Oda, Y., Iwata, M., Iyo, M., Hashimoto, K., Shirayama, Y. (2020). Monoaminergic balances predict non-depression-like phenotype in Learned Helplessness Paradigm. Neuroscience, 440, 290–298. https://doi.org/10.1016/j.neuroscience.2020.03.033

Shalaginova, K. S., Dekina, E. V., Kulikova, T. I. (2020). Psychological and pedagogical technologies of work with teenagers for decreasing manifestations of learned helplessness. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniia, 12, 2, 38–55. https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120203 (In Russian)

Söllner, M., Dürnberger, M., Keller, J., Florack, A. (2022). The impact of age stereotypes on well-being: Strategies of selection, optimization, and compensation as mediator and regulatory focus as moderator: Findings from a cross-sectional and a longitudinal study. Journal of Happiness Studies, 23 (2), 635–665. https://doi.org/10.1007/s10902-021-00417-x

Solomon, R. C. (2008). True to our feelings: What our emotions are really telling us. Oxford, Oxford University Press.

Strizhitskaya, O. Y. (2018). Psychology of positive aging: predictors, factors and social effect of gerotranscendence. Doctoral dissertation, St Petersburg State University, St Petersburg. (In Russian)

Strizhitskaya, O. Y., Petrash, M. D. (2022). Construction of productive ageing: Biological, psychological and environmental factors. Counseling Psychology and Psychotherapy, 30, 1, 8–28. https://doi.org/10.17759/cpp.2022300102. (In Russian, аbstr. in English)

Thomae, H. (1976). Patterns of Aging. Findings from the Bonn Logitudinal Study of Aging. Basel, New York, Kargel.

Trindade, I. A., Mendes, A. L, Ferreira, N. B. (2020). The moderating effect of psychological flexibility on the link between learned helplessness and depression symptomatology: A preliminary study. Journal of Contextual Behavioral Science, 15, 68–72. https://doi.org/10.1016/j.jcbs.2019.12.001

Weiss, D., Kornadt, A. E. (2018). Age-stereotype internalization and dissociation: contradictory processes or two sides of the same coin? Current Directions in Psychological Science, 27 (6), 477–483. https://doi.org/10.1177/0963721418777743

Wurtele, S. K., Maruyama, L. (2013). Changing students’ stereotypes of older adults. Teaching of Psychology, 40 (1), 59–61. https://doi.org/10.1177/0098628312465867

Загрузки

Опубликован

02.06.2023

Как цитировать

Стрижицкая, О., Петраш, М., Голубицкая, Д., & Кузьмина, М. (2023). Стереотип-зависимая беспомощность: постановка проблемы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 13(2), 136–146. https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.201

Выпуск

Раздел

Теория и методология психологии

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)