Разноуровневые показатели здоровья как предикторы субъективного благополучия студентов

Авторы

  • Елена Коржова Российский государственный университет им. А.И.Герцена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48 https://orcid.org/0000-0002-1128-1421
  • Елена Веселова Российский государственный университет им. А.И.Герцена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48
  • Ольга Рудыхина Российский государственный университет им. А.И.Герцена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.405

Аннотация

Субъективное благополучие как интегральное переживание состояния здоровья представляет собой многомерное явление. Согласно интегральной ресурсной концепции здоровья, принята четырехуровневая структура здоровья (физическое, психическое, личностное и социальное). Целью исследования стало определение предикторов субъективного благополучия студентов на внутриличностном, социальном и  средовом уровнях. В качестве конкретных задач авторы провели сравнение показателей характеристик здоровья у субъективно благополучных и субъективно неблагополучных студентов, а также определение влияния характеристик здоровья на субъективное благополучие студентов. В исследовании участвовали 850 студентов вузов Санкт-Петербурга и Новосибирска. Применялись скрининговые версии теста на измерение субъективного благополучия К.Кейеса MHC-SF и теста жизнестойкости Д.А.Леонтьева и Е.И.Рассказовой, шкала психологического благополучия К.Рифф, методика оценки просоциальных тенденций Г.Карло и Б.А.Рэндалла в адаптации Н.В.Кухтовой, методика оценки значимой жизненной ситуации Е.Ю.Коржовой, А.В.Бердниковой, шкала депрессии PHQ-9 и шкала тревоги GAD-7 (Patient Health Questionnaire). Результаты показали, что студенты с высоким уровнем субъективного благополучия оценивают все уровни здоровья достоверно выше, чем студенты с низким уровнем субъективного благополучия. Наибольшее влияние на субъективное благополучие оказывают внутриличностные (эндопсихические) предикторы — жизнестойкость (β=0,322; р=0,000) и наличие цели в жизни (β=0,176; р=0,000). В меньшей мере влияют экзопсихические предикторы — отношение к значимой жизненной ситуации и просоциальная направленность, а также самооценка психического здоровья и наличие депрессии. Наибольший вклад в субъективное благополучие внутриличностных характеристик, выявленный в эмпирическом исследовании, подтверждает ведущую роль личности в регуляции взаимоотношений человека и мира. Полученные данные дают возможность выстроить иерархию значимых ресурсов здоровья, что позволит более адекватно составлять программы здоровьесбережения.

Ключевые слова:

предикторы субъективного благополучия, уровни здоровья, студенты, самооценка здоровья, депрессия, жизнестойкость, цель в жизни, просоциальная направленность, отношение к жизненной ситуации

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Антонова Н. А., Ерицян К. Ю., Цветкова Л. А. Субъективное благополучие подростков и молодежи: концептуализация и измерение // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2018. № 187. С. 69−78.

Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. / пер. с англ. СПб.: Питер, 2003.

Бызова В. М., Перикова Е. И. Представления молодежи о психологическом благополучии и стратегиях его достижения // Сибирский психологический журнал. 2018. № 70. C. 118−130. https://doi.org/10.17223/17267080/70/9

Галиахметова Л. И. Благополучие, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью: проблема взаимосвязи // Вестник Башкирск. ун-та. 2015. № 3. C. 1114−1118.

Головей Л. А., Данилова М. В., Рыкман Л. В., Петраш М. Д., Манукян В. Р., Леонтьева М. Ю., Александрова Н. А. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование). СПб.: Нестор-История, 2015.

Залевский Г. В., Залевский В. Г., Кузьмина Ю. В. Антропологическая психология: биопсихосоционоэтическая модель развития личности и ее здоровья // Сибирский психологический журнал. 2009. № 33. С. 99−103.

Карпинский К. В. Смысложизненные задачи и состояния в развитии личности как субъекта жизни // Сибирский психологический журнал. 2019. № 71. С. 79−106. https://doi.org/10.17223/17267080/71/5

Клементьева М. В. «Подлинное я» как предиктор формирующейся взрослости студентов // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 3. С. 64−74. https://doi.org/10.17759/pse.2020250306

Коржова Е. Ю. Психология личности. СПб.: Питер, 2020.

Коржова Е. Ю., Бердникова А. В. Методика «Отношение к значимой жизненной ситуации» // Практикум по психологии жизненных ситуаций / под ред. Е. Ю. Коржовой. СПб.: Стикс, 2016. С. 60−73.

Коржова Е. Ю., Веселова Е. К., Анисимова Т. В., Залевский Г. В. Интегральная ресурсная концепция здоровья в контексте отечественных подходов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2017. № 184. С. 31−44. https://doi.org/10.33910/1992-6465

Корзун С. А., Нифонтова Т. А. Взаимосвязь субъективного благополучия и совладающего поведения у студентов // Научные труды Республиканского института высшей школы. 2019. № 19-3. С. 179−186.

Кухтова Н. В. Адаптация методики «Измерение просоциальных тенденций» (Г. Карло, Б. А. Рэндалл) // Вестник ГрГУ. Сер. 3. Филология. Педагогика. Психология. 2011. № 2 (113). С. 102−107.

Лазурский А. Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы. СПб.: Алетейя, 2001.

Леонтьев Д. А., Сучков Д. Д. Постановка и достижение целей как фактор психологического благополучия // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 44. С. 1. https://doi.org/10.54359/ps.v8i44.503

Лепешинский Н. Н. Адаптация опросника «Шкала психологического благополучия» К. Рифф // Психологический журнал. 2007. № 3. С. 24−37.

Maдди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. С. 87−101.

Нартова-Бочавер С. К. Жизненная среда как источник стресса и ресурс его преодоления: возвращаясь к психологии повседневности // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 5. С. 15−26. https://doi.org/10.31857/S020595920006072-5

Олпорт Г. Становление личности: избранные труды / пер. с англ. М.: Смысл, 2002.

Осин Е. Н. Факторная структура краткой версии Теста жизнестойкости // Организационная психология. 2013. Т. 3, № 3. С. 42−60.

Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 1 (155). С. 117−142.

Потапова Е. А., Земляной Д. А., Кондратьев Г. В. Особенности жизнедеятельности и самочувствия студентов медицинских вузов в период дистанционного обучения во время эпидемии COVID-19 // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 3. С. 70−81. https://doi.org/10.17759/pse.2021260304

Руководство по использованию шкал «Оценка здоровья пациента» (PHQ) и GAD-7. URL: https://newpsyhelp.ru/wp-content/uploads/2018/08/Instructions_PHQ. pdf (дата обращения: 26.06.2022).

Хрусталева Н. С. Виды психологических кризисов у студентов младших курсов (на примере студентов факультета психологии) // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. 2018. № 4. С. 72−76. https://doi.org/10.29025/1994-7720-2018-4-72-76

Цветкова Л. А., Антонова Н. А., Дубровский Р. Г. Концептуальные основы изучения и измерения здоровья и благополучия человека с позиций психологической науки // Фундаментальные проблемы в исследованиях психического здоровья человека и общества. Вестник РФФИ. 2019. № 4 (104); октябрь — декабрь. C. 69–73. https://doi.org/10.22204/2410-4639-2019-104-04-69-75

Adler A., Seligman M. E. Using wellbeing for public policy: Theory, measurement, and recommendations // International Journal of Wellbeing. 2016. Vol. 6 (1). P. 1−35. https://doi.org/10.5502/ijw.v6i1.429

Antonovsky A. The life cycle, mental health and the sense of coherence // Israeli Journal Psychiatry and Related Sciences. 1985. Vol. 22 (4). P. 273−280.

DeNeve K. M. Happy as an extraverted clam? The role of personality for subjective well-being // Current Directions in Psychological Science. 1999. No. 8 (5). P. 141–144. https://doi.org/10.1111/1467-8721.00033

Diener E., Oishi S., Tay L. Advances in subjective well-being research // Nature Human Behaviour. 2018. No. 2. P. 253−260. https://doi.org/10.1038/s41562-018-0307-6

Hasel K. M., Abdolhoseini A., Puyesh Ganji P. Hardiness training and perceived stress among college students // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 30. P. 1354−1358. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.10.262

Hobfoll S. E., Halbesleben J., Neveu J. P., Westman M. Conservation of resources in the organizational context: The reality of resources and their consequences // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2018. Vol. 5. P. 123−128. https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-032117-104640

Kern M. L., Waters L. E., Adler A., White M. A. A multidimensional approach to measuring well-being in students: Application of the PERMA framework // Journal of Positive Psychology. 2015. Vol. 10 (3). P. 262−271. https://doi.org/10.1080/17439760.2014.936962

Krieke van der L., Jeronimus B. F., Blaauw F., Wanders R., Emerencia A. C., Schenk H., Vos de S., Snippe E., Wichers M., Wigman J., Bos E., Wardenaar K., Jonge de P. HowNutsAreTheDutch (HoeGekIsNL): A crowdsourcing study of mental symptoms and strengths // International Journal of Methods in Psychiatric Research. 2016. Vol. 25 (2). P. 123−144. https://doi.org/10.1002/mpr.1495

Kupst M. J., Butt Z. , Stoney C. M. , Griffith J. W. , Salsman J. M. , Folkman S. , Cella D. Assessment of stress and self-efficacy for the NIH Toolbox for Neurological and Behavioral Function // Anxiety, Stress, & Coping. 2015. Vol. 28 (5). P. 531–544. https://doi.org/10.1080/10615806.2014.994204

Miller F. G., Cook C. R., Zhang Y. Initial development and evaluation of the student intervention matching (SIM) form // Journal of School Psychology. 2018. Vol. 66. P. 11−24. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2017.10.005

Radevskaya N. S., Veselova E. K., Dvoretskaya M. Y., Korjova E. Y., Monakhova L. Y. Educational environment of university — a model of international students’ socio-psychological adaptation to the ethno-cultural characteristics of society // Journal of Environmental Management and Tourism. 2016. Vol. 7; no. 2 (14). P. 291−298. https://doi.org/10.14505/jemt.v7.2(14)

Ribeiro Í. J. S., Pereira R. F. I. V., de Oliveira B. G., Boery E. N. Stress and quality of life among university students: a systematic literature review // Health Professions Education. 2018. Vol. 4 (2). P. 70−77. https://doi.org/10.1016/j.hpe.2017.03.002

Ryff C. D. Psychological well-being revisited: Advances in the science and practice of eudaimonia // Psychotherapy and Psychosomatics. 2014. Vol. 83 (1). P. 10−28. https://doi.org/10.1159/000353263

Shi R., Qi W., Ding Yi, Liu Ch., Shen W. Under what circumstances is helping an impulse? Emergency and prosocial traits affect intuitive prosocial behavior // Personality and Individual Differences. 2020. Vol. 159; 1 June. P. 109828. https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.109828


References

Adler, A., Seligman, M. E. (2016). Using wellbeing for public policy: Theory, measurement, and recommendations. International Journal of Wellbeing, 6 (1), 1−35. https://doi.org/10.5502/ijw.v6i1.429

Allport, G. (2002). Becoming a person: selected works, transl. from English. Moscow, Smysl Publ. (In Russian)

Antonova, N. A., Ericyan, K. Yu., Cvetkova, L. A. (2018). Subjective well-being of adolescents and youth: conceptualization and measurement. Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena, 187, 69–78 (In Russian)

Antonovsky, A. (1985). The life cycle, mental health and the sense of coherence. Israeli Journal Psychiatry and Related Sciences, 22 (4), 273−280.

Argyle, M. (2003). Psychology of happiness: transl. from English. 2nd ed. St Petersburg, Piter Publ. (In Russian)

Byzova, V. M., Perikova, E. I. (2018). Representations of young people about psychological wellbeing and the strategies to achieve it. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal, 70, 118–130. https://doi.org/10.17223/17267080/70/9 (In Russian)

Cvetkova, L. A., Antonova, N. A., Dubrovskij, R. G. (2019). A conceptual framework for the study and measurement of human health and well-being from the standpoint of psychological science. Fundamental’nye problemy v issledovaniiakh psihicheskogo zdorov’ia cheloveka i obshchestva. Vestnik RFFI, 4 (104), 69–73. https://doi.org/10.22204/2410-4639-2019-104-04-69-75 (In Russian)

DeNeve, K. M. (1999). Happy as an extraverted clam? The role of personality for subjective well-being. Current Directions in Psychological Science, 8 (5), 141–144. https://doi.org/10.1111/1467-8721.00033

Diener, E., Oishi, S., Tay, L. (2018). Advances in subjective well-being research. Nature Human Behaviour, 2, 253−260. https://doi.org/10.1038/s41562-018-0307-6

Galiakhmetova, L. I. (2015). Well-being, subjective well-being, life satisfaction: the problem of interrelation. Vestnik Bashkirsk. un-ta, 3, 1114−1118. (In Russian)

Golovei, L. A., Danilova, M. V., Rykman, L. V., Petrash, M. D., Manukian, V. R., Leont’eva, M. Iu., Aleksandrova, N. A. (2015). Professional development of a person: the beginning of the path (an empirical study). St Petersburg, Nestor-Istoriia Publ. (In Russian)

Guidelines for the use of scales “Patient Health Assessment”. Available at: https://newpsyhelp.ru/wp-content/uploads/2018/08/Instructions_PHQ.pdf (accessed: 26.06.2022). (In Russian)

Hasel, K. M., Abdolhoseini, A., Puyesh Ganji, P. (2011). Hardiness training and perceived stress among college students. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 30, 1354−1358. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.10.262

Hobfoll, S. E., Halbesleben, J., Neveu, J. P., Westman, M. (2018). Conservation of resources in the organizational context: The reality of resources and their consequences. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 5, 123−128. https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-032117-104640

Hrustaleva, N. S. (2018). Types of psychological crises of the younger students (for example, students of the faculty of psychology). Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K. L. Hetagurova, 4, 72–76. https://doi.org/10.29025/1994-7720-2018-4-72-76 (In Russian)

Karpinskij, K. V. (2019). Meaning-oriented tasks and meaning-associated states in personality development. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal, 71, 79–106. https://doi.org/10.17223/17267080/71/5 (In Russian)

Kern, M. L., Waters, L. E., Adler, A., White, M. A. (2015). A multidimensional approach to measuring well-being in students: Application of the PERMA framework. Journal of Positive Psychology, 10 (3), 262−271. https://doi.org/10.1080/17439760.2014.936962

Klement’eva, M. V. (2020). The “Authentic Self ” as a predictor of emerging adulthood in students. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie, 25 (3), 64–74. https://doi.org/10.17759/pse.2020250306 (In Russian)

Korjova, E. Yu. (2020). Psychology of personality. St Petersburg, Piter Publ. (In Russian)

Korjova, E. Yu., Berdnikova, A. V. (2016). Technique “Attitude to significant life situation”. In: Korjova E. Yu. (ed.). Praktikum po psihologii zhiznennykh situatsii (pp. 60–73). St Petersburg, Stiks Publ. (In Russian)

Korjova, E. Yu., Veselova, E. K., Anisimova, T. V., Zalevskii, G. V. (2017). Integrated resource concept of health in the context of domestic approaches. Izvestiia RGPU im. A. I. Gertsena, 184, 31–44. https://doi.org/10.33910/1992-6465 (In Russian)

Korzun, S. A., Nifontova, T. A. (2019). The relationship between subjective well-being and coping behavior in students. Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshei shkoly, 19-3, 179–186 (In Russian)

Krieke van der, L., Jeronimus, B. F., Blaauw, F., Wanders, R., Emerencia, A. C., Schenk, H., Vos de, S., Snippe, E., Wichers, M., Wigman, J., Bos, E., Wardenaar, K., Jonge de, P. (2016). HowNutsAreTheDutch (HoeGekIsNL): A crowdsourcing study of mental symptoms and strengths. International Journal of Methods in Psychiatric Research, 25 (2), 123−144.

Kukhtova N. V. (2011). Adaptation of technique “Measuring of prosocial tendencies” (G. Carlo, B. A. Randall). Vestnik Grodnenskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Yanki Kupaly. Ser. 3. Filologiia. Pedagogika. Psikhologiia, 2 (113), 102–107. (In Russian)

Kupst, M. J., Butt, Z., Stoney, C. M., Griffith, J. W., Salsman, J. M., Folkman, S. , Cella, D. (2015). Assessment of stress and self-efficacy for the NIH Toolbox for Neurological and Behavioral Function. Anxiety, Stress, & Coping, 28 (5), 531–544. https://doi.org/10.1080/10615806.2014.994204

Lazurskij, A. F. (2021). Selected works on general psychology. To the doctrine of mental activity. Personality research program and other works. St Petersburg, Aleteiia Publ. (In Russian)

Leont’ev, D. A., Suchkov, D. D. (2015). Setting and achieving goals as a factor of psychological well-being. Psikhologicheskie Issledovaniia, 8 (44), 1. https://doi.org/10.54359/ps.v8i44.503 (In Russian)

Lepeshinskij, N. N. (2007). Adaptation of the questionnaire “Scale of psychological well-being” by C. Ryff. Psihologicheskii zhurnal, 3, 24–37. (In Russian)

Maddi, S. (2005). Creating meaning through making decision. Psihologicheskii zhurnal, 26 (6), 87–101. (In Russian)

Miller, F. G., Cook, C. R., Zhang, Y. (2018). Initial development and evaluation of the student intervention matching (SIM) form. Journal of School Psychology, 66, 11−24. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2017.10.005

Nartova-Bochaver, S. K. (2019). Human environments as a source of stress and a resource to overcome it: returning to the psychology of everyday life. Psihologicheskii zhurnal, 40 (5), 15–26. https://doi.org/10.31857/S020595920006072-5 (In Russian)

Osin, E. N. (2013). Factor structure of the short version of the test of hardiness. Organizatsionnaia psikhologiia, 3 (3), 42–60. (In Russian)

Osin, E. N., Leont’ev, D. A. (2020). Brief Russian-language instruments to measure subjective well-being: psychometric properties and comparative analysis. Monitoring obshchestvennogo mneniia: ekonomicheskie i social’nye peremeny, 1 (155), 117–142. (In Russian)

Potapova, E. A., Zemlyanoi, D. A., Kondrat’ev, G. V. (2021). Features of life and well-being in medical students during distance learning in the course of the COVID-19 epidemic. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 26 (3), 70–81 (In Russian) https://doi.org/10.17759/pse.2021260304

Radevskaya, N. S., Veselova, E. K., Dvoretskaya, M. Y., Korjova, E. Y., Monakhova, L. Y. (2016). Educational environment of university — a model of international students’ socio-psychological adaptation to the ethno-cultural characteristics of society. Journal of Environmental Management and Tourism, 7, 2 (14), 291−298. https://doi.org/10.14505/jemt.v7.2(14)

Ribeiro, Í. J. S., Pereira, R. F. I. V., de Oliveira, B. G., Boery, E. N. (2018). Stress and quality of life among university students: a systematic literature review. Health Professions Education, 4 (2), 70−77. https://doi.org/10.1016/j.hpe.2017.03.002

Ryff, C. D. (2014). Psychological well-being revisited: Advances in the science and practice of eudaimonia. Psychotherapy and Psychosomatics, 83 (1), 10−28. https://doi.org/10.1159/000353263

Shi, R., Qi, W., Ding, Yi, Liu, Ch., Shen, W. (2020). Under what circumstances is helping an impulse? Emergency and prosocial traits affect intuitive prosocial behavior. Personality and Individual Differences, 159 (1), 109828. https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.109828

Zalevskii, G. V., Zalevskii, V. G., Kuz’mina, Yu. V. (2009). Anthropological psychology: biopsychosocionoetic model of personality development and its health. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal, 33, 99−103. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

14.12.2022

Как цитировать

Коржова, Е., Веселова, Е., & Рудыхина, О. (2022). Разноуровневые показатели здоровья как предикторы субъективного благополучия студентов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 12(4), 458–471. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.405

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования