Сильные стороны личности (модель VIA) у педагогов разных поколений

Авторы

  • Артур Реан Центр социализации, семьи и профилактики асоциального поведения Московского педагогического государственного университета, Российская Федерация, 119048, Москва, ул. Усачева, 64 https://orcid.org/0000-0002-1107-9530
  • Алексей Ставцев Центр социализации, семьи и профилактики асоциального поведения Московского педагогического государственного университета, Российская Федерация, 119048, Москва, ул. Усачева, 64 https://orcid.org/0000-0001-7299-5017
  • Андрей Шевченко Центр социализации, семьи и профилактики асоциального поведения Московского педагогического государственного университета, Российская Федерация, 119048, Москва, ул. Усачева, 64 https://orcid.org/0000-0002-9118-2617

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.408

Аннотация

В данной статье описывается взаимосвязь выраженности 24 сильных сторон личности (в модели VIA) и принадлежности к определенному возрастному поколению у педагогов. Актуальность и новизна данного исследования заключается в использовании оригинального методического аппарата в парадигме поколенческих исследований. Целью статьи является рассмотрение соотношения возрастной группы педагогов и выраженности сильных сторон личности в модели VIA (Values in Action), одной из ключевых моделей в рамках научного направления позитивной психологии. В исследовании приняли участие работники сферы образования из разных регионов, возраст респондентов составил 18–75 лет, исследуемая выборка респондентов составила N = 7938. В результате исследования выявлена динамика изменения сильных сторон личности в зависимости от поколения преподавателей. Также представлены сильные стороны личности, которые лучше всего описываются поколенческими изменениями, такими как любовь, духовность, любовь к учению, благодарность, чувство юмора, просоциальная активность. Выявлено различие выраженности сильных сторон личности в зависимости от возраста педагогов. С помощью статистической оценки было выявлено, что у педагогов, рожденных в промежутке 1970–1979 гг., наблюдается значительная «статистическая просадка» в шкалах «Любопытство», «Широта ви`дения», «Храбрость». В ряде случаев наблюдается «статистическая просадка» значения шкалы «Духовность» у поколения 1992–2002 гг. в сравнении с другими поколениями. Также были выявлены совместные просадки поколения 1992–2002 и 1980–1991; это «Любовь к обучению», «Доброта», «Смирение», «Умение прощать», «Благодарность» и «Просоциальная активность». Представленная модель является важным шагом в изучении взаимосвязей 24 сильных сторон личности в контексте профессиональных особенностей индивида. С помощью результатов данного исследования можно оценить подходы к стимулированию личностного потенциала педагогов разного возраста. В дальнейшем возможно изучение поколенческих различий с помощью модели VIA и в других профессиональных сферах.

Ключевые слова:

сильные стороны личности, позитивная психология, поколение педагогов, модель VIA

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Гаврилова А. В. Социально-психологические особенности ментальности «Нового поколения» // Вестник Удмуртского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. № 26 (2). С. 58–63.

Гурова И. М., Евдокимова С. Ш. Теория поколений как инструмент анализа, формирования и развития трудового потенциала // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7, № 3 (27). С. 150–159.

Левада Ю. А. Поколения XX века: возможности исследования // Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России / сост.: Ю. Левада, Т. Шанин. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 42–44. (Сер.: Библиотека журнала «Неприкосновенный Запас»).

Леонтьев Д. А. Позитивная психология повестка дня нового столетия // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 4. С. 36–58.

Малыхина Л. Б. Поколенческие особенности профессионального роста педагогов дополнительного образования // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters). 2015. Февраль. URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2327.htm (дата обращения: 22.06.2022).

Мирошкина М. Р. Интерпретации теории поколений в контексте российского образования // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interpretatsii-teorii-pokoleniy-v-kontekste-rossiyskogo-obrazovaniya (дата обращения: 22.06.2022).

Павлов А. В. Дивный, новый «цифровой мир»: постирония как ценностная установка мировоззрения миллениалов // Горизонты гуманитарного знания. 2019. № 3. С. 16–31. URL: https://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1042 (дата обращения: 22.06.2022).

Парабучев А. И. Учитель в эпоху общественных трансформаций — к автопортрету профессии // Вопросы образования. 2005. № 4. С. 246–259. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchitel-v-epohu-obschestvennyh-transformatsiy-k-avtoportretu-professii (дата обращения: 22.06.2022).

Реан А. А. Психология подростка: полное руководство. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

Реан А. А., Ставцев А. А., Кузьмин Р. Г. Позитивно-психологический подход как фактор стимулирования психологического благополучия и редуцирования рисков профессионального выгорания педагога // Психология человека в образовании. 2021. № 3 (4). С. 461–473.

Реан А., Ставцев А. А. Сильные стороны личности в модели VIA как предиктор личностного благополучия педагога в профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. № 11 (4). С. 371–388. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.406

Рикель А. М., Доренская С. В. Социально-психологическая модель ценностей различных поколений современного российского общества // Российский психологический журнал. 2017. № 14 (4). С. 205–225. https://doi.org/10.21702/rpj.2017.4.10

Ставцев А. А., Реан А. А., Кузьмин Р. Г. Сильные стороны личности российских педагогов в модели VIA: апробация русскоязычной версии опросника «24 сильные стороны личности» (Via — Is120) // Интеграция образования. 2021. Т. 25. № 4 (105). С. 681–699.

Федотова В. А. Детерминанты жизнестойкости у трех поколений современной России // Российский психологический журнал. 2020. № 17 (1). С. 74–91. https://doi.org/10.21702/rpj.2020.1.6

Howe N., Strauss W. Generations: The history of America’s future, 1584 to 2069. New York: William Morrow and Co., 1991.

Miklyaeva A. V., Bezgodova S. A. Educational online activity in adolescents with various academic achievements // ARPHA Proceedings. 2020. Vol. 3. P. 1629–1638.

Niemiec R. M. VIA character strengths: Research and practice (The first 10 years) // Well-being and cultures: Perspectives on positive psychology / H. H. Knoop, A. Delle Fave (eds). New York: Springer, 2013. P. 11–30.

Pallawarukka A. S. The absurdity and irony of Generation Z Meme Culture // OSF Preprints. 2022. 5 Jan. Peterson C., Seligman M. E. Character strengths before and after September 11 // Psychological Science. 2003. Vol. 14 (4). P. 381–384. https://doi.org/10.1111/1467-9280.24482

Peterson C., Seligman M. E. P. Character strengths and virtues: A handbook and classification / American Psychological Association. Oxford: Oxford University Press, 2004.

Rich G. J. The positive psychology of youth and adolescence // Journal of Youth and Adolescence. 2003. Vol. 32 (1). P. 1–3. https://doi.org/10.1023/A:1021017421413

Salomon A., Kolikant Y. B. D. High-school students’ perceptions of the effects of non-academic usage of ICT on their academic achievements // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 64. P. 143–151.

Santrock J. Life — Span Development (6th ed.). Madison: Brown & Benchmark, 1997.

Seligman M. E. P., Steen T. A., Park N., Peterson Сh. Positive psychology progress: empirical validation of interventions // American Psychologist. 2005. Vol. 60 (5). P. 410–421.

Seligman M. E. P., Csikszentmihalyi M. Positive psychology: An introduction // American Psychologist. 2000. Vol. 55 (1). P. 5–14.


References

Fedotova, V. A. (2020). Determinants of hardiness among representatives of three generations in modern Russia. Rossijskii psikhologicheskii zhurnal, 17 (1), 74–91. https://doi.org/10.21702/rpj.2020.1.6 (In Russian)

Gavrilova, A. V. (2016). Socio-psychological characteristics of the mentality of the “New Generation”. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Ser. Filosofiia. Psikhologiia. Pedagogika, 26 (2), 58–63. (In Russian)

Gurova, I. M., Evdokimova, S. Sh. (2016). Generational theory as a tool for analysis, formation and development of labor potential. MIR (Modernizatsiia. Innovatsii. Razvitie), 7, 3 (27), 150–159. (In Russian)

Leont’ev, D. A. (2012). Positive psychology agenda for a new century. Psikhologiia. Zhurnal vysshei shkoly ekonomiki, 9, 4, 36–58. (In Russian)

Levada, Yu. A. (2005). Generations of the 20th Century: Opportunities for Research. In: Levada Yu. A., Shanin T. (eds). Otcy i deti. Pokolencheskii analiz sovremennoi Rossii (pp. 42–44). Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)

Malykhina, L. B. (2015). Generational features of professional development of teachers of additional education. Pis’ma v Emissiia.Offlain (The Emissia.Offline Letters), February. Available at: http://www.emissia.org/offline/2015/2327.htm (In Russian)

Miklyaeva, A. V., Bezgodova, S. A. (2020). Educational online activity in adolescents with various academic achievements. ARPHA Proceedings, 3, 1629–1638.

Miroshkina, M. R. (2017). Interpretations of generation theory in the context of Russian education. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik, 6, 30–35. (In Russian)

Howe, N., Strauss, W. (1991). Generations: The history of America’s future, 1584 to 2069. New York, William Morrow and Co.

Niemiec, R. M. (2013). VIA character strengths: Research and practice (The first 10 years). In: H. H. Knoop, A. Delle Fave (eds). Well-being and cultures: Perspectives on positive psychology (pp. 11–30). New York, Springer.

Pallawarukka, A. S. (2022). The absurdity and irony of generation Z meme culture. OSF Preprints, January 5. https://doi.org/10.31219/osf.io/xzru3

Parabuchev, A. I. (2005). The teacher in the age of social transformation — to a self-portrait of the profession. Voprosy obrazovaniia, 4, 246–259. (In Russian)

Pavlov, A. V. (2019). Brave new “digital world”: post-irony as a value setting of the millennial worldview. Gorizonty gumanitarnogo znaniia, 3, 16–31. Available at: https://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1042 (accessed: 22.06.2022). (In Russian)

Peterson, C., Seligman, M. E. (2003). Character strengths before and after September 11. Psychological Science, 14 (4), 381–384. https://doi.org/10.1111/1467 — 9280.24482

Peterson, C., Seligman, M. E. P. (2004). Character strengths and virtues: A handbook and classification. Oxford, Oxford University Press.

Rean, A. A. (2003). Teen Psychology: The Complete Guide. St Petersburg, Praim-Evroznak Publ. (In Russian)

Rean, A. A., Statsev, A. A., Kuzmin, R. G. (2021). Positive psychology approach as a factor of stimulating psychological well-being and reducing the risks of professional burnout of a teacher. Psikhologiia cheloveka v obrazovanii, 3 (4), 461–473. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-461-473 (In Russian)

Rean, A., Statsev, A. (2021). Personal strength in the VIA model as a predictor of a teacher’s well-being in the professional sphere. Vestnik of Saint Petersburg University. Psikhologiia, 11 (4), 371–388. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.406 (In Russian)

Rich, G. J. (2003). The Positive Psychology of Youth and Adolescence. Journal of Youth and Adolescence, 32 (1), 1–3. https://doi.org/0.1023/A:1021017421413

Rikel’, A. M., Dorenskaya, S. V. (2017). A socio-psychological model of values among different generations in modern Russian society. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal, 14 (4), 205–225. https://doi.org/10.21702/rpj.2017.4.10 (In Russian)

Salomon, A., Kolikant, Y. B. D. (2016). High-school students’ perceptions of the effects of non-academic usage of ICT on their academic achievements. Computers in Human Behavior, 64, 143–151.

Santrock, J. (1997). Life-Span Development (6th ed.). Madison, Brown & Benchmark.

Seligman, M. E. P., Steen, T. A., Park, N., Peterson, Сh. (2005). Positive psychology progress: empirical validation of interventions. American Psychologist, 5, 410.

Seligman, M. E. P., Csikszentmihalyi, M. (2000). Positive psychology: An introduction. American Psychologist, 55 (1), 5–14.

Statsev, A. A., Rean, A. A., Kuzmin, R. G. (2021). Personal strengths of Russian teachers in VIA model: Approbation of the Russian-language version of the questionnaire “Values in Action Inventory of Strengths” (VIA — IS120). Integratsiia obrazovaniia, 25, 4 (105), 681–699. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

20.12.2022

Как цитировать

Реан, А., Ставцев, А., & Шевченко, А. (2022). Сильные стороны личности (модель VIA) у педагогов разных поколений. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 12(4), 507–526. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.408

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования