Роль количества значений в решении задач на припоминание многозначной информации
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2025.105Аннотация
В большинстве современных исследований, посвященных вопросам обработки многозначной информации, экспериментальный дизайн предполагает использование стимульного материала с двумя возможными смысловыми значениями. Остаются вне рассмотрения случаи, когда возможных значений может быть больше двух. Кроме того, достаточно много внимания в таких исследованиях посвящено феномену негативного выбора и его интерпретациям, хотя все еще неясно, как интерпретировать негативный выбор для двух и более не выбранных значений стимула. В данной работе мы предприняли попытку уточнить, в чем состоит специфика обработки многозначной информации, если смысловых значений будет больше двух, по сравнению с обработкой однозначной информации, а также уточнить, как проявляется феномен негативного выбора относительно альтернативных категорий выбора. Нами был проведен эксперимент, предполагающий необходимость совершения целенаправленного выбора смыслового значения для многозначного или однозначного слова, после чего предлагалось припомнить первоначальные допустимые значения слов. Таким образом, испытуемому предлагалось решить две задачи: установочную на выбор смыслового значения и основную на припоминание предъявленных смысловых значений. Данные, полученные из эксперимента, позволяют обнаружить различие в обработке неактуализированных в сознании значений слов: хотя на обработку однозначных и многозначных значений требуется схожее количество времени, в многозначных значениях процент ошибок достоверно больше, чем в однозначных. Кроме того, результаты эксперимента не позволяют обозначить четкую границу между категорией негативного и позитивного выбора, поскольку в рамках предложенной экспериментальной процедуры достоверных различий между ними обнаружено не было. Дополнительно было выяснено, что тип мыслительной операции, задействованной в экспериментальной процедуре, позволяет более точно прогнозировать результат когнитивной обработки информации, нежели собственно тип информации, лежащий в основе стимульного материала. Полученные выводы могут внести ценный вклад в будущие психологические и нейрокогнитивные
исследования.
Ключевые слова:
многозначная информация, однозначная информация, негативный выбор, когнитивная обработка, задача на выбор, задача на припоминание
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.