Оценка эффективности программы психологической реабилитации с целью профилактики социальной депривации детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями

Авторы

  • Юлия Куртанова Московский государственный психолого-педагогический университет, Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29 https://orcid.org/0000-0001-8283-4874
  • Анна Щербакова Московский государственный психолого-педагогический университет, Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29 https://orcid.org/0000-0002-8932-4102
  • Юлия Бурдукова Московский государственный психолого-педагогический университет, Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29
  • Екатерина Зорина Московский государственный психолого-педагогический университет, Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29; Флагманская площадка проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», Российская Федерация, 117997, Москва, ул. Саморы Машела, 1
  • Ольга Белозерская Московский государственный психолого-педагогический университет, Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29
  • Наталья Лыкова Московский государственный психолого-педагогический университет, Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29
  • Варвара Щукина Московский государственный психолого-педагогический университет, Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29; Флагманская площадка проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», Российская Федерация, 117997, Москва, ул. Саморы Машела, 1
  • Анастасия Бриллиантова Московский государственный психолого-педагогический университет, Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29; Флагманская площадка проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», Российская Федерация, 117997, Москва, ул. Саморы Машела, 1

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.402

Аннотация

В статье представлен опыт апробации программы психологической реабилитации в профилактике социальной депривации детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями и оценка ее эффективности. Представленная программа психологической реабилитации реализуется на этапе длительного лечения в медицинском стационаре, а также в период обучения ребенка младшего школьного возраста с онкологическим заболеванием в госпитальной школе. Цель программы психологической реабилитации — повышение успешности реинтеграции ребенка младшего школьного возраста с онкологическим заболеванием в социум после продолжительного лечения путем развития социальных навыков и снижения уровня тревожности. В результате апробации данной программы психологической реабилитации получены следующие научные и практические результаты: у детей младшего школьного возрастас онкологическими заболеваниями уже во время длительного лечения в медицинском стационаре и обучения в госпитальной школе повысился уровень социальной адаптации и социальной активности, снизилось проявление эффекта социальной желательности. Дети младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями в результате проведения программы психологической реабилитации стали более открыто говорить о своих переживаниях, эмоциях и чувствах. Все эти результаты могут стать основой для успешной социальной реинтеграции детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями после продолжительного лечения. Научно-практическим результатом данного исследования стала разработка и экспериментальная проверка реализации Модели комплексной медико-психолого-педагогической помощи при подготовке детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями к реинтеграции в социум после продолжительного лечения в медицинском стационаре. Разработанную программу психологической реабилитации можно внедрить в работу клинических психологов, работающих в детских медицинских учреждениях, а также в работу педагогов-психологов госпитальных школ в целях психолого-педагогической подготовки детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями к реинтеграции в социум после продолжительного лечения в медицинских стационарах.

Ключевые слова:

младший школьный возраст, психологическая реабилитация, социальная депривация, социальная реинтеграция

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Наталья Лыкова , Московский государственный психолого-педагогический университет, Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29

 

 

Библиографические ссылки

Литература

Долуев И. Ю., Зорина Е. С., Соловьев Д. А. Выявление актуальных запросов психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, перенесшими онкологические и гематологические заболевания // Перспективы науки и образования. 2023. № 1. С. 451–468.

Зорина Е. С. Психолого-педагогическая практика в госпитальной школе: от первого знакомства до формирования дидактического портфеля // Педагогическое образование: история становления и векторы развития: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ, Москва, 14–15 октября 2021 года. М.: МПГУ, 2022. С. 1419–1423.

Касаткин В. Н. Когнитивные характеристики и проблемы поведения у детей с острым лимфобластным лейкозом, завершивших лечение по протоколу МБ-2008: пилотное исследование // Вопросы практической педиатрии. 2015. Т. 10, № 5. С. 7–13.

Касаткин В. Н. Физическая и психологическая реабилитация детей с опухолями задней черепной ямки. М.: МЕДпресс-информ, 2023.

Куртанова Ю. Е., Белозерская О. В., Бурдукова Ю. А., Щукина В. Д. Проблемы реинтеграции в социум после продолжительного лечения детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2022. № 4. С. 64–74.

Куртанова Ю. Е., Бурдукова Ю. А., Щербакова А. М., Зорина Е. С., Белозерская О. В., Лыкова Н. С., Щукина В. Д., Бриллиантова А. А. Когнитивные, эмоциональные и социальные особенности детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями // Новые психологические исследования. 2023а. № 3. С. 108–126. https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2023_03_03_06

Куртанова Ю. Е., Бурдукова Ю. А., Щербакова А. М., Зорина Е. С., Белозерская О. В., Лыкова Н. С., Щукина В. Д., Бриллиантова А. А. Психосоциальная реабилитация в детской онкологии // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2023b. № 4. С. 108–118.

Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009.

Рожков М. И. Теория и практика развития ученического самоуправления в профессиональной школе: дис. … д-ра пед. наук. Казань, 1989.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1986.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.

Румянцев А. Г., Володин Н. Н., Касаткин В. Н., Митраков Н. Н. Концепция медицинской, нейрокогнитивной и психолого-социальной реабилитации детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями // Вестник восстановительной медицины. 2015. № 1. С. 65–71.

Хаин А. Е., Клипинина Н. В., Никольская Н. С., Орлов А. Б., Евдокимова М. А., Стефаненко Е. А., Кудрявицкий А. Р. Опыт создания и работы психологической службы в детской гематологии/онкологии // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22, № 1. С. 106–126.

Шариков С. В. Педагогическая поддержка образовательных возможностей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах // Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. № 40. С. 22–42.

Bakula D. M. The relationship between parent distress and child quality of life in pediatric cancer: A meta-analysis // Journal of pediatric nursing. 2020. Vol. 50. P. 14–19. https://doi.org/10.1016/j.pedn.2019.09.024

Bronfenbrenner U. Toward an experimental ecology of human development // American Psychologist. 1977. Vol. 32, no. 7. P. 513–531. https://doi.org/10.1037/0003-066X.32.7.513

Chantziara S., Musoro J., Rowsell A. C., Sleurs Ch., Coens C., Pe M., Suciu S., Kicinski M., Missoten P., Vandecruys E., Uyttebroyeck A., Dresse M.-F., Pluchart K., Ferster A., Freycon C., van der Werff ten Bosch J., Rohrlich P., Benoit Yv., Darlington A. S., Piette C. Quality of life of long-term childhood acute lymphoblastic leukemia survivors: Сomparison with healthy controls // Psychooncology. 2022. Vol. 31, no. 12. P. 2159–2168. https://doi.org/10.1002/pon.6060

Desjardins L., Barrera M., Schulte F., Chung J., Cataudella D., Janzen L., Bartels U., Downie A. Predicting social withdrawal, anxiety and depression symptoms in pediatric brain tumor survivors // Journal of Psychosocial Oncology. 2019. Vol. 37, no. 1. P. 22–36. https://doi.org/10.1080/07347332.2018.1535531

Fischmeister G., Riedl D., Sanio G., Bogendorfer Th., Holzner B., Rumpold G., Nickels A., Licht Th., Sperl W. Rehabilitation for children and adolescents after cancer: importance and implementation in Austria // Memo. 2021. Vol. 14. P. 278–283. https://doi.org/10.1007/s12254-021-00729-x

Jones А., Anderst А., Harman J. The invisible barrier: Providing end of life support to pediatric oncology families during COVID-19 // Journal of Psychosocial Oncology. 2021. Vol. 39, no. 3. P. 313–315. https://doi.org/10.1080/07347332.2021.1902453

Lozano-Mosos J. S., Colina-Matiz S., Leal J. H., Muñoz-Vargas P. T., Lemus Ortegón D. P. Experience in the integration of a tale within the pediatric oncology environment // Journal of Psychosocial Oncology. 2023. Vol. 41, no. 5. P. 642–644. https://doi.org/10.1080/07347332.2022.2163213

McCubbin H. I., Joy C. B., Cauble A. E., Comeau J. K., Patterson J. M., Needle R. H. Family stress and coping: A decade review // Journal of Marriage and the Family. 1980. Vol. 42, no. 4. P. 855–871. https://doi.org/10.2307/351829

Peikert M. L., Inhestern L., Bergelt C. Psychosocial interventions for rehabilitation and reintegration into daily life of pediatric cancer survivors and their families: A systematic review // PLoS One. 2018. Vol. 13, no. 4. Art. no. e0196151. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0196151

Pfeiffer S. M., Hutchinson A. D. The efficacy of cognitive interventions for improving cognitive performance and academic achievement in children after cancer treatment: A systematic review // Journal of Psychosocial Oncology. 2018. Vol. 36, no. 2. P. 238–258. https://doi.org/10.1080/07347332.2017.1399954

Prevatt F. F., Heffer R. W., Lowe P. A. Review of school reintegration programs for children with cancer // Journal of School Psychology. 2000. Vol. 38, no. 5. P. 447–467. https://doi.org/10.1016/S0022-4405(00)00046-7

Purrezaian M., Purrezaian Н. Group psychodrama for children with leukemia: A brief report // Journal of Psychosocial Oncology. 2022. Vol. 40, no. 1. P. 131–135. https://doi.org/10.1080/07347332.2021.1900484

Salem H., Johansen C., Schmiegelow K., Winther J. F., Wehner P. S., Hasle H., Rosthøj S., Kazak A. E., Bidstrup P. E. FAMily-Oriented Support (FAMOS): development and feasibility of a psychosocial intervention for families of childhood cancer survivors // Acta Oncology. 2017. Vol. 56, no. 2. P. 367–374. https://doi.org/10.1080/0284186X.2016.1269194

Schulte F. Social attainment in survivors of pediatric central nervous system tumors: a systematic review and meta-analysis from the Children’s Oncology Group // Journal of Cancer Survivorship. 2019. Vol. 13. P. 921–931. https://doi.org/10.1007/s11764-019-00808-3

Schulte F., Wurz А., Russell K. B., Reynolds K., Strother D., Dewey D. Social adjustment and repressive adaptive style in survivors of pediatric cancer // Journal of Psychosocial Oncology. 2018. Vol. 36, no. 3. P. 274–286. https://doi.org/10.1080/07347332.2018.1431754

Thorsteinsson T., Helms A. S., Adamsen L., Andersen L. B., Andersen K. V., Christensen K. B., Hasle H., Heilmann C., Hejgaard N., Johansen Ch., Madsen M., Madsen S. A., Simovska V., Strange B., Thing L. F., Wehner P. S., Schmiegelow K., Larsen H. B. Study protocol: Rehabilitation including Social and Physical activity and Education in Children and Teenagers with Cancer (RESPECT) // BMC Cancer. 2013. Vol. 13. P. 1–7.


References

Bakula, D. M. (2020). The relationship between parent distress and child quality of life in pediatric cancer: A meta-analysis. Journal of Pediatric Nursing, 50, 14–19. https://doi.org/10.1016/j.pedn.2019.09.024

Bronfenbrenner, U. (1977). Toward an experimental ecology of human development. American Psychologist, 32 (7), 513–531. https://doi.org/10.1037/0003-066X.32.7.513

Chantziara, S., Musoro, J., Rowsell, A. C., Sleurs, C., Coens, C., Pe, M., Suciu, S., Kicinski, M., Missotten, P., Vandecruys, E., Uyttebroeck, A., Dresse, M.-F., Pluchart, C., Ferster, A., Freycon, C., van der Werfften Bosch, J., Rohrlich, P., Benoit, Yv., Darlington, A.-S., Piette, C. (2022). Quality of life of long-term childhood acute lymphoblastic leukemia survivors: Comparison with healthy controls. Psychooncology, 31 (12), 2159–2168. https://doi.org/10.1002/pon.6060

Desjardins, L., Barrera, M., Schulte, F., Chung, J., Cataudella, D., Janzen, L., Bartels, U., Downie, A. (2019). Predicting social withdrawal, anxiety, and depression symptoms in pediatric brain tumor survivors. Journal of Psychosocial Oncology, 37 (1), 22–36. https://doi.org/10.1080/07347332.2018.1535531

Doluev, I. Yu., Zorina, E. S., Solov’ev, D. A. (2023). Identification of current needs for psychological and pedagogical support for families with children who have suffered from oncological and hematological diseases. Perspektivy nauki i obrazovaniia, 1, 451–468. (In Russian)

Fischmeister, G., Riedl, D., Sanio, G., Bogendorfer, T., Holzner, B., Rumpold, G., Nickels, A., Licht, T., Sperl, W. (2021). Rehabilitation for children and adolescents after cancer: importance and implementation in Austria. Memo, 14, 278–283. https://doi.org/10.1007/s12254-021-00729-x

Jones, A., Anderst, A., Harman, J. (2021). The invisible barrier: Providing end of life support to pediatric oncology families during COVID-19. Journal of Psychosocial Oncology, 39 (3), 313–315. https://doi.org/10.1080/07347332.2021.1902453

Kasatkin, V. N. (2015). Cognitive characteristics and behavioral problems in children with acute lymphoblastic leukemia who completed treatment according to the MB-2008 protocol: A pilot study. Voprosy prakticheskoi pediatrii, 10 (5), 7–13. (In Russian)

Kasatkin, V. N. (2023). Physical and psychological rehabilitation of children with tumors of the posterior cranial fossa. Moscow, MEDpress-inform Publ. (In Russian)

Khain, A. E., Klipinina, N. V., Nikol’skaya, N. S., Orlov, A. B., Evdokimova, M. A., Stefanenko, E. A., Kudryavitskii, A. R. (2014). Experience in the creation and operation of a psychological service in pediatric hematology/oncology. Konsul’tativnaia psikhologiia i psikhoterapiia, 22 (1), 106–126. (In Russian)

Kurtanova, Yu. E., Belozerskaya, O. V., Burdukova, Yu. A., Shchukina, V. D. (2022). Problems of reintegration into society after long-term treatment of primary school children with oncological diseases. Voprosy psikhicheskogo zdorov’ia detei i podrostkov, 4, 64–74. (In Russian)

Kurtanova, Yu. E., Burdukova, Yu. A., Shcherbakova, A. M., Zorina, E. S., Belozerskaya, O. V., Lykova, N. S., Shchukina, V. D., Brilliantova, A. A. (2023). Cognitive, emotional, and social characteristics of children of primary school age with cancer. Novye psikhologicheskie issledovaniia, 3, 108–126. https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2023_03_03_06 (In Russian)

Kurtanova, Yu. E., Burdukova, Yu. A., Shcherbakova, A. M., Zorina, E. S., Belozerskaya, O. V., Lykova, N. S., Shchukina, V. D., Brilliantova, A. A. (2023). Psychosocial rehabilitation in pediatric oncology. Voprosy psikhicheskogo zdorov’ia detei i podrostkov, 4, 108–118. (In Russian)

Lozano-Mosos, J. S., Colina-Matiz, S., Leal, J. H., Muñoz-Vargas, P. T., Lemus Ortegón, D. P. (2023). Experience in the integration of a tale within the pediatric oncology environment. Journal of Psychosocial Oncology, 41 (5), 642–644. https://doi.org/10.1080/07347332.2022.2163213

McCubbin, H. I., Joy, C. B., Cauble, A. E., Comeau, J. K., Patterson, J. M., Needle, R. H. (1980). Family stress and coping: A decade review. Journal of Marriage and the Family, 42 (4), 855–871. https://doi.org/10.2307/351829

Peikert, M. L., Inhestern, L., Bergelt, C. (2018). Psychosocial interventions for rehabilitation and reintegration into daily life of pediatric cancer survivors and their families: A systematic review. PLoS One, 13 (4), e0196151. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0196151

Pfeiffer, S. M., Hutchinson, A. D. (2018). The efficacy of cognitive interventions for improving cognitive performance and academic achievement in children after cancer treatment: A systematic review. Journal of Psychosocial Oncology, 36 (2), 238–258. https://doi.org/10.1080/07347332.2017.1399954

Prevatt, F. F., Heffer, R. W., Lowe, P. A. (2000). Review of school reintegration programs for children with cancer. Journal of School Psychology, 38 (5), 447–467. https://doi.org/10.1016/S0022-4405(00)00046-7

Prikhozhan, A. M. (2009). Psychology of anxiety: Preschool and school age. 2nd ed. St. Petersburg, Piter Publ. (In Russian)

Purrezaian, M., Purrezaian, H. (2022). Group psychodrama for children with leukemia: A brief report. Journal of Psychosocial Oncology, 40 (1), 131–135. https://doi.org/10.1080/07347332.2021.1900484

Rozhkov, M. I. (1989). Theory and practice of developing student self-government in a vocational school. Doctoral dissertation (Education). Kazan. (In Russian)

Rubinshtein, S. Ya. (1986). Psychology of a mentally retarded schoolchild: A teaching aid for students of pedagogical institutes. Moscow, Prosveshchenie Publ. (In Russian)

Rubinshtein, S. Ya. (1999). Experimental methods of pathopsychology. Moscow, EKSMO-Press Publ. (In Russian)

Rumyantsev, A. G., Volodin, N. N., Kasatkin, V. N., Mitrakov, N. N. (2015). The concept of medical, neurocognitive and psychosocial rehabilitation of children with oncological and hematological diseases. Vestnik vosstanovitel’noi meditsiny, 1, 65–71. (In Russian)

Salem, H., Johansen, C., Schmiegelow, K., Winther, J. F., Wehner, P. S., Hasle, H., Rosthøj, S., Kazak, A. E., Bidstrup, P. E. (2017). FAMily-Oriented Support (FAMOS): Development and feasibility of a psychosocial intervention for families of childhood cancer survivors. Acta Oncologica, 56 (2), 367–374. https://doi.org/10.1080/0284186X.2016.1269194

Schulte, F. (2019). Social attainment in survivors of pediatric central nervous system tumors: A systematic review and meta-analysis from the Children’s Oncology Group. Journal of Cancer Survivorship, 13, 921–931. https://doi.org/10.1007/s11764-019-00808-3

Schulte, F., Wurz, A., Russell, K. B., Reynolds, K., Strother, D., Dewey, D. (2018). Social adjustment and repressive adaptive style in survivors of pediatric cancer. Journal of Psychosocial Oncology, 36 (3), 274–286. https://doi.org/10.1080/07347332.2018.1431754

Sharikov, S. V. (2020). Pedagogical support for educational opportunities for children undergoing long-term treatment in hospitals. Al’manakh Instituta korrektsionnoi pedagogiki, 40, 22–42. (In Russian)

Thorsteinsson, T., Helms, A. S., Adamsen, L., Andersen, L. B., Andersen, K. V., Christensen, K. B., Hasle, H., Heilmann, C., Hejgaard, N., Johansen, C., Madsen, M., Madsen, S. A., Simovska, V., Strange, B., Thing, L. F., Wehner, P. S., Schmiegelow, K., Larsen, H. B. (2013). Study protocol: Rehabilitation including Social and Physical activity and Education in Children and Teenagers with Cancer (RESPECT). BMC Cancer, 13, 1–7.

Zorina, E. S. (2022). Psychological and pedagogical practice in a hospital school: From the first acquaintance to the formation of a didactic portfolio. In: Pedagogicheskoe obrazovanie: istoriia stanovleniia i vektory razvitiia: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posviashchennoi 100-letiiu otkrytiia pedagogicheskogo fakul’teta pri 2-m MGU, Moskva, 14–15 oktiabria 2021 goda. (pp. 1419–1423). Moscow, Moscow Pedagogical University Press. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

21.02.2025

Как цитировать

Куртанова, Ю., Щербакова, А., Бурдукова, Ю., Зорина, Е., Белозерская, О., Лыкова , Н., … Бриллиантова, А. (2025). Оценка эффективности программы психологической реабилитации с целью профилактики социальной депривации детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 14(4), 588–604. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.402

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)