Истоки Ленинградской (Петербургской) школы психологии старения в работах Б.Г.Ананьева и М.Д.Александровой

  • Ольга Стрижицкая Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

Работа посвящена истокам и основам Ленинградской/Петербургской школы психологии старения. Представлена историческая перспектива развития идей психологии старения от общемировых тенденций, существовавших в начале XX в., показаны общие предпосылки возникновения ленинградско-петербургского подхода к пониманию процессов старения в целом, а также возникшие на их основе основные принципы Ленинградско-Петербургской школы психологии старения. Мировая психология старения начиналась с дефицитарной парадигмы старения, принимающей инволюционные процессы как норму онтогенеза. Одновременно возрастная психология не воспринимала период старения как период развития человека. Б.Г.Ананьев, проанализировав и систематизировав существовавшие данные и взгляды на онтогенез человека, выдвинул идею о целостности развития человека и преемственности психических процессов. Отталкиваясь от этих идей, М.Д.Александрова сначала эмпирически подтвердила эти идеи на примере сенсорно-перцептивных функций, а затем расширила область своих научных интересов на трудоспособность человека. Эти исследования привели ее к убеждению, что период старения — это период со своими ресурсами и потенциалами, активация которых будет зависеть не только от насущной ситуации, но и от предыдущего периода развития. Также она продемонстрировала неоднозначность и вариативность периодов развития. В работе показано, что заложенные идеи были не только передовыми для своего времени, но и во многом опередили свое время. Показано, что основную идею Ленинградско-Петербургской школы психологии старения можно охарактеризовать как конструктивно-позитивный подход к пониманию процессов старения, ориентированный на потенциалы и ресурсы человека. Продемонстрировано, что идеи, заложенные Б. Г.Ананьевым и М. Д.Александровой, продолжаются в работах их учеников и последователей, разделяющих и развивающих эти идеи.

Ключевые слова:

Ленинградская школа старения, психология старения, ресурсный подход к старению, М.Д.Александрова

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Литература

Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения. Л.: Изд-во Лен. гос. ун-та, 1965.

Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: Изд-во Лен. гос. ун-та, 1974.

Александрова М.Д. Пожилой человек и проблемы профессиональной занятости. К истории вопроса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2014a. No 2. С. 87–96.

Александрова М.Д. Старение человека и его индивидуальные проявления // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2014б. No 2. С. 81–86.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Лен. гос. ун-та, 1969.

Головей Л.А., Стрижицкая О.Ю. М.Д.Александрова — выдающийся ученый-психолог, педагог, человек (к 100-летию со дня рождения) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2014. No 2. С. 72–80.

Кулешова Л.Н., Стрижицкая О.Ю. Активность личности как потенциал развития в период поздней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2008. No 4. С. 111–118.

Рыбалко Е.Ф., Кулешова Л.Н. Психологические проблемы трудоспособности // Вестник Ленингр. ун-та. 1983. No 5. С. 53–59.

Стрижицкая О.Ю. Самодетерминация в период поздней взрослости и старения: теоретические подходы и проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2013. No 4. С. 118–127.

Тих Н.А. Ранний онтогенез поведения приматов. Л.: Изд-во Лен. гос. ун-та, 1966.

Aldwin C.M. Successful aging // N.Anderson (ed.) Encyclopedia for Health and Behavior. Thousand Oaks: Sage, 2004. P. 784–786.

Baltes P.B., Baltes M.M. Psychological perspectives on successful aging: The model of selective optimization with compensation // P.B.Baltes, M.M.Baltes (eds). Successful aging: Perspectives from the behavioral sciences. Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1990. P. 1–34.

Carstensen L.L. Evidence for a life-span theory of socioemotional selectivity // Current Directions in Psychological Science. 1995. Vol. 5, no. 4. P. 151–156. https://doi.org/10.1111/1467-8721.ep11512261

Olshansky S.J., Perry D., Miller R.A., Butler R.N. Pursuing the longevity dividend // Annals of The New York Academy of Sciences. 2007. Vol. 1114, iss. 1. P. 11–13. https://doi.org/10.1196/annals.1396.050

Prados M., Fried E.C. Personality structure of the older age groups // Journal of Clinical Psychology. 1947. Vol. 3, no. 2. P. 113–120.

Stern Ya. Cognitive reserve in ageing and Alzheimer’s disease // Lancet Neurology. 2012. Vol. 11 (11). P. 1006–1012. https://doi.org/10.1016/S1474-4422(12)70191-6


References

Aldwin, C.M. (2004). Successful aging. In: N.Anderson (ed.). Encyclopedia for Health and Behavior (pp. 784–786). Thousand Oaks, Sage.

Alexandrova, M.D. (1965). Essays on psychophysiology of aging. Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian)

Alexandrova, M.D. (1974). Problems of social and psychological gerontology. Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian)

Alexandrova, M.D. (2014a). The aging person and problems of professional employment. To the history of a question. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 16. Psikhologiya. Pedagogika, 2, 87–96. (In Russian)

Alexandrova, M.D. (2014b). Aging and its individual manifestations. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 16. Psikhologiya. Pedagogika, 2, 81–86. (In Russian)

Ananyev, B.G. (1969). Human as an object of cognition. Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian)

Baltes, P.B., Baltes, M.M. (1990). Psychological perspectives on successful aging: The model of selective optimization with compensation. In: P.B.Baltes & M.M.Baltes (eds). Successful aging: Perspectives from the behavioral sciences (pp. 1–34). Cambridge (MA), Cambridge University Press.

Carstensen, L.L. (1995). Evidence for a life-span theory of socioemotional selectivity. Current Directions In Psychological Science, 5 (4), 151–156. https://doi.org/10.1111/1467-8721.ep11512261

Golovey, L.A., Strizhitskaya, O.Yu. (2014). M.D.Alexandrova, an outstanding psychologist, scientist, teacher, personality. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 16. Psikhologiya. Pedagogika, 2, 72–80. (In Russian)

Kuleshova, L.N., Strizhitskaya, O.Yu. (2008). Personality activity as a potential of development in late adulthood period. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 12. Psikhologiya. Sociologiya. Pedagogika, 4, 111–118. (In Russian)

Olshansky, S.J., Perry, D., Miller, R.A., Butler, R.N. (2007). Pursuing the longevity dividend. Annals of the New York Academy of Sciences, 1114, 1, 11–13. https://doi.org/10.1196/annals.1396.050

Prados, M., Fried, E.C. (1947). Personality structure of the older age groups. Journal of Clinical Psychology, 3 (2), 113–120.

Rybalko, E.F., Kuleshova, L.N. (1983). Psihologicheskie problemy trudosposobnosti. Vestnik Leningradskogo universiteta, 5, 53–59. (In Russian)

Stern, Ya. (2012). Cognitive reserve in ageing and Alzheimer’s disease. Lancet Neurology, 11 (11), 1006–1012. https://doi.org/10.1016/S1474-4422(12)70191-6

Strizhitskaya, O.Yu. (2013). Samodeterminaciya v period pozdnej vzroslosti i stareniya: teoreticheskie podhody i problem. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 12. Psikhologiya. Sociologiya. Pedagogika, 4, 118–127. (In Russian)

Tikh, N.A. (1966). Early ontogenesis of primates’ behavior. Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian)

Опубликован
2022-04-16
Как цитировать
Стрижицкая, О. (2022). Истоки Ленинградской (Петербургской) школы психологии старения в работах Б.Г.Ананьева и М.Д.Александровой. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 12(1), 46–54. извлечено от https://psyjournal.spbu.ru/article/view/13343
Раздел
История психологии