Анализ взаимодействия детей и взрослых при переводе детей из дома ребенка в замещающие семьи

Авторы

  • Екатерина Шабалина Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Рифкат Мухамедрахимов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.203

Аннотация

Исследование посвящено изучению показателей взаимодействия детей с ранним опытом институционализации (ОИ) с близким взрослым как на этапе выхода из дома ребенка, так и на различных этапах проживания в замещающей семье (ЗС), а также их сравнению с взаимодействием родителей и детей в биологических семьях (БС). Для оценки качества взаимодействия использован метод PCERA, основанный на анализе видеозаписи свободной игры ребенка и взрослого. Всего проанализирован 31 случай взаимодействия близких взрослых и детей с ОИ и 51 случай взаимодействия родителей и детей в БС (возраст детей, соответственно, 29,3 ± 22,9 и 38,8 ± 17,5 мес.). Обнаружено, что при увеличении показателей взаимодействия по мере взросления детей значения этих показателей в целом на этапе выхода из дома ребенка и на разных этапах обследования в ЗС значимо не различаются. Показано, что в первые 24 месяца проживания ребенка в семье замещающие родители проявляют более низкий уровень чувствительности, отражения и вовлеченности во взаимодействие с ребенком, больше непредсказуемого поведения и негативных эмоций по сравнению с родителями из БС, а после 24 месяцев в ЗС у детей наблюдается ухудшение эмоциональной стабильности и сотрудничества, усиление негативного аффекта, по сравнению с обследованием на выходе из учреждения и относительно сверстников из БС. Полученные результаты подчеркивают необходимость усовершенствования подготовки замещающих родителей и создания программ психологического сопровождения ЗС, направленных на поддержку взаимодействия и формирования привязанности на наиболее ранних этапах после принятия ребенка в семью.

Ключевые слова:

дети, опыт институционализации, взаимодействие с близким взрослым, дом ребенка, замещающая семья

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Агаркова В. В., Мухамедрахимов Р. Ж. Особенности наблюдаемого поведения детей в возрасте 5–8 лет с опытом и без опытации // Психология — наука будущего: Материалы VII Междунар. конф. молодых ученых. М., 2017.

Асламазова Л. А., Мухамедрахимов Р. Ж., Вершинина Е. А. Опыт институционализации и уровень здоровья как факторы поведения привязанности у детей в замещающих семьях // Психологический журнал. 2019. № 40 (1). С. 47–58. https://doi.org/10.31857/S020595920002249-9

Иванова В. Ю. О психологическом взаимодействии близких взрослых и детей, проживающих в семье и доме ребенка // Дефектология. 2006. № 1. С. 76–79.

Махнач А. В. Профессиональная замещающая семья: статус, проблемы, решения // Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект / отв. ред. А. В. Махнач, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. М.: Институт психологии РАН, 2015. С. 341–400.

Мухамедрахимов Р. Ж., Туманьян К. Г., Чернего Д. И., Асламазова Л. А. Привязанность у детей с опытом институционализации. Ч. II. Особенности привязанности у детей, проживающих в замещающих семьях // Психологический журнал. 2020. № 41 (6). С. 60–68.

Ослон В. Н. Организационная модель психосоциального сопровождения замещающей семьи // Психологическая наука и образование. 2015. № 7 (2). С. 1–13.

Плетенева М. В., Мухамедрахимов Р. Ж. Особенности взаимодействия детей раннего возраста с родителями в замещающих семьях // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2013. № 12 (3). С. 22–31.

Солодунова М. Ю., Мухамедрахимов Р. Ж. Развитие эмоций у детей раннего возраста в условиях депривации // Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект / отв. ред. А. В. Махнач, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. М.: Институт психологии РАН, 2015. С. 63–82.

Clark R. The parent-child early relational assessment: Instrument and manual // Madison: University of Wisconsin Medical School, Department of Psychiatry, 1985.

Gabler S. et al. Predictors of foster parents’ stress and associations to sensitivity in the first year after placement // Child Abuse & Neglect. 2018. Vol. 79. P. 325–338. https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2018.02.009

Garvin M. C. et al. Postadoption parenting and socioemotional development in postinstitutionalized children // Development and psychopathology. 2012. Vol. 24 (1). P. 35–48. https://doi.org/10.1017/ S0954579411000642 I

Jzendoorn van M. H., Juffer F. The Emanuel Miller Memorial Lecture 2006: Adoption as intervention. Metaanalytic evidence for massive catch‐up and plasticity in physical, socio‐emotional, and cognitive development // Journal of child psychology and psychiatry. 2006. Vol. 47 (12). P. 1228–1245. https://doi. org/10.1111/j.1469-7610.2006.01675.x

MacLean K. The impact of institutionalization on child development // Development and psychopathology. 2003. Vol. 15 (4). P. 853–884. https://doi.org/10.1017/s0954579403000415

McCall R. B. et al. The development of postinstitutionalized versus parent-reared Russian children as a function of age at placement and family type // Development and Psychopathology. 2016. Vol. 28 (1). P. 251–264. https://doi.org/10.1017/S0954579415000425

O’Connor T. G. et al. Attachment disorder behavior following early severe deprivation: Extension and longitudinal follow-up // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2000. Vol. 39 (6). P. 703–712. https://doi.org/10.1097/00004583-200006000-00008

Reuben J. D. et al. Warm parenting and effortful control in toddlerhood: Independent and interactive predictors of school-age externalizing behavior // Journal of abnormal child psychology. 2016. Vol. 44 (6). P. 1083–1096. https://doi.org/10.1007/s10802-015-0096-6

The St. Petersburg — USA Orphanage Research Team. The Effects of Early Social-Emotional and Relationship Experience on the development of Young Orphanage Children // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2008. Vol. 73 (3). P. 1–262. https://doi.org/10.1111/j.1540- 5834.2008.00483.x

Vantieghem M. R. et al. Positive valence bias and parent-child relationship security moderate the association between early institutional caregiving and internalizing symptoms // Development and psychopathology. 2017. Vol. 29 (2). P. 519–533. https://doi.org/10.1017/S0954579417000153

Zeanah C. H. et al. Alternatives for abandoned children: insights from the Bucharest Early Intervention Project // Current opinion in psychology. 2017. Vol. 15. P. 182–188. https://doi.org/10.1016/j.copsyc. 2017.02.024

References

Agarkova, V. V., Muhamedrahimov, R. J. (2017). Characteristics of the observed behavior of children aged 5–8 years with and without experience of institutionalization. [Conference presentation abstract]. VII International Conference of Young Scientists “Psychology is the Science of the Future” , November 14–15, 2017, Moscow (pp. 20–24). (In Russian)

Aslamazova, L. A., Muhamedrahimov, R. Zh., Vershinina, E. A. (2019). Institutionalization experience and health level as factors of attachment behavior in children in post-institutional families. Psihologicheskij Zhurnal, 40 (1), 47–58. https://doi.org/10.31857/S020595920002249-9 (In Russian)

Clark, R. (1985). The parent-child early relational assessment: Instrument and manual. Madison, University of Wisconsin Medical School, Department of Psychiatry.

Gabler, S. et al. (2018). Predictors of foster parents’ stress and associations to sensitivity in the first year after placement. Child Abuse & Neglect, 79, 325–338. https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2018.02.009

Garvin, M. C. et al. (2012). Postadoption parenting and socioemotional development in postinstitutionalized children. Development and Psychopathology, 24 (1), 35–48. https://doi.org/10.1017/ S0954579411000642

IJzendoorn van, M. H., Juffer, F. (2006). The Emanuel Miller Memorial Lecture 2006: Adoption as intervention. Meta‐analytic evidence for massive catch‐up and plasticity in physical, socio‐emotional, and cognitive development. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 47 (12), 1228–1245. https://doi. org/10.1111/j.1469-7610.2006.01675.x

Ivanova, V. Ju. (2006). Psychological interaction of caregivers and children living in a family and in a baby home. In Defektologija, no. 1, pp. 76–79. (In Russian)

MacLean, K. (2003). The impact of institutionalization on child development. Development and psychopathology, 15 (4), 853–884. https://doi.org/10.1017/s0954579403000415

Mahnach, A. V. (2015). Professional substitute family: status, problems, solutions. In A. V. Mahnach, A. M. Prihozhan, N. N. Tolstyh (eds.) Problema sirotstva v sovremennoj Rossii: Psihologicheskij aspect (pp. 341–400). Moscow, Institute of psychology RAS Press. (In Russian)

McCall, R. B. et al. (2016). The development of postinstitutionalized versus parent-reared Russian children as a function of age at placement and family type. Development and Psychopathology, 28 (1), 251–264. https://doi.org/10.1017/S0954579415000425

Muhamedrahimov, R. Zh., Tuman’jan, K. G., Chernego, D. I., Aslamazova, L. A. (2020). Attachment in children with institutionalization experience. Part II. Attachment characteristics in children living in postinstitutional families. Psihologicheskij zhurnal, 41 (6), 60–68. (In Russian)

O’Connor, T. G. et al. (2000). Attachment disorder behavior following early severe deprivation: Extension and longitudinal follow-up. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, 39 (6), 703–712. https://doi.org/10.1097/00004583-200006000-00008

Oslon, V. N. (2015). Organizational model of psychosocial follow-up of post-institutional family. Psihologicheskaja Nauka i Obrazovanie, 7 (2), 1–13. (In Russian)

Pleteneva, M. V., Muhamedrahimov, R. Zh. (2013). Characteristics of interaction of young children with parents in post-institutional families. Vestnik of Saint Petersburg University, 12 (3), 22–31. (In Russian)

Reuben, J. D. et al. (2016). Warm parenting and effortful control in toddlerhood: Independent and interactive predictors of school-age externalizing behavior. Journal of Abnormal Child Psychology, 44 (6), 1083–1096. https://doi.org/10.1007/s10802-015-0096-6

Solodunova, M. Ju., Muhamedrahimov, R. Zh. (2015). Development of emotions in young children in the context of deprivation. In A. V. Mahnach, A. M. Prihozhan, N. N. Tolstyh (eds.). Problema sirotstva v sovremennoj Rossii: Psihologicheskij aspect (pp. 63–82). Moscow, Institute of psychology RAS Press. (In Russian)

The St. Petersburg — USA Orphanage Research Team. (2008). The Effects of Early Social-Emotional and Relationship Experience on the development of Young Orphanage Children. Monographs of the Society for Research in Child Development, 73 (3), 1–262. https://doi.org/10.1111/j.1540-5834.2008.00483.x

Vantieghem, M. R. et al. (2017). Positive valence bias and parent-child relationship security moderate the association between early institutional caregiving and internalizing symptoms. Development and Psychopathology, 29 (2), 519–533. https://doi.org/10.1017/S0954579417000153

Zeanah, C. H. et al. (2017). Alternatives for abandoned children: insights from the Bucharest Early Intervention Project. Current Opinion in Psychology, 15, 182–188. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2017.02.024

Загрузки

Опубликован

27.07.2021

Как цитировать

Шабалина, Е., & Мухамедрахимов, Р. (2021). Анализ взаимодействия детей и взрослых при переводе детей из дома ребенка в замещающие семьи. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 11(2), 150–161. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.203

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования