Анализ взаимодействия детей и взрослых при переводе детей из дома ребенка в замещающие семьи
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.203Аннотация
Исследование посвящено изучению показателей взаимодействия детей с ранним опытом институционализации (ОИ) с близким взрослым как на этапе выхода из дома ребенка, так и на различных этапах проживания в замещающей семье (ЗС), а также их сравнению с взаимодействием родителей и детей в биологических семьях (БС). Для оценки качества взаимодействия использован метод PCERA, основанный на анализе видеозаписи свободной игры ребенка и взрослого. Всего проанализирован 31 случай взаимодействия близких взрослых и детей с ОИ и 51 случай взаимодействия родителей и детей в БС (возраст детей, соответственно, 29,3 ± 22,9 и 38,8 ± 17,5 мес.). Обнаружено, что при увеличении показателей взаимодействия по мере взросления детей значения этих показателей в целом на этапе выхода из дома ребенка и на разных этапах обследования в ЗС значимо не различаются. Показано, что в первые 24 месяца проживания ребенка в семье замещающие родители проявляют более низкий уровень чувствительности, отражения и вовлеченности во взаимодействие с ребенком, больше непредсказуемого поведения и негативных эмоций по сравнению с родителями из БС, а после 24 месяцев в ЗС у детей наблюдается ухудшение эмоциональной стабильности и сотрудничества, усиление негативного аффекта, по сравнению с обследованием на выходе из учреждения и относительно сверстников из БС. Полученные результаты подчеркивают необходимость усовершенствования подготовки замещающих родителей и создания программ психологического сопровождения ЗС, направленных на поддержку взаимодействия и формирования привязанности на наиболее ранних этапах после принятия ребенка в семью.
Ключевые слова:
дети, опыт институционализации, взаимодействие с близким взрослым, дом ребенка, замещающая семья
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.