Половозрастные особенности проявления различных типов агрессии в старшем подростковом возрасте

Авторы

  • Анна Егорова Московский педагогический государственный университет, Российская Федерация, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, 1
  • Артур Реан Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, 9 Российский государственный гуманитарный университет, Российская Федерация, 125047, Москва, Миусская пл., 6
  • Ольга Тихомандрицкая Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.201

Аннотация

Статья посвящена исследованию половозрастных особенностей проявления различных типов агрессии в старшем подростковом возрасте. Представлен теоретико-методологический обзор литературы по заданной проблематике, в частности рассматривается динамика проявления различных типов агрессии у подростков, приводится обзор исследований, изучающих возрастную и гендерную специфику в проявлении агрессии, а также анализируются факторы, объясняющие различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек разных возрастных групп. Приведены результаты эмпирического исследования, проведенного на масштабной выборке подростков (N = 10 980) в возрасте от 15 до 18 лет. В процессе анализа показано, что физическая агрессия более явно выражена у респондентов мужского пола, а враждебность и гнев — женского. Результаты однофакторного дисперсионного анализа демонстрируют статистически значимое влияние эффекта пола на выраженность всех типов агрессии, при этом наибольший эффект наблюдается по показателю выраженности гнева, а наименьший — по показателю проявления враждебности. Также установлена возрастная неравномерность в проявлении различных типов агрессии в старшем подростковом возрасте. Было показано, что уровень физической агрессии в период 15–18 лет значимо снижается, а по показателям гнева и враждебности он остается стабильным после 15 лет. Влияние эф фекта возраста на выраженность всех типов агрессии также оказалось статистически значимо, при этом наибольший эффект наблюдается по показателю склонности к физической агрессии, а наименьший — по показателю проявления гнева. Полученные результаты подтверждают необходимость учета возрастных и половых особенностей при создании программ профилактики, а также расширяют базу исследований, направленных на изучение половозрастных особенностей подростковой агрессии и могут помочь исследователям в разработке технологий просветительской и профилактической работы с подростковой агрессией.

Ключевые слова:

агрессия, подростковый возраст, половозрастные особенности, гнев, враждебность, физическая агрессия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Егорова А. В. Роль компонентов образа реального и виртуального мира в формировании индивидуальных различий в подростковой агрессии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2022. № 205. С. 229–244. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2022-205-229-244

Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал. 2007. Т. 28, № 1. С. 115–124.

Жуйкова И. В. Гендерные особенности агрессивного поведения подростков и их родителей // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 12 (118). С. 257–261.

Иванова Е. А. Гендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 85–88.

Кобзева О. В. Динамика агрессивности и ее взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах: автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: ПИ РАО, 2006.

Ковалев П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1996.

Лобаскова М. М., Адамович Т. В., Исматуллина В. И., Маракшина Ю. А., Малых С. Б. Психометрический анализ опросника агрессивности Басса — Перри // Теоретическая и экспериментальная психология. 2021. № 14 (4). С. 28–38.

Новикова М. А., Реан А. А., Коновалов И. А. Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 62–90. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-62-90

Реан А. А. Психология личности. СПб.: Питер, 2016.

Реан А. А., Коновалов И. А. Оценка педагогами подростковой агрессивности: социально-перцептивные аспекты и готовность к вмешательству // Российский девиантологический журнал. 2021. № 1 (2). С. 276–295. https://doi.org/10.35750/2713-0622-2021-2-276-295

Реан А. А., Коновалов И. А. Проявление агрессивности подростков в зависимости от пола и социально-экономического статуса семьи // Национальный психологический журнал. 2019. № 1 (33). С. 23–33. https://doi.org/10.11621/npj.2019.0103

Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: МПСИ; Флинта, 1996.

Сетко Н. П., Булычева Е. В., Сетко И. А. Особенности формирования агрессии у современных подростков различных возрастных групп // Оренбургский медицинский вестник. 2021. Т. 9, № 3 (35). С. 56–59.

Соколова С. Б. Распространенность факторов, влияющих на здоровье, у обучающихся, участвовавших в буллинге одноклассников // Современная модель медицинского обеспечения детей в образовательных организациях: Материалы VI Национального конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием (9–10 октября 2018 г.). Екатеринбург: УГМУ, 2018. С. 186–189.

Фомиченко А. С. Представления учителей о причинах агрессивного поведения учащихся разных классов общеобразовательной школы // Социальная психология и общество. 2013. № 4 (2). С. 81–93.

Akers R. L., Jennings W. G. Social learning theory // A. R. Piquero (ed.). The Handbook of Criminological Theory. Hoboken: John Wiley & Sons, 2015. P. 230–240. https://doi.org/10.1002/9781118512449.ch12

Alink L. R., Mesman J., Van Zeijl J., Stolk M. N., Juffer F., Koot H. M., Bakersman-Kranenburg M. J., Van IJzendoorn M. H. The early childhood aggression curve: Development of physical aggression in 10- to 50-months-old children // Child Development. 2006. Vol. 77 (4). P. 954–966. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2006.00912.x

Archer J. Does sexual selection explain human sex differences in aggression? // Behavioral and Brain Sciences. 2009. Vol. 32 (3–4). P. 249–266. https://doi.org/10.1017/S0140525X09990951

Archer J., Coyne J. C. An integrated review of indirect, relational, and social aggression // Personality and Social Psychology Review. 2005. Vol. 9 (3). P. 212–230. https://doi.org/10.1207/s15327957pspr0903_2

Bandura A. Aggression: A social learning analysis. New Jersey, 1973.

Björkqvist K. Gender differences in aggression // Current Opinion in Psychology. 2018. Vol. 19. P. 39–42. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2017.03.030

Björkqvist K. Sex differences in physical, verbal and indirect aggression: A review of recent research // Sex Roles. 1994. Vol. 30 (3). P. 177–188. https://doi.org/10.1007/BF01420988

Broidy L. M., Nagin D. S., Tremblay R. E., Bates J. E., Brame B., Dodge K. A., Fergusson D., Horwood J. L., Loeber R., Laird R., Lynam D. R., Moffitt T. E., Pettit G. S., Vitaro F. Developmental trajectories of child-hood disruptive behaviors and adolescent delinquency: A six-site, cross-national study // Developmental Psychology. 2003. Vol. 39 (2). P. 222–245. https://doi.org/10.1037/0012-1649.39.2.222

Butovskaya M., Burkova V., Karelin D., Filatova V. The association between 2D:4D ratio and aggression in children and adolescents: Cross-cultural and gender differences // Early Human Development. 2019. Vol. 137. P. 104823. https://doi.org/10.1016/j.earlhumdev.2019.07.006

Campbell A. Staying alive: Evolution, culture, and women’s intrasexual aggression // Behavioral and Brain Sciences. 1999. Vol. 22 (2). P. 203–214. https://doi.org/10.1017/S0140525X99001818

Card N. A., Stucky B. D., Sawalani G. M., Little T. D. Direct and indirect aggression during childhood and adolescence: A meta‐analytic review of gender differences, intercorrelations, and relations to mal-adjustment // Child Development. 2008. Vol. 79 (5). P. 1185–1229. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2008.01184.x

Côté S. M. Sex differences in physical and indirect aggression: A developmental perspective // European Journal on Criminal Policy and Research. 2007. Vol. 13 (3). P. 183–200. https://doi.org/10.1007/s10610-007-9046-3

Cui G., Lan X. The associations of parental harsh discipline, adolescents’ gender, and grit profiles with aggressive behavior among Chinese early adolescents // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. P. 1–14. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00323

Fagan A. A., Lindsey A. M. Gender differences in the effectiveness of delinquency prevention programs: What can be learned from experimental research? // Criminal Justice and Behavior. 2014. Vol. 41 (9). P. 1057–1078. https://doi.org/10.1177/0093854814539801

Hansen B., Sabia J. J., Schaller J. In-person schooling and youth suicide: Evidence from school calendars and pandemic school closures // National Bureau of Economic Research. 2022. No. 30795. https://doi.org/10.3386/w30795

Hess N. H., Hagen E. H. Sex differences in indirect aggression: Psychological evidence from young adults // Evolution and Human Behavior. 2006. Vol. 27 (3). P. 231–245. https://doi.org/10.1016/j.evolhumbehav.2005.11.001

Lagerspetz K. M., Björkqvist K. Indirect aggression in boys and girls // L. R. Huesmann (ed.). Aggressive Behavior: Current perspectives. Boston: Springer US, 1994. P. 131–150. https://doi.org/10.1007/978-1-4757-9116-7_6

Lagerspetz K. M., Bjorkqvist K., Peltonen T. Is indirect aggression typical of females? Gender differences in aggressiveness in 11- to 12-years-old children // Aggressive Behavior. 1988. Vol. 14 (6). P. 403–414. https://doi.org/10.1002/1098-2337(1988)14:6<403::AID-AB2480140602>3.0.CO;2-D

Nivette A., Sutherland A., Eisner M., Murray J. Sex differences in adolescent physical aggression: Evidence from sixty-three low-and middle-income countries // Aggressive Behavior. 2019. Vol. 45 (1). P. 82–92. https://doi.org/10.1002/ab.21799

Owens L., Daly A., Slee P. Sex and age differences in victimisation and conflict resolution among adolescents in a south Australian school // Aggressive Behavior. 2005. Vol. 31 (1). P. 1–12. https://doi.org/10.1002/ab.20045

Semenza D. C. Gender differences in the victim — offender relationship for on- and offline youth violence // Journal of Interpersonal Violence. 2021. Vol. 36 (19–20). P. 9255–9276. https://doi.org/10.1177/0886260519864358

Vaillancourt T., Brendgen M., Boivin M., Tremblay R. E. A longitudinal confirmatory factor analysis of indirect and physical aggression: Evidence of two factors over time? // Child Development. 2003. Vol. 74 (6). P. 1628–1638. https://doi.org/10.1046/j.1467-8624.2003.00628.x

Vogl L., Teesson M., Andrews G., Bird K., Steadman B., Dillon P. A computerized harm minimization prevention program for alcohol misuse and related harms: Randomized controlled trial // Addiction. 2009. Vol. 104 (4). P. 564–575. https://doi.org/10.1111/j.1360-0443.2009.02510.x

Xing X., Zhang L., Wei Y., Wang Z. Parental harsh discipline and preschooler’s inhibitory control in China: Bidirectional relations and gender differences // Journal of Interpersonal Violence. 2021. Vol. 36 (17–18). P. NP9109–NP9129. https://doi.org/10.1177/0886260519854558


References

Akers, R. L., Jennings, W. G. (2015). Social learning theory. In: A. R. Piquero (ed.). The Handbook of Criminological Theory (pp. 230–240). Hoboken, John Wiley & Sons. https://doi.org/10.1002/9781118512449.ch12

Alink, L. R., Mesman, J., Van Zeijl, J., Stolk, M. N., Juffer, F., Koot, H. M., Bakersman-Kranenburg, M. J., Van IJzendoorn, M. H. (2006). The early childhood aggression curve: Development of physical aggression in 10‐to 50‐month‐old children. Child Development, 77 (4), 954–966. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2006.00912.x

Archer, J. (2009). Does sexual selection explain human sex differences in aggression? Behavioral and Brain Sciences, 32 (3–4), 249–266. https://doi.org/10.1017/S0140525X09990951

Archer, J., Coyne, J. C. (2005). An integrated review of indirect, relational, and social aggression. Personality and Social Psychology Review, 9 (3), 212–230. https://doi.org/10.1207/s15327957pspr0903_2

Bandura, A. (1973). Aggression: A Social Learning Analysis. New Jersey.

Björkqvist, K. (1994). Sex differences in physical, verbal and indirect aggression: A review of recent research. Sex Roles, 30 (3), 177–188. https://doi.org/10.1007/BF01420988

Björkqvist, K. (2018). Gender differences in aggression. Current Opinion in Psychology, 19, 39–42. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2017.03.030

Broidy, L. M., Nagin, D. S., Tremblay, R. E., Bates, J. E., Brame, B., Dodge, K. A., Fergusson, D., Horwood, J. L., Loeber, R., Laird, R., Lynam, D. R., Moffitt, T. E., Pettit, G. S., Vitaro, F. (2003). Developmental trajectories of childhood disruptive behaviors and adolescent delinquency: A six-site, cross-national study. Developmental Psychology, 39 (2), 222–245. https://doi.org/10.1037/0012-1649.39.2.222

Butovskaya, M., Burkova, V., Karelin, D., Filatova, V. (2019). The association between 2D:4D ratio and aggression in children and adolescents: Cross-cultural and gender differences. Early Human Development, 137, 104823. https://doi.org/10.1016/j.earlhumdev.2019.07.006

Campbell, A. (1999). Staying alive: Evolution, culture, and women’s intrasexual aggression. Behavioral and Brain Sciences, 22 (2), 203–214. https://doi.org/10.1017/S0140525X99001818

Card, N. A., Stucky, B. D., Sawalani, G. M., Little, T. D. (2008). Direct and indirect aggression during childhood and adolescence: A meta‐analytic review of gender differences, intercorrelations, and relations to mal-adjustment. Child Development, 79 (5), 1185–1229. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2008.01184.x

Côté, S. M. (2007). Sex differences in physical and indirect aggression: A developmental perspective. European Journal on Criminal Policy and Research, 13, 183–200. https://doi.org/10.1007/s10610-007-9046-3

Cui, G., Lan, X. (2020). The associations of parental harsh discipline, adolescents’ gender, and grit profiles with aggressive behavior among Chinese early adolescents. Frontiers in Psychology, 11, 1–14. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00323

Egorova, A. V. (2022). The images of real and virtual worlds and individual differences in adolescent aggression. Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, 205, 229–244. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2022-205-229-244 (In Russian)

Enikolopov, S. N., Tsibul’skii, N. P. (2007). Psychometric analysis of the Russian-language version of the questionnaire on the diagnosis of aggression by A. Bass and M. Perry. Psikhologicheskii zhurnal, 28 (1), 115–124. (In Russian)

Fagan, A. A., Lindsey, A. M. (2014). Gender differences in the effectiveness of delinquency prevention programs: What can be learned from experimental research? Criminal Justice and Behavior, 41 (9), 1057–1078. https://doi.org/10.1177/0093854814539801

Fomichenko, A. S. (2013). Teachers’ perceptions of aggressive behavior causes in students of different ages. Sotsial’naia psikhologiia i obshchestvo, 4 (2), 81–93. (In Russian)

Hansen, B., Sabia, J. J., Schaller, J. (2022). In-person schooling and youth suicide: Evidence from school calendars and pandemic school closures. National Bureau of Economic Research, no. 30795. https://doi.org/10.3386/w30795

Hess, N. H., Hagen, E. H. (2006). Sex differences in indirect aggression: Psychological evidence from young adults. Evolution and Human Behavior, 27 (3), 231–245. https://doi.org/10.1016/j.evolhumbe-hav.2005.11.001

Ivanova, E. A. (2005). Gender differences in the aggressive behavior of juvenile. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal, 21, 85–88. (In Russian)

Kobzeva, O. V. (2006). The dynamics of aggression and its interaction with personal characteristics in adolescence and young ages. PhD dissertation (Psychology). Moscow. (In Russian)

Kovalev, P. A. (1996). Gender- and age-related features of comprehension of the structure of one’s own aggressiveness and aggressive behavior by consciousness. PhD dissertation (Psychology). St. Petersburg. (In Russian)

Lagerspetz, K. M., Björkqvist, K. (1994). Indirect aggression in boys and girls. In: L. R. Huesmann (ed.) Aggressive Behavior: Current perspectives (pp. 131–150). Boston, Springer US. https://doi.org/10.1007/978-1-4757-9116-7_6

Lagerspetz, K. M., Bjorkqvist, K., Peltonen, T. (1988). Is indirect aggression typical of females? Gender differences in aggressiveness in 11‐to 12‐year‐old children. Aggressive Behavior, 14 (6), 403–414. https://doi.org/10.1002/1098-2337(1988)14:6<403::AID-AB2480140602>3.0.CO;2-D

Lobaskova, M. M., Adamovich, T. V., Ismatullina, V. I., Marakshina, Iu. A., Malykh, S. B. (2021). Psychometric analysis of the Bass — Perry aggression questionnaire. Teoreticheskaia i eksperimental’naia psikhologiia, 14 (4), 28–38. (In Russian)

Nivette, A., Sutherland, A., Eisner, M., Murray, J. (2019). Sex differences in adolescent physical aggression: Evidence from sixty‐three low‐and middle‐income countries. Aggressive Behavior, 45 (1), 82–92. https://doi.org/10.1002/ab.21799

Novikova, M. A., Rean, A. A., Konovalov, I. A. (2021). Measuring bullying in Russian schools: Prevalence, age and gender correlates, and associations with school climate. Voprosy obrazovaniia, 3, 62–90. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-62-90 (In Russian)

Owens, L., Daly, A., Slee, P. (2005). Sex and age differences in victimisation and conflict resolution among adolescents in a south Australian school. Aggressive Behavior, 31 (1), 1–12. https://doi.org/10.1002/ab.20045

Rean, A. A. (2016). Psychology of personality. St. Petersburg, Piter Publ. (In Russian)

Rean, A. A., Konovalov, I. A. (2019). Manifestation of the aggression in adolescents depending on gender and socioeconomic status of the family. Natsional’nyi psikhologicheskii zhurnal, 1 (33), 23–33. https://doi.org/10.11621/npj.2019.0103 (In Russian)

Rean, A. A., Konovalov, I. A. (2021). Pedagogical appreciation of juvenile aggressiveness: Socio-perceptive aspects and readiness of interference. Rossiiskii deviantologicheskii zhurnal, 1 (2), 276–295. https://doi.org/10.35750/2713-0622-2021-2-276-295 (In Russian)

Semeniuk, L. M. (1996). Psychological features of adolescent aggressive behavior and correction conditions. Moscow, MPSI Press, Flinta Publ. (In Russian)

Semenza, D. C. (2021). Gender differences in the victim — offender relationship for on- and offline youth violence. Journal of Interpersonal Violence, 36 (19–20), 9255–9276. https://doi.org/10.1177/0886260519864358

Setko, N. P., Bulycheva, E. V., Setko, I. A. (2021). Features of the formation of aggression in modern students of different age groups. Orenburgskii meditsinskii vestnik, 9 (3 (35)), 56–59. (In Russian)

Sokolova, S. B. (2018). Prevalence of factors influencing health among students who participated in the bullying of classmates. Modern model of medical care for children in educational institutions: Materials of the VI National Congress on School and University Medicine with International Participation. October 9–10 (pp. 186–189). Ekaterinburg, UGMU Press. (In Russian)

Vaillancourt, T., Brendgen, M., Boivin, M., Tremblay, R. E. (2003). A longitudinal confirmatory factor analysis of indirect and physical aggression: Evidence of two factors over time? Child development, 74 (6), 1628–1638. https://doi.org/10.1046/j.1467-8624.2003.00628.x

Vogl, L., Teesson, M., Andrews, G., Bird, K., Steadman, B., Dillon, P. (2009). A computerized harm minimization prevention program for alcohol misuse and related harms: Randomized controlled trial. Addiction, 104 (4), 564–575. https://doi.org/10.1111/j.1360-0443.2009.02510.x

Xing, X., Zhang, L., Wei, Y., Wang, Z. (2021). Parental harsh discipline and preschooler’s inhibitory control in China: Bidirectional relations and gender differences. Journal of Interpersonal Violence, 36 (17–18), NP9109–NP9129. https://doi.org/10.1177/0886260519854558

Zhuikova, I. V. (2014). Gender features of aggressive behavior of the teenagers and their parents. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, 12 (118), 257–261. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

12.07.2024

Как цитировать

Егорова, А., Реан, А., & Тихомандрицкая, О. (2024). Половозрастные особенности проявления различных типов агрессии в старшем подростковом возрасте. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 14(2), 205–222. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.201

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования