Особенности психической адаптации здоровых сиблингов в семьях, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра

Авторы

  • Ольга Владимировна Гусева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Ирина Ивановна Мамайчук Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2017.205

Аннотация

Рассматриваются особенности психической адаптации сиблингов, имеющих брата или сестру с расстройствами аутистического спектра (РАС). Выявлены аффективная неустойчивость, фрустрационная напряженность, тревожность здоровых сиблингов. Показано, что отношения сиблингов изучаемой группы к  сиблингами с  РАС отличаются амбивалентностью, что обусловлено необходимостью повышенного надзора за «особенными» братьями или сестрами, ревностным отношением к родителям, а также пессимистическими оценками будущего сибсов с РАС. Установлено, что сиблинги исследуемой группы менее приспособлены к соблюдению общепринятых социальных стандартов.

Ключевые слова:

сиблинги, расстройства аутистического спектра, психическая адаптация, семейные отношения

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


Литература

Печникова Л.С. Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1997. 144 с.

Печникова Л.С. Материнское отношение к ребенку-аутисту в зависимости от наличия в семье здорового сибса // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь»: Тез. докл. М.: МГУ, 1998. С. 173–174.

Карвасарская И.Б. Психологическая помощь аутичной семье // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, специальной психологии: Мат-лы III съезда РПА и науч.-практ. конф. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. 271 с.

Высотина Т.Н. Особенности родительского отношения к детям с атипичным аутизмом: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2013. 22 с.

Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб.: Эко-Вектор, 2014. 335 с.

Мамайчук И.И., Шабанова Е.В. Учет защитных механизмов личности родителей, детей с расстройством аутистического спектра в процессе психологической помощи // Вестник ЛГУ им. А.С.Пушкина. Серия «Психология». 2014. Т. 5, № 1. С. 82–91.

Шабанова Е.В. Особенности системы детско-родительских и супружеских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 3. С. 80–86.

Мамайчук И.И., Родина А.В. Особенности отцовских отношений и стилей семейного воспитания в семьях детей с аутистическими синдромами // XI Мнухинские чтения: Мат-лы междунар. науч. конф. СПб., 2013. С. 301–308.

Keller T., Ramisch J., Carolan M. Relationships of Children with Autism Spectrum Disorders and their Fathers // The Qualitative Report. 2014. Vol. 19, Article 66. Р. 1–15.

Braunstein V., Peniston N., Perelman A., Cassano M.C. The inclusion of fathers in investigations of autistic spectrum disorders // Research in Autism Spectrum Disorders. 2013. Vol. 7. Р. 858–865.

Каган В.Е. Аутизм у детей. Л.: Медицина, 1981. 190 с.

Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. М.: Центр лечебной педагогики, 2000. 362 с.

Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2010. 400 с.

Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с.

Ткачёва В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. № 4. С. 4.

Галасюк И.Н. Проблема психической травматизации членов семьи инвалида // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2011. № 1. С. 54–60.

Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети. 3-е изд.. М.: Теревинф, 2013. 368 с.

The family with a handicapped child / ed. M. Seligman. 2nd ed. Boston: Allyn & Bacon, 1991. 712 р.

Farber B. Family organization and crisis: Maintenance of integration in families with a severely mentally retarded child // Моnographs of the Society for Research in Child Development. 1960. Vol. 25 (Whole No. 75). Р. 1–95.

Grossman F.K. Brothers and sisters of retarded children. Syracuse; New York: Syracuse University Press, 1972. 249 р.

Bank S.P., Kahn M.D. The sibling bond. New York: Basic Books, 1982. 300 р.

Rolland J. S. Families, illness, and disability: An integrative treatment model. New York: Basic Books, 1994. 336 р.

Siegel B., Silverstein S. What about me? Growing up with a developmentally disabled sibling. New York: Plenum, 1994. 296 р.

Полоухина Е.А. Влияние наличия ребенка-инвалида в семье на характер брачно-семейных отношений: дис. … канд. психол. наук / Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия. СПб., 2009. 144 с.

Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р.Кеттелла: Метод. рекомендации. М.: Фолиум, 1993. 40 с. (Научнометодическая серия «Психодиагностика детей и подростков»).

Тарабрина Н.П. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Л.: НИПИ им. В.М.Бехтерева, 1984. 24 с.

Данилова Е.Е. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С.Розенцвейга: Практ. руковод. М., 1992. 58 с.

Эткинд А.И. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика. М.: МГУ, 1987. С. 221– 227.

Мамайчук И.И., Смирнова М.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. СПб.: Речь, 2010. 384 с.

Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 168 с.

Цветовой тест отношений: Метод. рекомендации / сост. Е.Ф.Бажин, А.М.Эткинд. Л.: НИПИ им. В.М.Бехтерева, 1985. 20 с.


References

Pechnikova L. S. Osobennosti materinskogo otnosheniia k detiam s rannim detskim autizmom. Avtoreferat dissertatsii kand. psikhol. nauk [Features of maternal attitude towards children with early childhood autism. Thesis of PhD]. Moscow, 1997. 144 p. (In Russian)

Pechnikova L. S. [Maternal attitude to an autistic child depending on the presence of a healthy sibling in the family]. Materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii “Sotsial'noe i dushevnoe zdorov'e rebenka i sem'i: zashchita, pomoshch', vozvrashchenie v zhizn'”. Tez. dokl. [Social and mental health of the child and the family: protection, assistance, return to life. Materials of the Russian scientific practical conference]. Moscow, 1998, рp. 73–74. (In Russian)

Karvasarskaya I.B. [Psychological help to an autistic family]. Psikhosotsial'nye problemy psikhoterapii, korrektsionnoi pedagogiki, spetsial'noi psikhologii: Mat-ly III s"ezda RPA i nauch.-prakt. konf. [Psychosocial problems of psychotherapy, correctional pedagogy, special psychology: Materials of the III Congress of the Russian Psychotherapeutic Association and scientific-practical. Conf. ]. Kursk, Publishing House of Kursk State University, 2003. 271 p. (In Russian)

Vysotina T.N. Osobennosti roditel'skogo otnosheniia k detiam s atipichnym autizmom. Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Features of parental relation to children with atypical autism. Thesis of PhD]. St. Petersburg, 2013. 162 p. (In Russian)

Mamaychuk I.I. Pomoshch' psikhologa detiam s autizmom [Psychologist's help to children with autism]. St. Petersburg, Eko-Vektor Publ., 2014. 335 p. (In Russian)

Mamaychuk I.I., Shabanova Ye.V. Uchet zashchitnykh mekhanizmov lichnosti roditelei, detei s rasstroistvom autisticheskogo spektra v protsesse psikhologicheskoi pomoshchi [Accounting for the protective mechanisms of the personality of parents, children with autism spectrum disorder in the process of psychological assistance ]. Vestnik LGU im. A. S.Pushkina, 2014, vol. 5, no. 1, рp. 82–91. (In Russian)

Shabanova Ye.V. Osobennosti sistemy detsko-roditel'skikh i supruzheskikh otnoshenii v sem'iakh, vospityvaiushchikh rebenka s rasstroistvom autisticheskogo spektra [Features of the system of child-parental and marital relations in families raising a child with autism spectrum disorder]. Vestnik of SPbSU. Series 12, 2013, issue 3, рp. 80–86. (In Russian)

Mamaychuk I.I., Rodina A.V. [Peculiarities of paternal relations and styles of family education in families of children with autistic syndromes]. XI Mnukhinskie chteniia. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [XI Mnuhin Readings: Materials of the international scientific conference]. St. Petersburg, 2013, рp. 301–308. (In Russian)

Keller T., Ramisch J., Carolan M. Relationships of Children with Autism Spectrum Disorders and their Fathers. The Qualitative Report, 2014, vol. 19, Article 66, рр. 1–15.

Braunstein V., Peniston N., Perelman A., Cassano M.C. The inclusion of fathers in investigations of autistic spectrum disorders. Research in Autism Spectrum Disorders, 2013, vol. 7, рр. 858–865.

Kagan V.Ye. Autizm u detei [Children's Autism]. Leningrad, Meditsina Publ., 1981. 190 p. (In Russian)

Nikol'skaya O. S. Affektivnaia sfera cheloveka. Vzgliad skvoz' prizmu detskogo autizma [The affective sphere of man. A look through the prism of children's autism]. Moscow, Tsentr lechebnoy pedagogiki Publ., 2000. 362 p. (In Russian).

Mamaychuk I.I. Psikhokorrektsionnye tekhnologii dlia detei s problemami v razvitii [Psychocorrection technologies for children with developmental problems]. St. Petersburg, Publ. Rech', 2010. 400 p. (In Russian)

Levchenko I.Yu., Tkacheva V.V. Psikhologicheskaia pomoshch' sem'e, vospityvaiushchei rebenka s otkloneniiami v razvitii: Metodicheskoe posobie [Psychological help to a family raising a child with developmental disabilities: Methodical manual]. Moscow, Publ. Prosveshcheniye, 2008. 239 p. (In Russian)

Tkachova V.V. O nekotorykh problemakh semei, vospityvaiushchikh detei s otkloneniiami v razvitii [Some problems of families raising children with developmental disabilities]. Journal Defektologiia, 1998, no. 4, p. 4. (In Russian)

Galasyuk I.N. Problema psikhicheskoi travmatizatsii chlenov sem'i invalida [The problem of mental traumatization of family members of the disabled person]. Vestnik of the Moscow State Regional University. Series: Psychological sciences, 2011, no. 1, рp. 54–60. (In Russian)

Seligman M., Darling R. Obychnye sem'i, osobye deti [Ordinary families, special children]. 3rd ed. Moscow, Publ. Terevinf, 2013. 368 p. (In Russian)

The family with a handicapped child. Ed. by M. Seligman. 2nd ed. Boston, Allyn & Bacon, 1991. 712 p.

Farber B. Family organization and crisis: Maintenance of integration in families with a severely mentally retarded child. Monographs of the Society for Research in Child Development, 1960, vol. 25 (Whole No. 75), рр. 1–95.

Grossman F.K. Brothers and sisters of retarded children. Syracuse, NY, Syracuse University Press, 1972. 249 p.

Bank S.P., Kahn M.D. The sibling bond. New York, Basic Books, 1982. 300 p.

Rolland J. S. Families, illness, and disability: An integrative treatment model. New York, Basic Books, 1994. 336 p.

Siegel B., Silverstein S. What about me?: Growing up with a developmentally disabled sibling . New York, Plenum, 1994. 296 p.

Poloukhina Ye.A. Vliianie nalichiia rebenka-invalida v sem'e na kharakter brachno-semeinykh otnoshenii. Dis. kand. psikhol. nauk [Influence of having a disabled child in the family on the nature of marriage and family relations. Diss. of PhD]. St. Petersburg, 2009. 144 p.

Aleksandrovskaya E.M., Gil'yasheva I.N. Adaptirovannyi modifitsirovannyi variant detskogo lichnostnogo oprosnika R.Kettella: Metod. rekomendatsii [Adapted modified version of the child personal questionnaire R.Cattell: Methodological recommendations]. Moscow, Publ. Folium, 1993. 40 p. (Nauchno-metodicheskaia seriia “Psikhodiagnostika detei i podrostkov” [Scientific and methodical series “Psychodiagnostics of children and adolescents”]). (In Russian)

Tarabrina N.P. Eksperimental'no-psikhologicheskaia metodika izucheniia frustratsionnykh reaktsii [Experimental-psychological method of studying frustration reactions]. Leningrad, NIPI im. V.M.Bekhtereva, 1984. 24 p. (In Russian)

Danilova Ye.Ye. Detskii test “Risunochnoi frustratsii” S.Rozentsveiga: Prakt. rukovod [Children's test of “Drawing frustration” S.Rosenzweig. A Practical Guide]. Moscow, 1992. 58 p. (In Russian)

div class="ref">Etkind A.I. [Color test of relations]. Obshchaia psikhodiagnostika [General psychodiagnostics]. Moscow, Moscow State University Press, 1987, pp. 221–227. (In Russian)

Mamaychuk I.I., Smirnova M.I. Psikhologicheskaia pomoshch' detiam i podrostkam s rasstroistvami povedeniia [Psychological assistance to children and adolescents with behavioral disorders]. St. Petersburg, Publ. Rech', 2010. 384 p. (In Russian)

Mamaychuk I.I. Psikhologiia dizontogeneza i osnovy psikhokorrektsii [Psychology dysontogenesis bases and psychological correction].St. Petersburg, St. Petersburg Univ. Press, 2000. 168 p. (In Russian)

Tsvetovoi test otnoshenii: Metod. rekomendatsii [Color test of relations. Guidelines]. Eds. Ye.F.Bazhin, A.M.Etkind. Leningrad, NIPI im. V.M.Bekhtereva, 1985. 20 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

18.08.2017

Как цитировать

Гусева, О. В., & Мамайчук, И. И. (2017). Особенности психической адаптации здоровых сиблингов в семьях, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 7(2), 169–179. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2017.205

Выпуск

Раздел

Психология развития