Протективные и провокативные семейные факторы агрессивного поведения детей и подростков

Авторы

  • Артур Реан Московский педагогический государственный университет, Российская Федерация, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, 1
  • Алексей Ставцев Московский педагогический государственный университет, Российская Федерация, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, 1

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.202

Аннотация

В статье рассматриваются протективные и провокативные семейные факторы агрессивного поведения детей и подростков. Описывается негативное влияние агрессии на процесс социализации, а также возможные способы превентивного воздействия с целью нивелирования данного негативного влияния. В ходе анализа научной литературы, включающей эмпирические исследования семейных факторов и их влияния на проявление агрессивного поведения детей и подростков, были выделены два значимых кластера: 1) внутрисемейные социально-демографические факторы; 2) внутрисемейные психологические факторы и социальные установки. В рамках данной статьи были описаны психологические семейные факторы и социальные установки с точки зрения их протективного или провокативного влияния на проявление агрессивного поведения у детей и подростков, а также с точки зрения возможного профилактического и/или корректирующего воздействия на данные факторы. Частое проявление актов агрессии, а также высокий уровень агрессивности и враждебности детей и подростков относительно средних показателей их социума рассматривается как следствие отклонений в процессе социализации, в связи с чем обосновывается значимость комплексного подхода к профилактике и корректированию поведения детей и подростков из группы риска со стороны таких агентов социализации, как семья и школа. Также рассматриваются актуальные примеры комплексного профилактического воздействия на личность учащегося с помощью позитивных психологических интервенций (ППИ) на примере зарубежного опыта их применения. Кроме того, обосновывается необходимость согласованного взаимодействия института семьи и образовательного учреждения для эффективного положительного воздействия на процессы социализации в целом, а также профилактики и/или коррекции агрессивного поведения несовершеннолетних в частности.

Ключевые слова:

агрессия несовершеннолетних, агрессивность, социализация, семейная система, профилактика агрессии, позитивные психологические интервенции

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Алексей Ставцев, Московский педагогический государственный университет, Российская Федерация, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, 1

A. — Master of Psychology, Analyst; 

Библиографические ссылки

Литература

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1999. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60–72.

Ениколопов С. Н. Методы исследования агрессии в клинической психологии // Диагностика в медицинской психологии: традиции и перспективы / под общ. ред. Н. В. Зверевой, И. Ф. Рощиной. М.: МГППУ, 2011. С. 82–100.

Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / пер. с нем. Г. Ф. Швейника. М.: Прогресс, 1994.

Новикова М. А., Реан А. А. Семейные предпосылки вовлеченности ребенка в школьную травлю: влияние психологических и социальных характеристик семьи // Psychological Science & Education. 2018. Т. 23, № 4. С. 138–161.

Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 5. С. 3–18.

Реан А. А. Психология личности. СПб.: Питер, 2016.

Реан А. А. Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения // Национальный психологический журнал. 2015. № 1 (17). С. 3–8.

Реан А. А. Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних // Национальный психо- логический журнал. 2018. № 2 (30). С. 3–12.

Реан А. А., Новикова М. А. Буллинг в среде старшеклассников Российской Федерации: распространенность и влияние социоэкономических факторов // Мир психологии. 2019. № 1. С. 165–177.

Реан А. А., Коновалов И. А. Проявление агрессивности подростков в зависимости от пола и социально-экономического статуса семьи // Национальный психологический журнал. 2019. № 1 (33). С. 23–33.

Реан А. А., Ставцев А. А. Позитивные психологические интервенции как профилактика школьного неблагополучия, агрессии и буллинга // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 37–59.

Собкин В. С. и др. Подросток: нормы, риски, девиации. М.: Центр социологии образования РАО, 2005. (Труды по социологии образования. Т. X. Вып. XVII.)

Собкин В. С., Смыслова М. М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросс-культурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5, № 2. С. 71–86.

Axford S., Schepens R., Blyth K. Did introducing the Bounce Back Programme have an impact on resilience, connectedness and wellbeing of children and teachers in 16 primary schools in Perth and Kinross, Scotland // Educational Psychology. 2011. Vol. 12, no. 1. P. 2–5.

Buss A. H., Durkee A. An inventory for assessing different kinds of hostility // Journal of consulting psychology. 1957. Vol. 21, no. 4. P. 343.

Denckla C. A. et al. Psychological resilience: an update on definitions, a critical appraisal, and research recommendations // European Journal of Psychotraumatology. 2020. Vol. 11, no. 1. P. 1822064. https:// doi.org/10.1080/20008198.2020.1822064

Etherton K. et al. Resilience effects on student performance and well-being: the role of self-efficacy, self-set goals, and anxiety // The Journal of General Psychology. 2020. Vol. 147. P. 1–20. https://doi.org/10.1080/00221309.2020.1835800

Fink E. et al. Child- and school-level predictors of children’s bullying behavior: A multilevel analysis in 648 primary schools // Journal of educational psychology. 2018. Vol. 110, no. 1. P. 17. http://dx.doi.org/10.1037/edu0000204

Fomby P., Sennott C. A. Family structure instability and mobility: The consequences for adolescents’ problem behavior // Social Science Research. 2013. Vol. 42, no. 1. P. 186–201. https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2012.08.016

Hazler R. J. Breaking the cycle of violence: Interventions for bullying and victimization. London: Taylor & Francis, 1996.

Lereya S. T., Samara M., Wolke D. Parenting behavior and the risk of becoming a victim and a bully/victim: A meta-analysis study // Child abuse & neglect. 2013. Vol. 37, no. 12. P. 1091–1108. https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2013.03.001

Martinelli A. et al. Hostile attribution bias and aggression in children and adolescents: A systematic literature review on the influence of aggression subtype and gender // Aggression and violent behavior. 2018. Vol. 39. P. 25–32. https://doi.org/10.1016/j.avb.2018.01.005

Peña-López I. et al. What School Life Means for Students’ Lives. Paris: PISA 2018 Results. Vol. 3. 2019. https://doi.org/10.1787/acd78851-en

Popovic N., Boniwell I. Personal Synthesis Program: bringing psychology to education // A. Delle Fave (ed.). Dimensions of Well-being: Research and Intervention. Milan: Franco Angeli, 2006. P. 274–293.

Rashid T., Louden R., Wright L., Chu R., Maharaj A., Hakim I., Kidd B. Flourish: A strengths-based approach to building student resilience // Positive psychology interventions in practice. Cham: Springer, 2017. P. 29–45.

Rigby K., Slee P. T. Dimensions of interpersonal relation among Australian children and implications for psychological well-being // The Journal of social psychology. 1993. Vol. 133, no. 1. P. 33–42. https://doi.org/10.1080/00224545.1993.9712116

Seligman M. E. P. et al. Positive education: Positive psychology and classroom interventions // Oxford review of education. 2009. Vol. 35, no. 3. P. 293–311. https://doi.org/10.1080/03054980902934563

Schwartz D. et al. The early socialization of aggressive victims of bullying // Child development. 1997. Vol. 68, no. 4. P. 665–675. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.1997.tb04228.x

Tejada-Gallardo C. et al. Effects of school-based multicomponent positive psychology interventions on wellbeing and distress in adolescents: a systematic review and meta-analysis // Journal of Youth and Adolescence. 2020. Vol. 49; no. 10. P. 1943–1960. https://doi.org/10.1007/s10964-020-01289-9

Vries E. E. de et al. Like father, like child: early life family adversity and children’s bullying behaviors in elementary school // Journal of abnormal child psychology. 2018. Vol. 46, no. 7. P. 1481–1496. https:// doi.org/10.1007/s10802-017-0380-8

Waters L., Loton D. SEARCH: A meta-framework and review of the field of positive education // International Journal of Applied Positive Psychology. 2019. Vol. 4, no. 1. P. 1–46. https://doi.org/10.1007/s41042-019-00017-4


References

Axford, S., Schepens, R., Blythe, K. (2011). Did introducing the Bounce Back programme have an impact on resilience, connectedness, and well-being of children and teachers in 16 primary schools in Perth and Kinross, Scotland? Educational Psychology in Scotland, 12 (1), 25.

Baron, R., Richardson, D. (1999). Aggression. St. Petersburg, Piter Publ. (Rus. ed.)

Buss, A. H., Durkee, A. (1957). An inventory for assessing different kinds of hostility. Journal of consulting psychology, 21 (4), 343.

Denckla, C. A., Cicchetti, D., Kubzansky, L. D., Seedat, S., Teicher, M. H., Williams, D. R., Koenen, K. C. (2020). Psychological resilience: an update on definitions, a critical appraisal, and research recommendations. European Journal of Psychotraumatology, 11 (1), 1822064.

Enikolopov, S. N. (2001). The concept of aggression in modern psychology. Prikladnaia psikhologiia, vol. 1, 60–72. (In Russian)

Enikolopov, S. N. (2011). Methods of researching aggression in clinical psychology. In Zvereva N. V., Roshchina I. F. (eds.) Diagnostika v meditsinskoi psikhologii: traditsii i perspektivy (pp. 82–100). Moscow, MGPPU Publ. (In Russian)

Etherton, K., Steele-Johnson, D., Salvano, K., Kovacs, N. (2020). Resilience effects on student performance and well-being: the role of self-efficacy, self-set goals, and anxiety. The Journal of General Psychology, 1–20.

Fink, E., Patalay, P., Sharpe, H., Wolpert, M. (2018). Child- and school-level predictors of children’s bullying behavior: A multilevel analysis in 648 primary schools. Journal of educational psychology, 110 (1), 17.

Fomby, P., Sennott, C. (2013). Family Structure Instability and Mobility: The Consequences for Adolescents’ Problem Behavior. Social Science Research. https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2012.08.016

Hazler, R. J. (1996). Breaking the cycle of violence: Interventions for bullying and victimization. London, Taylor & Francis.

Lereya, S. T., Samara, M., Wolke, D. (2013). Parenting behavior and the risk of becoming a victim and a bully/victim: A meta-analysis study. Child abuse & neglect, 37 (12), 1091–1108.

Lorenz, K. (1994). Aggression (the so-called “evil”) . Translation from German by G. F. Shveinik. Moscow, Progress Publ. (Rus. ed.)

Martinelli, A., Ackermann, K., Bernhard, A., Freitag, C. M., Schwenck, C. (2018). Hostile attribution bias and aggression in children and adolescents: A systematic literature review on the influence of aggression subtype and gender. Aggression and violent behavior, 39, 25–32.

Novikova, M. A., Rean, A. A. (2018) Family prerequisites for a child’s involvement in school bullying: the impact of psychological and social characteristics of the family. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie, 23 (4), 112–120. https://doi.org/10.17759/pse.2018230411 (In Russian)

Peña-López I. et al. What School Life Means for Students’ Lives. OECD (2019), PISA 2018 Results, vol. III. Paris, PISA, OECD Publishing. https://doi.org/10.1787/acd78851-en

Popovic, N., Boniwell, I. (2006). Personal Synthesis Programme: Bringing psychology to education. In A. Delle Fave (ed.) Dimensions of Well-Being: Research and Interventions. Milan, Franco Angeli.

Rashid, T., Louden, R., Wright, L., Chu, R., Maharaj, A., Hakim, I., Kidd, B. (2017). Flourish: A strengthsbased approach to building student resilience. In Positive psychology interventions in practice (pp. 29– 45). Cham, Springer.

Rean, A. A. (1996). Aggression and aggressiveness of the personality. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 17 (5), pp. 3–18. (In Russian)

Rean, A. A. (2013). Psychology of personality. St. Petersburg, Piter Publ. (In Russian)

Rean, A. A. (2015). Family as a factor of prevention and risk of victim behavior. Natsional’nyi psikhologicheskii zhurnal, 1, 3–8. (In Russian)

Rean, A. A. (2018). Prevention of aggression and asociality of under-age. Natsional’nyi psikhologicheskii zhurnal, 2 (30), 3–12. (In Russian)

Rean, A. A., Novikova, M. A. (2019). Bullying among high school students in the Russian Federation: the prevalence and influence of socioeconomic factors. Mir psikhologii, 1, 165–177. (In Russian)

Rean, A. A., Konovalov, I. A. (2019). Manifestation of aggressiveness in adolescents depending on gender and socio-economic status of the family. Natsional’nyi psikhologicheskii zhurnal, 1 (33), 23–33. (In Russian)

Rean, A. A., Stavtsev, A. A. (2020). Positive psychological interventions as prevention of school trouble, aggression and bullying. Voprosy obrazovaniia, 3, 37–59. (In Russian)

Rigby, K., Slee, P. T. (1993). Dimensions of interpersonal relation among Australian children and implications for psychological well-being. The Journal of social psychology, 133 (1), 33–42.

Schwartz, D., Dodge, K. A., Pettit, G. S., Bates, J. E. (1997). The early socialization of aggressive victims of bullying. Child development, 68 (4), 665–675.

Seligman, M., Ernst, R., Gillham, J., Reivich, K., Linkin, M. (2009). Positive education: Positive psychology and classroom interventions. Oxford Review of Education, 35, 293–311.

Sobkin, V. S., Abrosimova, Z. B., Adamchuk, D. V., Baranova, E. V. (2005). Teenager: norms, risks, deviations. Moscow, Institute of the Sociology of Education, Russian Academy of Education Press. (In Russian)

Sobkin, V. S., Smyslova, M. M. (2014). Bullying within the walls of the school: the impact of the socio-cultural context (based on the materials of cross-cultural research). Sotsial’naia psikhologiia i obshchestvo, vol. 2, 71–86. (In Russian)

Tejada-Gallardo, C., Blasco-Belled, A., Torrelles-Nadal, C., Alsinet, C. (2020). Effects of school-based multicomponent positive psychology interventions on well-being and distress in adolescents: a systematic review and meta-analysis. Journal of Youth and Adolescence, 49 (10), 1943–1960.

Vries de, E. E., Verlinden, M., Rijlaarsdam, J., Jaddoe, V. W., Verhulst, F. C., Arseneault, L., Tiemeier, H. (2018). Like father, like child: early life family adversity and children’s bullying behaviors in elementary school. Journal of abnormal child psychology, 46 (7), 1481–1496.

Waters, L., Loton, D. (2019). SEARCH: A meta-framework and review of the field of positive education. International Journal of Applied Positive Psychology, 4 (1), 1–46.

Загрузки

Опубликован

28.07.2021

Как цитировать

Реан, А., & Ставцев, А. (2021). Протективные и провокативные семейные факторы агрессивного поведения детей и подростков. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 11(2), 137–149. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.202

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования