Жизненная ситуация постопеки в субъективных оценках членов кровнородственных семей

Авторы

  • Елена Коржова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48
  • Ольга Тузова Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48
  • Алия Карасаева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48 https://orcid.org/0000-0002-1494-1456
  • Анастасия Повхова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48 https://orcid.org/0009-0008-5775-3931

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.203

Аннотация

Завершение опеки является важным периодом для всех членов семьи и может рассматриваться как особая жизненная ситуация. Исследование периода постопеки позволяет оценить качество прохождения предыдущих этапов и увидеть перспективы дальнейшего развития как опекаемых (постопекаемых), так и опекунов (постопекунов). В настоящее время данный этап жизни опекунских семей недостаточно отражен в научных исследованиях. Существует необходимость пополнения эмпирических данных по проблемам опекунских семей после завершения опеки. Цель исследования — выявление субъективной оценки членами кровнородственных опекунских семей жизненной ситуации постопеки. Для достижения поставленной цели разработана анкета, которая содержит вопросы, направленные на выявление структуры постопекунской семьи, изучение субъективных оценок изменения жизненной ситуации, анализ уровня поддержания взаимоотношений в системе «постопекун — постопекаемый», субъективную оценку уровня поддержания социальных контактов, способности и готовности бывшего опекуна передавать ответственность, субъективную оценку готовности к самостоятельной жизни постопекаемых, выявление уровня удовлетворенности результатом взаимодействия в семье. В исследовании приняли участие 214 членов кровнородственных опекунских семей. Из них 112 детей-сирот в возрасте 18–25 лет и 102 постопекуна в возрасте 45–75 лет. Было установлено, что структура опекунской семьи в период постопеки в большинстве случаев претерпевает изменения в связи с уходом ребенка из семьи, объективные изменения жизненной ситуации в период постопеки членами постопекунских семей зачастую не осознаются и не принимаются, субъективные оценки уровня поддержания отношения в период постопеки выше у постопекаемых, изменения в отношениях с внуками бабушки-постопекуны воспринимают как негативные, наиболее низкий уровень социальных контактов продемонстрировали бабушки-постопекуны, проживающие отдельно, постопекаемые высоко оценивают свою готовность брать ответственность, а также высоко оценивают воспитательный вклад своих опекунов.

Ключевые слова:

жизненная ситуация постопеки, постопекуны, постопекаемые, кров- нородственные опекунские семьи

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Асламазова Л. А., Мухамедрахимов Р. Ж., Вершинина Е. А. Опыт институционализации и уровень здоровья как факторы поведения привязанности у детей в замещающих семьях // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 1. С. 47–58. https://doi.org/10.31857/S020595920002249-9

Горбанева М. В., Колмакова Т. С., Байер Е. А., Залужная М. В., Григорян Н. А., Коваленко В. Н. Сравнительная характеристика психоэмоционального состояния детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, с разной формой семейного устройства // International Journal of Medicine and Psychology. 2023. Т. 6, № 5. С. 108–115.

Залужная М. В., Хакунова Ф. П., Берсирова А. К., Жажева Д. Д., Григорян Н. А. Результаты мониторинга социальных и педагогических показателей замещающих семей // Социальная педагогика в России: научно-методический журнал. 2022. № 5. С. 54–58.

Козырева В. В. Социально-психологические особенности переживания мужчинами и женщинами кризиса «Опустевшего гнезда» // Вестник университета. 2019. № 4. С. 173–180. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-4-173-180

Коржова Е. Ю., Безгодова С. А., Микляева А. В., Юркова Е. В. Психология опекунской семьи: ситуационный подход. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2020а.

Коржова Е. Ю., Волкова Е. Н., Микляева А. В., Безгодова С. А., Юркова Е. В. Событийная наполненность жизненной перспективы опекунов как характеристика отношений в семьях кровной и некровной опеки // Социальная психология и общество. 2020b. Т. 11, № 3. С. 86–98. https://doi.org/10.17759/sps.2020110306

Махнач А. В. Проблема поколения в замещающей семье как особой малой социальной группе // Социальная психология и общество. 2019a. Т. 10, № 2. С. 146–156. https://doi.org/10.17759/sps.2019100211

Махнач А. В. Тенденции в изучении семьи и характеристик состава, связанных с ее жизнеспособностью // Вестник РГГУ. Сер.: Психология. Педагогика. Образование. 2019b. № 2. С. 37–50. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2019-2-37-50

Махнач А. В. Характеристики состава замещающей семьи и ее жизнеспособность // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019c. Т. 25, № 2. С. 46–51. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2019-25-2-46-51

Мухамедрахимов Р. Ж., Асламазова Л. А., Вершинина Е. А. Роль программы психологического сопровождения в динамике поведенческих проявлений привязанности у детей, воспитывающихся в замещающих семьях // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 3. С. 53–63. https://doi.org/10.31857/S020595920004554-5

Ослон В. Н. Эколого-динамический подход к психологическому сопровождению замещающей семьи // Психологическая наука и образование. 2011. Т. 16, № 1. С. 27–37.

Постылякова Ю. В. Индивидуальные и семейные ресурсы у кандидатов в замещающие родители // Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект. М.: Институт психологии РАН, 2015. С. 459–477.

Саенко Л. А., Соломатина Г. Н. Основные этапы жизненного цикла замещающей семьи: моделирование и содержательное наполнение // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 2 (77). С. 202–207. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2020.2.27

Соломатина Г. Н. Социально-педагогические факторы взаимодействия в замещающей семье // Kant. 2020. № 3 (36). С. 384–388. https://doi.org/10.24923/2222-243X.2020-36.72

Соломатина Г. Н., Суменко Л. В. Подготовка педагогов к работе со сложной педагогической ситуацией в замещающей семье // Известия Российской академии образования. 2023. № 2 (62). С. 120–129.

Соломатина Г. Н., Суменко Л. В. Социальная успешность приемного ребенка как фактор эффективности замещающей семьи // Научно-педагогическое обозрение. 2022. № 6 (46). С. 104–113. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-6-104-113

Тузова О. Н., Кардакова И. Н. Психологическая реабилитация ребенка в процессе сопровождения семьи с кровно-родственной формой опеки // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. 2015. № 7. С. 477–486.

Цинявская Т. В. Методические рекомендации по отслеживанию динамики адаптации ребенка в опекаемой семье // Человеческий фактор: социальный психолог. 2020. № 2 (40). С. 320–327.

Шабалина Е. В., Мухамедрахимов Р. Ж. Анализ взаимодействия детей и взрослых при переводе детей из дома ребенка в замещающие семьи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11, № 2. С. 150–161.

Шабалина Е. В., Мухамедрахимов Р. Ж. Взаимосвязь показателей взаимодействия детей и близких взрослых с возрастом и длительностью проживания детей в доме ребенка и замещающих семьях // Сибирский психологический журнал. 2022. № 84. С. 156–168. https://doi.org/10.17223/17267080/84/9

Шульга Т. И. Проблемы адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в опекунских семьях // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21, № 4. С. 75–82. https://doi.org/10.17759/pse.2016210407

Davis M. T., Warfield M. E., Boguslaw J., Roundtree-Swain D., Kellogg G. Parenting a 6-year old is not what I planned in retirement: Trauma and stress among grandparents due to the opioid crisis // Journal of Gerontological Social Work. 2020. Vol. 63, no. 4. P. 295–315. https://doi.org/10.1080/01634372.2020.1752872

Fučík P., Janků K. S. The challenges and paradoxes of kinship foster care in a socially excluded locality // Socialni Prace. 2019. Vol. 19, no. 3. P. 44–61.

Korjova E. Yu., Bezgodova S. A., Miklyaeva A. V., Yurkova E. V. Interaction styles in child-guardian relationships in kinship and non-kinship guardian families // Psychology in Education. 2022. Vol. 4, no. 1. P. 31–40. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-1-31-40

Rolock N., Pérez A. G. Three sides to a foster care story: An examination of the lived experiences of young adults, their foster care case record, and the space in between // Qualitative Social Work. 2016. Vol. 17 (2) P. 195–215. https://doi.org/10.1177/1473325016666410

Rolock N., White K. R. Post-permanency discontinuity: A longitudinal examination of outcomes for foster youth after adoption or guardianship // Children and Youth Services Review. 2016. Vol. 70. P. 419–427. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2016.10.025

Xu Ya., Jedwab M., Lee K. A., Levkoff S. E. The negative effects of adverse childhood experiences (ACEs) on behavioral problems of children in kinship care: The protective role of kinship caregivers’ mental health // Journal of Emotional and Behavioral Disorders. 2023. No. 31 (1). P. 41–53. https://doi.org/10.1177/10634266221076475

White K. R., Rolock N., Marra L., Faulkne M., Ocasio K., Fong R. Understanding wellbeing and caregiver commitment after adoption or guardianship from foster care // Journal of Public Child Welfare. 2020. Vol. 15, no. 2. P. 1–26. https://doi.org/10.1080/15548732.2020.1850601


References

Aslamazova, L. A., Muhamedrahimov, R. J., Vershinina, E. A. (2019). Institutional experience and level of health as factors of behavior specificity of children in substitute families. Psikhologicheskii zhurnal, 40 (1), 47–58. https://doi.org/10.31857/s020595920002249-9 (In Russian)

Cinyavskaya, T. V. (2020). Methodological recommendations for monitoring the dynamics of adaptation of a child in a foster family. Chelovecheskii faktor: sotsial’nyi psikholog, 2 (40), 320–327. (In Russian)

Davis, M. T., Warfield, M. E., Boguslaw, J., Roundtree-Swain, D., Kellogg, G. (2020). Parenting a 6-year old is not what I planned in retirement: Trauma and stress among grandparents due to the opioid crisis. Journal of Gerontological Social Work, 63 (4), 295–315. https://doi.org/10.1080/01634372.2020.1752872

Fučík, P., Janků, K. S. (2019). The challenges and paradoxes of kinship foster care in a socially excluded locality. Socialni Prace, 19 (3), 44–61.

Gorbaneva, M. V., Kolmakova, T. S., Bajer, E. A., Zaluzhnaya, M. V., Grigoryan, N. А., Kovalenko, V. N. (2023). Comparative characteristics of the psycho-emotional state of children and adolescents left without parental care, with different forms of family structure. International Journal of Medicine and Psychology, 6 (5), 108–115. (In Russian)

Korjova, E. Yu., Bezgodova, S. A., Miklyaeva, A. V., Yurkova, E. V. (2020a). The psychology of a foster family: A situational approach. Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University Press. (In Russian)

Korjova, E. Yu., Bezgodova, S. A., Miklyaeva, A. V., Yurkova, E. V. (2022). Interaction styles in child-guardian relationships in kinship and non-kinship guardian families. Psychology in Education, 4 (1), 31–40. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-1-31-40

Korjova, E. Yu., Volkova, E. V., Miklyaeva, A. V., Bezgodova, S. A., Yurkova, E. V. (2020b). Event fullness of the guardians’ life perspective as a relationship characteristic in the kinship and non-kinship guardians’ families. Sotsial’naia psikhologiia i obshchestvo, 11 (3), 86–98. https://doi.org/10.17759/sps.2020110306 (In Russian)

Kozyreva, V. V. (2019). Socio-psychological peculiarities of experience by men and women of crisis of the “empty nest”. Vestnik universiteta, 4, 173–180. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-4-173-180 (In Russian)

Makhnach, A. V. (2019a). The problem of generation in a foster family as a special small social group. Sotsial’naia psikhologiia i obshchestvo, 10 (2), 146–156. https://doi.org/10.17759/sps.2019100211 (In Russian)

Makhnach, A. V. (2019b). Trends in studying the family and characteristics of the composition related to its resilience. Vestnik RGGU. Psikhologiia, Pedagogika, Obrazovanie, 2, 37–50. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2019-2-37-50 (In Russian)

Makhnach, A. V. (2019c). Characteristics of structure of a foster family and its viability. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta, 25 (2), 46–51. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2019-25-2-46-51 (In Russian)

Muhamedrahimov, R. J., Aslamazova, L. A., Vershinina, E. A. (2019). The role of the Programme of Psychological Support in attachment disorder behavior among children in substitute families. Psikhologicheskii zhurnal, 40 (3), 53–63. https://doi.org/10.31857/s020595920004554-5 (In Russian)

Oslon, V. N. (2011). An ecological and dynamic approach to the psychological support of a substitute family. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie, 16 (1), 27–37. (In Russian)

Posty’lyakova, Yu. V. (2015). Individual and family resources of candidates for substitute parents. Problema sirotstva v sovremennoi Rossii: Psikhologicheskii aspect, 459–477. (In Russian)

Rolock, N., Pérez, A. G. (2016). Three sides to a foster care story: An examination of the lived experiences of young adults, their foster care case record, and the space in between. Qualitative Social Work, 17 (2), 195–215. https://doi.org/10.1177/1473325016666410

Rolock, N., White, K. R. (2016). Post-permanency discontinuity: A longitudinal examination of outcomes for foster youth after adoption or guardianship. Children and Youth Services Review, 70, 419–427. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2016.10.025

Saenko, L., Solomatina, G. (2020). Main stages of the life cycle of the replacing family: Modeling and content filling. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal’nogo universiteta, 2 (77), 202–207. https://doi.org/10.37493/2307-907x.2020.2.27 (In Russian)

Shabalina, E. V., Muhamedrahimov, R. J. (2021). Analysis of caregiver-child interaction when transferring children from a baby home to post-institutional families. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psikhologiia, 11 (2), 150–161. (In Russian)

Shabalina, E. V., Muhamedrahimov, R. J. (2022). Relationship of indicators of caregiver — child interaction with the child’s age and length of stay in a baby home and foster families. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal, 84, 156–168. https://doi.org/10.17223/17267080/84/9 (In Russian)

Shul’ga, T. I. (2016). Problems of adaptation of children left without parental care, including those with disabilities, in foster families. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie, 21 (4), 75–82. https://doi.org/10.17759/pse.2016210407 (In Russian)

Solomatina, G. N. (2020). Socio-pedagogical factors of interaction in a substitute family. Kant, 3 (36), 384–388. https://doi.org/10.51944/20738498_2023_2_120 (In Russian)

Solomatina, G. N., Sumenko, L. V. (2022). Social success of the foster child as a factor of the efficiency of the foster family. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie, 6 (46), 104–113. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-6-104-113 (In Russian)

Solomatina, G. N., Sumenko, L. V. (2023). Preparing teachers to work with a difficult pedagogical situation in a substitute family. Izvestiia Rossiiskoi akademii obrazovaniia, 2 (62), 120–129. https://doi.org/10.51944/20738498_2023_2_120 (In Russian)

Tuzova, O. N., Kardakova, I. N. (2015). Psychological rehabilitation of a child in the process of accompanying a family with a consanguineous form of custody. Sovremennye issledovaniia sotsial’nykh problem, 7, 477–486. (In Russian)

Xu, Ya., Jedwab, M., Lee, K. A., Levkoff, S. E. (2023). The negative effects of adverse childhood experiences (ACEs) on behavioral problems of children in kinship care: The protective role of kinship caregivers’ mental health. Journal of Emotional and Behavioral Disorders, 31 (1), 41–53. https://doi.org/10.1177/10634266221076475

White, K. R., Rolock, N., Marra, L., Faulkne, M., Ocasio, K., Fong, R. (2020). Understanding wellbeing and caregiver commitment after adoption or guardianship from foster care. Journal of Public Child Welfare, 15 (2), 1–26. https://doi.org/10.1080/15548732.2020.1850601

Zaluzhnaya, M. V., Xakunova, F. P., Bersirova, A. K., Zhazheva, D. D., Grigoryan, N. A. (2022). The results of monitoring the social and pedagogical indicators of substitute families. Sotsial’naia pedagogika v Rossii. Nauchno-metodicheskii zhurnal, 5, 54–58. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

12.07.2024

Как цитировать

Коржова, Е., Тузова, О., Карасаева, А., & Повхова, А. (2024). Жизненная ситуация постопеки в субъективных оценках членов кровнородственных семей. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 14(2), 241–259. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.203

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования