Структура базовых жизненных ориентаций: этнокультурный аспект (на примере китайской версии Опросника субъект-объектных ориентаций)

Авторы

  • Елена Коржова Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48
  • Цинь Пэнфэй Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48
  • Елена Веселова Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48
  • Марианна Дворецкая Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.404

Аннотация

Базовые жизненные ориентации характеризуют общую направленность личности и зависят от культуры, традиций и менталитета. Для межкультурных исследований жизненных ориентаций существенное значение имеет адекватный методический инструментарий. Целью данного исследования стала адаптация русскоязычного Опросника субъект-объектных ориентаций на китайском языке. Решались следующие задачи: эквивалентный перевод опросника на китайский язык; анализ дискриминативности пунктов и опросника в целом; выделение факторной структуры китайской версии опросника; определение ее валидности и надежности. Оригинальный вариант Опросника Е.Ю.Коржовой, имеющий полное психометрическое обоснование, включает 21 пункт дихотомических утверждений. Адаптация опросника проводилась среди китайских студентов университета провинции Гуйчжоу (КНР). В связи с необходимостью переформулирования пунктов и поиском оценочной стратегии опрос респондентов осуществлялся шесть раз, по разным вариантам китайской версии опросника, в разных выборках. Всего опрошен 1471 респондент. Адаптированная китайская версия опросника состоит из 11 пунктов, входящих в три фактора: 1) готовность бросить вызов трудностям; 2) стремление к внутренней гармонии; 3) ясность цели в жизни. Такая структура базовых жизненных ориентаций существенно отличается от четырехфакторной структуры, присущей россиянам (три фактора, характеризующие разные стороны творческой направленности личности в жизненных ситуациях, и трансситуационный локус контроля). Наличие в разных факторах общих элементов позволяет фиксировать как сходства, так и различия в психологии жизненных ориентаций россиян и китайцев. По результатам психометрического анализа китайская версия опросника предусматривает оценки утверждений по 5-балльной шкале Лайкерта, в отличие от русскоязычной версии с альтернативным выбором ответов. Китайская версия шкалы жизненных ориентаций обладает высокой надежностью и валидностью и может быть использована для изучения жизненных ориентаций китайцев. Применение данной версии будет способствовать развитию научного и культурного обмена между Россией и Китаем.

Ключевые слова:

базовые жизненные ориентации, Опросник субъект-объектных ориентаций, китайская версия, психометрическое обоснование, факторная структура жизненных ориентаций, культурная обусловленность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностке: для практических психологов и психотерапевтов. 3-е изд, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2008.

Даниленко О. И., Сюй И. Ценности китайских студентов: значимость и доступность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8, № 1. С. 34–46. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.103

Инцзянь В. Влияние русской культуры на культуру Китая в контексте этнопсихологии // Педагогика искусства. 2022. № 3. С. 179–184.

Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов / пер. с англ. Киев: ПАН Лтд, 1994.

Коржова Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Союз, 2002.

Коржова Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГА, 2006.

Коржова Е. Ю., Волкова Е. Н., Рудыхина О. В., Туманова Е. Н. Психология человека как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути личности: основные итоги исследований // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. № 187. С. 40–50.

Коржова Е. Ю., Дун Я. Проявление отношения к жизни в рисунках китайских и российских студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 339–342. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0902-0082

Костромина С. Н., Гришина Н. В., Москвичева Н. Л., Зиновьева Е. В. Жизненные модели молодежи: изменения и традиции // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 1 (103). С. 79–98. http://dx.doi.org/10.22204/2587-8956-2021-103-01-79-98

Кряжева Е. В., Виноградская М. Ю. Анализ динамики жизненных ценностей и ценностных ориентаций студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-3. С. 332–334.

Малышева О. Л. «Конфуцианский капитализм» и бизнес-культура Китая: социокультурная традиция и современные тенденции // Управление устойчивым развитием. 2018. № 4 (17). С. 75–82.

Меркулов К. К. Сравнение культурных архетипов народов России и Китая: обзор источников // Человек и культура Востока. Исследования и переводы. 2022. Т. 1, № 10. С. 65–93. https://doi.org/10.48647/IFES.2022.99.16.036

Никулина А. А. Теоретический анализ понятия «жизненные ориентации» в психологии // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4, № 8. С. 221–226.

Просеков С. А. Китайский характер и национальная психология: образцы и метаморфозы // Гуманитарный вестник. 2020. № 1 (81). С. 7. URL: http://hmbul.ru/catalog/hum/phil/647.html (дата обращения: 30.04.2023).

Романенко А. А., Ященко П. Ф. Влияние конфуцианства на менталитет китайского народа // Язык, культура, ментальность: проблемы и перспективы филологических исследований: сборник IV Международной научной конференции / отв. ред. Н. И. Степыкин. Курск, Юго-Западный государственный университет, 2022. С. 231–236.

Фурманов И. А., Синьчунь Не. Внутренняя согласованность шкал китайского варианта опросника «Аффективные мотивационные ориентации в сексуальной жизни» // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2022. № 2. С. 49–58.

Цзюй Ю., Матвеев М. О. Обзор истории китайской психологии // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2022. № 2. С. 3–31. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.02.01

Чжоу М., Мынбаева А. К. Психологическая диагностика и педагогические измерения: анализ подходов в Казахстане и Китае // Современные научные гипотезы и прогнозы: от теории к практике: сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2021. С. 78–80.

Шатене К. Психология ценностей / пер. с. фр. Харьков: Гуманитарный центр, 2021.

Chen Dan. Research on the prediction model of depression among college students: Dissertation Thesis. Hangzhou: Zhejiang University, 2011. 陈丹. (2011). 大学生抑郁情绪的预测模型研究. (硕士), 浙江大学, 杭州.

Chen Wei, Ge Ying, Hu Yuanyan, Zhang Jinsu. Applicability and generalizability of the Life Meaning Scale (revised version): An analysis based on CTT and multidimensional rasch // Chinese Journal of Clinical Psychology. 2015. Vol. 23 (4). P. 604–614. 陈维, 葛缨, 胡媛, 张进辅. (2015). 人生意义量表 (修订版) 的适用性和推广性: 基于ctt和多维rasch的分. 中国临床心理学杂志, 23 (4), 604–614.

Deng Wengen, Dai Haiqi. A comparison of the applicability of different IRT models in the revised version of the Life Orientation Test // Journal of Jiangxi Normal University: Natural Science Edition. 2011. Vol. 35 (2). P. 216–220. 邓稳根, 戴海琦. (2011). 不同irt模型在生活取向测验修订版中的适用性比较. 江西师范大学学报:自然科学版, 35 (2), 216–220.

Hu L. T., Bentler P. M. Cutoff criteria for fit indexes in covariance structure analysis: Conventional criteria versus new alternatives // Structural Equation Modeling. 1999. Vol. 6 (1). P. 1–55.

Maio G. R. The psychology of human values. London: Routledge, 2017.

Roccas S., Sagiv L. (eds). Values and behavior: Taking a cross cultural perspective. Zurich: Springer, 2017.


References

Burlachuk, L. F. (2008). Dictionary-handbook of Psychodiagnostics. 3rd ed. St. Petersburg, Piter Publ. (In Russian)

Chen, Dan. (2011). Research on the prediction model of depression among college students. (Dissertation Master). Hangzhou, Zhejiang University. (In Chinese)

Chen, Wei, Ge, Ying, Hu, Yuanyan, Zhang, Jinsu. (2015). Applicability and generalizability of the Life Meaning Scale (revised version): An analysis based on CTT and multidimensional rasch. Chinese Journal of Clinical Psychology, 23 (4), 604–614. (In Chinese)

Chzhou, M., Mynbaeva, A. K. (2021). Psychological diagnostics and pedagogical measurements: Analysis of approaches in Kazakhstan and China. Sovremennye nauchnye gipotezy i prognozy: ot teorii k praktike. sbornik nauchnykh statei po itogam mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (pp. 78–80). St. Petersburg, Izdatel’stvo SPbGEU. (In Russian)

Danilenko, O. I., Siuĭ, I. (2018). The values of the Сhinese students: The ratio of subjective significance-accessibility. Vestnik of St. Petersburg University. Psychology, 8 (1), 34–46. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.103 (In Russian)

Deng, Wengen, Dai, Haiqi. (2011). A comparison of the applicability of different IRT models in the revised version of the Life Orientation Test. Journal of Jiangxi Normal University: Natural Science Edition, 35 (2), 216–220. (In Chinese)

Furmanov, I. A., Syn’chun’, Ne (2022). Internal consistency of the scales of the Chinese version of the questionnaire “Affective and motivational orientation related to erotic arousal”. Journal of the Belarusian State University. Philosophy and Psychology, 2, 49–58. (In Russian)

Hu, L. T., Bentler, P. M. (1999). Cutoff criteria for fit indexes in covariance structure analysis: Conventional criteria versus new alternatives. Structural Equation Modeling, 6 (1), 1–55.

Intszianʹ V. (2022). The influence of Russian culture on Chinese culture in the context of Ethnopsychology. Pedagogika iskusstva, 3, 179–184. (In Russian)

Kline P. (1994). Reference Guide for Designing Tests. Kiev, PAN Ltd Publ. (In Russian)

Korjova, E. Yu. (2002). Psychological knowledge of human destiny. St. Petersburg, Herzen University Press; Soiuz Publ. (In Russian)

Korjova, E. Yu. (2006). Psychology of human life orientations. St. Petersburg, Russian Christian Humanitarian Academy Press. (In Russian)

Korjova, E. Yu., Volkova, E. N., Rudykhina, O. V., Tumanova, E. N. (2018). The psychology of a person as a subject of life activity and personality life span: Main research results. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 187, 40–50. (In Russian)

Korjova, E. Yu., Dun, Ia. (2020). Proiavlenie otnosheniia k zhizni v risunkakh kitaiskikh i rossiiskikh studentov. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 9, 2 (31), 339–342. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0902-0082 (In Russian)

Kostromina, S. N., Grishina, N. V., Moskvichеva, N. L., Zinov’eva, E. V. (2021). Youth life models: shifts and traditions. Bulletin of the Russian Science Foundation. Humanities and social sciences, 1 (103), 79–98. http://dx.doi.org/10.22204/2587-8956-2021-103-01-79-98 (In Russian)

Kriazheva E. V., Vinogradskaia M. Yu. (2020). Analysis of the dynamics of life values and value orientations of university students. Problems of modern pedagogical education, 68-3, 332–334 (In Russian)

Maio G. R. (2017). The psychology of human values. London, Routledge.

Malysheva O. L. (2018). “Confucian capitalism” and business-culture of china: Socio-cultural tradition and contemporary trends. Sustainable development management, 4 (17), 75–82. (In Russian)

Merkulov, K. K. (2022). Comparison of cultural archetypes of the peoples of Russia and China: A survey of bibliographic source. Peoples and cultures of the Orient, 1, 10, 65–93. https://doi.org/10.48647/IFES. 2022.99.16.036 (In Russian)

Nikulina A. A. (2022). The concepts of determining life orientations in psychology. Review of pedagogical research, 4 (8), 221–226 (In Russian)

Prosekov, S. A. (2020). Chinese character and national psychology: Patterns and metamorphoses. Gumanitarnyi vestnik, 1 (81), 7. Available at: http://hmbul.ru/catalog/hum/phil/647.html (accessed: 30.04.2023) (In Russian)

Roccas S., Sagiv L. (eds). (2017). Values and behavior: Taking a cross cultural perspective. Zurich, Springer.

Romanenko, A. A., Yashchenko P. F. (2022). The influence of Confucianism on the mentality of the Chinese people. In: N. I. Stepykin (ed.). Iazyk, kul’tura, mental’nost’: problemy i perspektivy filologicheskikh issledovanii. Sbornik IV Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (pp. 231–236). Kursk: Iugo-Zapadnyi gosudarstvennyi universitet. (In Russian)

Shatene, K. (2021). Psychology of Values. Kharkiv, Gumanitarnyi tsentr Publ. (In Russian)

Tsziuĭ, Iu., Matveev, M. O. (2022). History оf Chinese Psychology: Overview. Moscow University Psychology Bulletin. Ser. 14. Psychology, 2, 3–31. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.02.01 (In Russian)

Загрузки

Опубликован

16.12.2023

Как цитировать

Коржова, Е., Пэнфэй, Ц., Веселова, Е., & Дворецкая, М. (2023). Структура базовых жизненных ориентаций: этнокультурный аспект (на примере китайской версии Опросника субъект-объектных ориентаций). Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 13(4), 493–508. https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.404

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования