Генеративность и ценностные ориентации в период вхождения во взрослость при разной выраженности переживания одиночества

  • Мария Полякова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Татьяна Харитонова Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Российская Федерация, 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21
  • Ольга Стрижицкая Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

В работе обсуждается понятие «генеративность», подходы к его изучению и его место в зарубежной и отечественной психологии. Период вступления во взрослость — важный этап в жизненном цикле человека, в котором формируется личностная и профессиональная идентичность, происходит построение близких отношений, индивидуальной ценностной системы личности. Исследования генеративности, относящиеся к периоду ранней взрослости, показали, что генеративная направленность входит в ценностную структуру личности и может являться ведущим мотивом, одновременно это период построения социальных отношений и поиска личных границ. Представлены результаты эмпирического исследования, в котором приняло участие 203 респондента в периоде вхождения во взрослость (17–24 года; M=19,58; SD=0,15), из них было 23 мужчины (11%) и 180 женщин (89%). Гипотезой данного исследования являлось предположение о том, что при дифференциальном анализе ценностей генеративная направленность и генеративные действия могут быть связаны с разными ценностями. Мы допустили, что, поскольку одиночество отражает отдельные аспекты взаимодействия человека с социумом, то при разном уровне его выраженности специфика соотношения ценностей и генеративности также может меняться. Были использованы методики: Шкала генеративности Лойолы (LGS), Список генеративных действий (GBC), Дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н.Осина и Д.А.Леонтьева (ДОПО), Ценностный опросник (ЦО) Ш.Шварца. Применялся регрессионный и кластерный анализы. Результаты исследования указывают на тесную связь генеративных характеристик со стремлением поддерживать и сохранять традиции (культурные, семейные, религиозные и т. д.), а также с низким уровнем ощущения изолированности. Выявлено, что генеративность связана преимущественно с ценностями на уровне личностных приоритетов, нежели на уровне нормативных идеалов. Обсуждается связь генеративной направленности и гедонизма в зависимости от отношения к одиночеству: при стремлении избегать одиночества была выявлена обратная связь между характе- ристиками, тогда как при восприятии одиночества как ресурса — прямая. Практиче- ская значимость исследования заключалась в том, что полученные данные подтверждают, что при разной выраженности одиночества характеристики генеративности формируют различные связи с ценностями, что позволяет более дифференцированно подходить к сопровождению процесса вхождения во взрослость в практической и консультационной работе.

Ключевые слова:

генеративность, генеративная направленность, генеративные действия, переживание одиночества, изоляция, ценностные ориентации, гедонизм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

Белых Т.В., Харланова А.О. Психологический анализ переживания одиночества у студентов вуза // Гуманизация образования. 2018. No 3. С. 71–80.

Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. Концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004.

Клементьева М.В. «Подлинное Я» как предиктор формирующейся взрослости студентов // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, No 3. С. 64–74. https://doi.org/10.17759/pse.2020250306

Осин Е.Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, No 1. С. 55–81.

Полякова М.К., Твердохлебова А.М. Соотношение особенностей генеративности и переживания одиночества в период вхождения во взрослость // Мир педагогики и психологии: [Электронный ресурс]. 2019. No 12. https://scipress.ru/pedagogy/articles/sootnoshenie-osobennostej-generativnosti-i-perezhivaniya-odinochestva-v-period-vkhozhdeniya-vo-vzroslost.html (дата обращения: 09.08.2020).

Сергиенко Е.А. Принцип дифференциации — интеграции в системе методологии психологии развития // Дифференционно-интеграционная теория развития / сост. и ред. Н.И.Чуприкова, Е.В. Волкова. Кн. 2. М.: Языки славянской культуры. 2014. С. 45–61.

Сергиенко Е.А., Журавлев А.Л. Генезис принципа развития в современной психологии (вместо предисловия) // Принцип развития в современной психологии. М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 5–27.

Стрижицкая О.Ю., Полякова М.К. Лойольская шкала генеративности: русскоязычная адаптация // Психологический журнал. 2018. Т. 39, No 1. С. 94–102. https://doi.org/10.7868/S0205959218010099

Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, No 2. С. 43–70.

Blatný M., Millová K., Jelínek M., Romaňáková M. Personality Predictors of Midlife Generativity: A Longitudinal Study // Journal of Adult Development. 2019. Vol. 26, no. 3. P. 219–231. https://doi.org/10.1007/s10804-018-9323-z

Cacioppo J.T., Cacioppo S., Boomsma D.I. Evolutionary mechanisms for loneliness // Cognition & Emotion. 2014. Vol. 28, no. 1. P. 3–21. https://doi.org/10.1080/02699931.2013.837379

Chen J., Krahn H.J., Galambos N.L., Johnson M.D. Wanting to be remembered: Intrinsically rewarding work and generativity in early midlife // Canadian Review of Sociology. 2019. Vol. 56, no. 1. P. 30–48.

Choe S.Y., Lee J.O., Read S.J. Self‐concept as a mechanism through which parental psychological control impairs empathy development from adolescence to emerging adulthood // Social Development. 2020. Vol. 29, no. 3. P. 713–731. https://doi.org/10.1111/sode.12431

Hofer J., Busch H., Šolcová I.P., Au A., Tavel P., Wong T.T. Generativity does not necessarily satisfy all your needs: Associations among cultural demand for generativity, generative concern, generative action, and need satisfaction in the elderly in four cultures // Developmental Psychology. 2016. Vol. 52, no. 3. P. 509–519. https://doi.org/10.1037/dev0000078

Kotre J. Generative outcome // Journal of Aging Studies. 1995. Vol. 9, no. 1. P. 33–41. https://doi.org/10.1016/0890-4065(95)90024-1

Krahn H.J., Johnson M.D., Galambos N.L. Intrinsically rewarding work and generativity in midlife: The long arm of the job // Work & Occupations. 2021. Vol. 48, no. 2. P. 184–206. https://doi.org/10.1177/0730888420964942

Lawford H.L., Astrologo L., Ramey H.L., Linden-Andersen S. Identity, intimacy, and generativity in adolescence and young adulthood: A test of the psychosocial model // Identity. 2020. Vol. 20, no. 1. P. 9–21. https://doi.org/10.1080/15283488.2019.1697271

Layden E.A., Cacioppo J.T., Cacioppo S. Loneliness predicts a preference for larger interpersonal distance within intimate space // PLoS ONE. 2018. Vol. 13, no. 9. P.e0203491. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0203491

Mackinnon S.P., Pasquale de D., Pratt M.W. Predicting generative concern in young adulthood from narrative intimacy: A 5-year follow-up // Journal of Adult Development. 2016. No. 23. P. 27–35. https://doi.org/10.1007/s10804-015-9218-1

Matthews T., Odgers C.L., Danese A., Fisher H.L., Newbury J.B., Caspi A., Moffitt T.E., Arseneault L. Loneliness and neighborhood characteristics: A multi-informant, nationally representative study of young adults // Psychological Science. 2019. Vol. 30, no. 5. P. 765–775. https://doi.org/10.1177/0956797619836102

McAdams D., Aubin de St. E. A theory of generativity and its assessment through self-report, behavioral acts, and narrative themes in autobiography // Journal of Personality and Social Psychology. 1992. Vol. 62, no. 6. P. 1003–1015.

McAdams D.P., Aubin de St. E. Generativity and adult development: How and why we care for the next generation. Washington, D. C.: American Psychological Association Press, 1998.

McAdams D.P., Aubin de St. E., Logan R. Generativity among young, midlife, and older adults // Psychology of Aging. 1993. No. 8. P. 221–230.

Nowakowska I. Prosociality in Relation to Developmental Tasks of Emerging Adulthood. Developmental Psychology // Psychologia Rozwojowa. 2020. Vol. 25, no. 4. P. 15–25. https://doi.org/10.4467/20843879PR.20.024.13432

Stewart A.J., Water van de E.A. The course of generativity // McAdams D.P., Aubin de St. E. (eds) Generativity and adult development: How and why we care for the next generation. Washington, DC: American Psychological Association Press, 1998. P. 75–100.

Strizhitskaya O., Polyakova M. Generativity structure in Russian sample: approaches and concerns // 7th icCSBs 2018 The Annual International Conference on Cognitive — Social, and Behavioural Sciences: conference proceedings. 2019. P. 109–117. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.02.02.13


References

Belykh, T.V., Kharlanova, A.O. (2018). Psychological analysis of the experience of loneliness among univer- sity students. Humanization of education, 3, 71–80. (In Russian)

Blatný, M., Millová, K., Jelínek, M., Romaňáková, M. (2019). Personality Predictors of Midlife Generativity: A Longitudinal Study. Journal of Adult Development, 26 (3), 219–231. https://doi.org/10.1007/s10804- 018-9323-z

Cacioppo, J.T., Cacioppo, S., Boomsma, D.I. (2014). Evolutionary mechanisms for loneliness. Cognition & Emotion, 28 (1), 3–21. https://doi.org/10.1080/02699931.2013.837379

Chen, J., Krahn, H.J., Galambos, N.L., Johnson, M.D. (2019). Wanting to be remembered: intrinsically rewarding work and generativity in early midlife. Canadian Review of Sociology, 56 (1), 30–48.

Choe, S.Y., Lee, J.O., Read, S.J. (2020). Self‐concept as a mechanism through which parental psychological control impairs empathy development from adolescence to emerging adulthood. Social Development, 29 (3), 713–731. https://doi.org/10.1111/sode.12431

Hofer, J., Busch, H., Šolcová, I.P., Au, A., Tavel, P., Wong, T.T. (2016). Generativity does not necessarily satisfy all your needs: Associations among cultural demand for generativity, generative concern, generative action, and need satisfaction in the elderly in four cultures. Developmental Psychology, 52 (3), 509–519. https://doi.org/10.1037/dev0000078

Karandashev V.N. (2004). Workshop on psychodiagnostics. Schwartz’s methodology for the study of personal values: concept and methodological guide. St. Petersburg, Rech’ Publ.

Klementyeva, M.V. (2020). The “authentic self ” as a predictor of emerging adulthood in students. Psychological Science and Education, 25 (3), 64–74. https://doi.org/10.17759/pse.2020250306 (In Russian)

Kotre, J. (1995). Generative outcome. Journal of Aging Studies, 9 (1), 33–41. https://doi.org/10.1016/0890- 4065(95)90024-1

Krahn, H.J., Johnson, M.D., Galambos, N.L. (2021). Intrinsically rewarding work and generativity in midlife: The long arm of the job. Work & Occupations, 48 (2), 184–206. https://doi. org/10.1177/0730888420964942

Lawford, H.L., Astrologo, L., Ramey, H.L., Linden-Andersen, S. (2020). Identity, intimacy, and generativity in adolescence and young adulthood: A test of the psychosocial model. Identity, 20 (1), 9–21. https://doi.org/10.1080/15283488.2019.1697271

Layden, E.A., Cacioppo, J.T., Cacioppo, S. (2018). Loneliness predicts a preference for larger interpersonal distance within intimate space. PLoS ONE, 13 (9), e0203491. https://doi.org/10.1371/journal. pone.0203491

Mackinnon, S.P., Pasquale, de D., Pratt, M.W. (2016). Predicting generative concern in young adulthood from narrative intimacy: A 5-year follow-up. Journal of Adult Development, 23, 27–35. https://doi.org/10.1007/s10804-015-9218-1

Matthews, T., Odgers, C.L., Danese, A., Fisher, H.L., Newbury, J.B., Caspi, A., Moffitt, T.E., Arseneault, L. (2019). Loneliness and neighborhood characteristics: A multi-informant, nationally representative study of young adults. Psychological Science, 30 (5), 765–775. https://doi.org/10.1177/0956797619836102

McAdams, D., Aubin, de St. E. (1992). A theory of generativity and its assessment through self-report, behavioral acts, and narrative themes in autobiography. Journal of Personality and Social Psychology, 62 (6), 1003–1015.

McAdams, D.P., Aubin, de St. E. (1998). Generativity and adult development: How and why we care for the next generation. Washington, D. C., American Psychological Association Press.

McAdams, D.P., Aubin, de St. E., Logan, R. (1993). Generativity among young, midlife, and older adults. Psychology of Aging, 8, 221–230.

Nowakowska, I. (2020). Prosociality in Relation to Developmental Tasks of Emerging Adulthood. Developmental Psychology. Psychologia Rozwojowa, 25 (4), 15–25. https://doi.org/10.4467/20843879PR.20.024.13432

Osin, E.N. (2013). Differential questionnaire of the experience of loneliness: structure and properties. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 1, 55–81. (In Russian)

Polyakova, M.K., Tverdokhlebova, A.M. (2019). The ratio of the features of generativity and the experience of loneliness during the period of emerging adulthood. The world of pedagogy and psychology [Electronic resource] , 12. https://scipress.ru/pedagogy/articles/sootnoshenie-osobennostej-generativnosti-i-perezhivaniya-odinochestva-v-period-vkhozhdeniya-vo-vzroslost.html (accessed: 09.08.2020) (In Russian)

Sergienko, E.A., Zhuravlev, A.L. (2016). The genesis of the principle of development in modern psychology (instead of the preface). Principle of development in modern psychology. Moscow, Institute of Psychology RAS Press. P. 5–27.

Sergienko, E.A. (2014). The principle of differentiation — integration in the system of developmental psychology methodology. Differential-integration theory of development (pp. 45–61), comp. and ed. N.I.Chuprikova, E.V.Volkova, 2, Moscow, Yaziki slavyanskoi kulturi Publ.

Shvarts, Sh., Butenko, T.P., Sedova, D. S., Lipatova, A. S. (2012). Refined theory of basic individual values: application in Russia. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 9 (2), 43–70. (In Russian)

Stewart, A.J., Water, van de E.A. (1998). The course of generativity. In: McAdams D.P., Aubin de St. E. (eds) Generativity and adult development: How and why we care for the next generation (pp. 75–100). Washington, D. C., American Psychological Association Press.

Strizhitskaya, O.Iu., Polyakova, M.K. (2018). Loyola scale of generativity: Russian-language adaptation. Psychological journal, 1, 94–102. https://doi.org/10.7868/S0205959218010099 (In Russian)

Strizhitskaya O., Polyakova M. (2019). Generativity structure in Russian sample: approaches and concerns. 7th icCSBs 2018 The Annual International Conference on Cognitive — Social, and Behavioural Sciences. Conference proceedings. 2019. P. 109–117. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.02.02.13

Опубликован
2021-12-31
Как цитировать
Полякова, М., Харитонова, Т., & Стрижицкая, О. (2021). Генеративность и ценностные ориентации в период вхождения во взрослость при разной выраженности переживания одиночества. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 11(4), 326-340. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.403
Раздел
Эмпирические и экспериментальные исследования