Особенности образов людей различных социальных статусов у молодежи
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.307Аннотация
Проведен анализ феномена социального статуса через призму образов типичных представителей высокой и низкой страт, которые выделяются в молодежной среде. Предполагается, что данное направление исследования перспективно для преодоления ряда сложностей, которые возникают при его изучении. Сбор данных осуществлялся в виде эссе, которые писали респонденты (n = 70) на тему «Типичный представитель высокого и низкого статусов». Данные обрабатывались с помощью метода тематического моделирования с применением алгоритма латентного размещения Дирихле, а также был применен метода контент-анализа, в рамках которого выделялись и анализировались смысловые единицы образов. Основными компонентами полученных образов выступили поведенческие особенности человека (предпочтения, зависимости и привычки), объективные источники социального статуса (образование, профессия, доход, круг общения и др.), особенности внешности (наличие аксессуаров, аккуратность, ухоженность и др.), невербального поведения (особенности мимики, взгляда, проксемики), качества личности (негативные и позитивные характеристики, которые обусловливают вхождение в статусную группу) и переживания подобных людей (описания различных внутренних размышлений). При этом категории «качества личности» и «переживания представителей разных статусов», приписываемые рассматриваемым образам, являются психологическими компонентами в феномене социального статуса, которые требуют дополнительного изучения и анализа. На данном этапе исследования было установлено, что качества личности, которые приводились респондентами, являются необходимым условием вхождения в статусную группу и нахождения в ней, тогда как переживания — скорее следствием принадлежности человека к определенному статусу. Кроме того, в исследовании была установлена значительная эмоциональная насыщенность образов высокостатусного и низкостатусного человека, которая может быть обусловлена наличием двух пониманий социального статуса: один рассматривается человеком как принятый в обществе и связанный с материальным компонентом (негативный), второй основан на индивидуальных интерпретационных схемах и связан с социально значимой деятельностью (позитивный).
Ключевые слова:
социальный статус, социальное познание, неравенство
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.