Вклад школы Б. Г. Ананьева в разработку методологических и методических проблем детской клинической психологии

Авторы

  • Ирина Ивановна МАМАЙЧУК Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.308

Аннотация

В статье представлены теоретико-методологические направления детской клинической психологии, в основу которых положены исследования Ленинградской психологической школы под руководством Б. Г. Ананьева. При опоре на фундаментальные принципы исследования, разработанные Б. Г. Ананьевым, отражена их значимость в психологической диагностике и психологической коррекции детей с нарушениями в развитии. 

Ключевые слова:

детская клиническая психология, предметное поле, перцептогенез и онтогенез восприятия, сенсорно-перцептивная деятельность при нарушенном развитии, онтогенетический и структурно-динамический подходы, структурообразование интеллектуальных функций при нарушенном развитии, системообразующие компоненты личности при нарушенном развитии, психическая адаптация

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 339 с.

Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. 333 с.

Выготский Л. С. Полн. собр. соч.: в 6 т. М., 1983–1984.

Ломов Б. Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. 270 с.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.

Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985. 168 с.

Платонов К. К. Методологические проблемы медицинской психологии. М.: Медицина, 1977. 96 с.

Воронова Р. А. Опыт изучения различений пространственных отношений у детей, имеющих поражение опорно-двигательного аппарата // Известия АПН РСФСР. 1956. Bып. 86. С. 66–93.

Осязание в процессах познания и труда / под ред. Б. Г. Ананьева. М.: Б.и., 1959. 263 с.

Мясищев В. Н. Личность и труд аномального ребенка // Психические особенности трудновоспитуемых и умственно-отсталых детей. М.: Изд-во Института мозга, 1936. С. 3–21.

Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. 426 с.

Веккер Л. М. Психические процессы: в 3 т. Л.: ЛГУ, 1974. Т. 1. 334 с.

Веккер Л. М., Бровар А. В., Владимирова Н. М., Михайлова И. А. О соотношении структурных и статистических характеристик образов восприятия разной степени константности // Вопросы психологии. 1971. № 1. С. 28–35.

Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: ЛГУ, 1990. 256 с.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 659 с.

Пиаже Ж. Генезис восприятия // Экспериментальная психология / ред.-сост. П. Фрес, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1978. Вып. VI, гл. ХVIII. С. 14–87.

Мамайчук И. И. Гаптическое и зрительное восприятие у детей при нарушениях интеллекта и моторики: автореф. дис. … канд. психол. наук. Л., 1978. 24 с.
Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: СПбГУ, 2000. 160 с.

Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб.: Речь, 2004. 352 с.

Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003, 400 с.

Сорокин В. М. Специальная психология. СПб.: Речь, 2003. 216 с.

Головей Л. А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 1996. 46 с.

Степанова Е. И. Опыт комплексного изучения человека в Ленинградской школе психологов // Психол. журн. 1994. Т. 15, № 5. С. 13–21.

Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 213 с.

Мамайчук И. И. Методологические подходы к исследованию психологической адаптации при нормальном и нарушенном развитии у детей и подростков // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2009. Вып. 4. С. 151–156.


References

Anan’ev B. G. O problemakh sovremennogo chelovekoznaniia [ On the problems of modern human study]. Moscow, Nauka Publ., 1977. 380 p. (In Russian)

Anan’ev B. G. Chelovek kak predmet poznaniia [Man as an object of knowledge]. Leningrad, LSU Publ., 1968. 339 p. (In Russian)

Anan’ev B. G., Dvoriashina M. D., Kudriavtseva N. A. Individual’noe razvitie cheloveka i konstantnost’ vospriiatiia [Individual human development and constancy of perception]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1968. 333 p. (In Russian)

Vygotskii L. S. Poln. sobr. soch. v 6-ti tomakh [Collected works in 6 volumes]. Moscow, 1983–1984. (In Russian)

Lomov B. F. Formirovanie grafi cheskikh znanii i navykov u uchashchikhsia [Formation of graphic knowledge and skills of students]. Moscow, APN RSFSR Publ., 1950, 270 p. (In Russian)

Lomov B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Moscow, Nauka Publ., 1984. 444 p. (In Russian)

Lebedinskii V. V. Narusheniia psikhicheskogo razvitiia u detei [Mental development in children]. Moscow, MSU Publ., 1985. 168 p. (In Russian)

Platonov K. K. Metodologicheskie problemy meditsinskoi psikhologii [Methodological problems of medical psychology]. Moscow, Medicine Publ., 1977. 96 pp. (In Russian)

Voronova R. A. Opyt izucheniia razlichenii prostranstvennykh otnoshenii u detei, imeiushchikh porazhenie oporno-dvigatel’nogo apparata [Experience of studying spatial relationships distinctions in children with a defeat of the musculoskeletal system]. Izvestiia APN RSFSR [Proceedings of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR], 1956, issue 86, pp. 66–93. (In Russian)

Osiazanie v protsessakh poznaniia i truda [Tactile Perception in the Process of Cognition and Labor]. Ed. by B. G. Ananiev. Moscow, 1959. 263 р. (In Russian)

Miasishchev V. N. Lichnost’ i trud anomal’nogo rebenka [Personality and work of Abnormal Child]. Psikhicheskie osobennosti trudnovospituemykh i umstvenno-otstalykh detei [Mental particularly intractable and intellectual-retarded children]. Leningrad, Institut mozga Publ., 1936, pp. 3–21. (In Russian)

Miasishchev V. N. Lichnost’ i nevrozy [Personality and neuroses]. Leningrad, LSU Publ., 1960. 426 p. (In Russian)

Vekker L. M. Psikhicheskie protsessy: V 3 t. [Mental processes: In three volumes]. Leningrad, LSU Publ., 1972, vol. 1. 334 р. (In Russian)

Vekker L. M., Brovar A. V., Vladimirova N. M., Mikhailova I. A. O sootnoshenii strukturnykh i statisticheskikh kharakteristik obrazov vospriiatiia raznoi stepeni konstantnosti [On the relation between the structural and statistical characteristics of images of varying degrees of perception constancy]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology], 1971, vol. 1, pp. 28–35. (In Russian)

Rybalko E. F. Vozrastnaia i differentsial’naia psikhologiia [Age and diff erential psychology]. Leningrad, LSU Publ., 1990. 256 p. (In Russian)

Piazhe Zh. Izbrannye psikhologicheskie trudy [ Selected psychological works]. Moscow, Prosveshchenie, 1969. 659 p. (In Russian)

Piazhe Zh. Genezis vospriiatiia [The genesis of perception]. Eksperimental’naia psikhologiia [Experimental Psychology]. Eds by P. Fres, J. Piaget. Moscow, Progress Publ., vol. VI, chapter XVIII. pp. 14–87. (In Russian)

Mamaichuk I. I. Gapticheskoe i zritel’noe vospriiatie u detei pri narusheniiakh intellekta i motoriki. Authoref. diss. kand. psikhol. nauk [Haptic and visual perception in children with intellectual and motor skills disabilities. Thesis of PhD]. Leningrad, 1978. 24 p. (In Russian)

Mamaichuk I. I. Psikhologiia dizontogeneza i osnovy psikhokorrektsii [Psychology of dysontogenesis and basics of psychological correction]. St. Petersburg, SPbSU Publ., 2000. 160 p. (In Russian)

Mamaichuk I. I., Il’ina M. N. Pomoshch’ psikhologa rebenku s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiia [The help of psychologist to child with mental retardation]. St. Petersburg: Rech Publ., 2004, 352 p. (In Russian)

Mamaichuk I. I. Psikhokorrektsionnye tekhnologii dlia detei s problemami v razvitii [Psychocorrectional technology for children with developmental problems]. St. Petersburg, Rech, 2003, 400 p. (In Russian)

Sorokin V. M. Spetsial’naia psikhologiia [Special psychology]. St. Petersburg, Rech, 2003, 216 p. (In Russian)

Golovei L. A. Psikhologiia stanovleniia sub”ekta deiatel’nosti v periody iunosti i vzroslosti. Authoref. diss. dokt psikhol. nauk [Becoming the subject of activity in The problem of individuality in ontopsychology. Thesis of dr. psychol. sci. diss. ]. St. Petersburg, 1994. 46 p. (In Russian)

Stepanova E. I. Opyt kompleksnogo izucheniia cheloveka v Leningradskoi shkole psikhologov [Experience of complex study of man in the Leningrad psychologists school]. Psikhol. zhurn. [Psychological Journal], 1994, vol. 15, issue 5, pp. 13–21. (In Russian)

Berezin F. B. Psikhicheskaia i psikhofi ziologicheskaia adaptatsiia cheloveka [Mental and psychophysiological adaptation of human]. Leningrad, Nauka Publ., 1988, 213 p. (In Russian)

Mamaichuk I. I. Metodologicheskie podkhody k issledovaniiu psikhologicheskoi adaptatsii pri normal’nom i narushennom razvitii u detei i podrostkov [Methodological approaches to the study of psychological adaptation in the normal and developmental disorder in children and adolescents]. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 12. Psychology. Education, 2009, issue 4, 2009, pp. 151–156. (In Russian)

Опубликован

07.11.2016

Как цитировать

МАМАЙЧУК, И. И. (2016). Вклад школы Б. Г. Ананьева в разработку методологических и методических проблем детской клинической психологии. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, (3), 86–96. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.308

Выпуск

Раздел

Общая психология, психология личности, история психологии