Ментальная регуляция динамики психических состояний в диапазоне «повседневная — напряженная ситуация»

Авторы

  • Александр Прохоров Казанский (Приволжский) федеральный университет, Российская Федерация, 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18
  • Альберт Чернов Казанский (Приволжский) федеральный университет, Российская Федерация, 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18
  • Людмила Шимрова Казанский (Приволжский) федеральный университет, Российская Федерация, 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18 https://orcid.org/0009-0001-0739-3797

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.404

Аннотация

Статья посвящена изучению роли ментальных структур в регуляции психических со- стояний в динамике изменения напряженности ситуаций деятельности. Проведенное исследование опирается на разрабатываемую нами концептуальную модель ментальной регуляции психических состояний, которая основывается на системных позициях и концепциях самоорганизации. Цель исследования — выявить характер взаимосвязей способов саморегуляции, ментальных структур и эффективности саморегуляции психических состояний в динамике деятельности от повседневной ситуации к напряженной. Исследование осуществлялось в ходе трех видов деятельности в группах, состоящих из студентов (34 чел.), спортсменов (35 чел.) и офисных работников (30 чел.), из них мужчин — 47, женщин — 52, средний возраст — 23 года, всего — 99 человек. Применялись методики диагностики ментальных структур (рефлексии, системы Я, смысложизненных ориентаций), способов саморегуляции и регуляторных свойств, а также психических состояний и эффективности их регуляции. Исследование проводилось в несколько этапов: на первом этапе в каждой из трех групп диагностировались психические состояния, эффективность и способы их регуляции в повседневной ситуации, на втором этапе то же — в напряженной ситуации деятельности. Ментальные структуры респондентов диагностировались отдельно от ситуаций деятельности. В результате было установлено, что независимо от специфики деятельности структуры ментальной регуляции способствуют повышению числа позитивных состояний (сосредоточенность, радость, вовлеченность) и снижению негативных состояний (гнев, тревога, усталость, скука). Показано, что от повседневной к напряженной ситуации деятельности снижается количество взаимосвязей ментальных структур и эффективности саморегуляции состояний, что в большей степени характерно для спортивной деятельности и в меньшей — для учебной и трудовой. Увеличение числа негативных состояний в напряженных ситуациях деятельности, наряду со снижением включенности ментальных структур в регуляцию психических состояний, может свидетельствовать о ключевой роли последних в целостной системе регуляции состояний.

Ключевые слова:

психическое состояние, саморегуляция, ментальная структура, динамика, рефлексия, напряженность ситуации

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Анцыферова Л. И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь / отв. ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова. М.: Наука, 1990. С. 7–17.

Гудкова Е. В. Валидизация методик изучения глобальных отношений личности к себе и к миру // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 11-2. С. 33–44.

Карпов А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики. М.: Институт психологии РАН, 2004.

Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.

Костромина С. Н., Гришина Н. В. Процессуальный подход в психологии личности // Научные подходы в современной отечественной психологии / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленская. М.: Институт психологии РАН, 2023. С. 504–524.

Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000.

Моросанова В. И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2021. № 1. С. 3–37. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.01

Моросанова В. И., Кондратюк Н. Г. Опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения — ССПМ 2020» // Вопросы психологии. 2020. № 4. С. 155–167.

Назаров А. Н., Прохоров А. О. Методика изучения эффективности саморегуляции психических состояний // Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы Третьей международной научной конференции / под ред. Б. С. Алишева, А. О. Прохорова, А. В. Чернова. Казань: Казанский университет, 2018. С. 361–364.

Осницкий А. К. Регуляция деятельности и направленность личности. М.: Московский экономиколингвистический институт, 2007.

Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993.

Принцип развития в современной психологии / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2016.

Прохоров А. О. Ментальные механизмы регуляции психических состояний // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14, № 4. C. 182–204. https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140410

Прохоров А. О., Чернов А. В. Динамика познавательных состояний студентов с разным уровнем и направленностью рефлексии // Сибирский психологический журнал. 2019а. № 74. С. 110–125. https://doi.org/10.17223/17267080/74/7

Прохоров А. О., Чернов А. В. Рефлексивная регуляция психических состояний. М.: Институт психологии РАН, 2019b.

Прохоров А. О., Назаров А. Н. Методика исследования типологии методов саморегуляции психических состояний // Психология психических состояний: сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых / под ред. А. В. Чернова, М. Г. Юсупова. Казань: Казанский университет, 2019. С. 274–279.

Прохоров А. О., Юсупов М. Г. Методика измерения психического состояния в учебной деятельности студентов (краткий вариант) // Психология психических состояний: сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых / под ред. А. О. Прохорова. Казань: Казанский университет, 2011. С. 277–288.

Сергиенко Е. А. Системно-субъектный подход в психологии // Научные подходы в современной отечественной психологии / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленской. М.: Институт психологии РАН, 2023. С. 241–272.

Харламенкова Н. Е. Динамический подход Л. И. Анцыферовой к психологическому исследованию личности: новые грани проблемы // Научные подходы в современной отечественной психологии / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленской. М.: Институт психологии РАН, 2023. С. 461–477.

Heller D., Komar J., Lee W. The dynamics of personality states, goals, and well-being // Personality & Social Psychology Bulletin. 2007. Vol. 33. P. 898–910. https://doi.org/10.1177/0146167207301010

Inzlicht M., Werner K. M., Briskin J. L., Roberts B. W. Integrating models of self-regulation // Annual Review of Psychology. 2021. Vol. 72, no. 1. P. 319–345. http://dx.doi.org/10.1146/annurev-psych-061020-105721

Thornton M. A., Rmus M., Vyas A. D., Tamir D. I. Transition dynamics shape mental state concepts // Journal of Experimental Psychology: General. 2023. Vol. 152, no. 10. P. 2804–2829. https://dx.doi.org/10.1037/xge0001405


References

Antsyferova, L. I. (1990). Personality from the perspective of a dynamic approach. In: B. F. Lomov, K. A. Abulkhanova (eds). Psikhologiia lichnosti v sotsialisticheskom obshchestve: lichnost’ i ee zhiznennyi put’ (pp. 7–17). Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

Gudkova, Ye. V. (2009). Validation of methods for studying global relationships of the individual to himself and to the world // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 11 (2), 33–44. (In Russian)

Heller, D., Komar, J., Lee, W. (2007). The dynamics of personality states, goals, and well-being. Personality & Social Psychology Bulletin, 33, 898–910. https://doi.org/10.1177/0146167207301010

Inzlicht, M., Werner, K. M., Briskin, J. L., Roberts, B. W. (2021). Integrating models of self-regulation. Annual Review of Psychology, 72 (1), 319–345. http://dx.doi.org/10.1146/annurev-psych-061020-105721

Kharlamenkova, N. E. (2023). Dynamic approach L. I. Antsyferova to the psychological study of personality: new facets of the problem. In: A. L. Zhuravlev, E. A. Sergienko, G. A. Vilenskaya (eds). Nauchnye podkhody v sovremennoi otechestvennoi psikhologii (pp. 461–477). Moscow, Institute of Psychology RAS Press. (In Russian)

Karpov, A. V. (2004). Metasystematic organization of levelled structures of psycho. Moscow, Institute of psychology RAS Press. (In Russian)

Konopkin, O. A. (1980). Psychological mechanisms of regulation of activity. Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

Kostromina, S. N., Grishina, N. V. (2023). Process approach in personality psychology. In: A. L. Zhuravlev, E. A. Sergienko, G. A. Vilenskaya (eds). Nauchnyye podkhody v sovremennoy otechestvennoy psikhologii (pp. 504–524). Moscow, Institute of Psychology RAS Press. (In Russian)

Leontyev, D. A. (2000). Test of life-meaning orientations. 2nd ed. Moscow, Smysl Publ. (In Russian)

Morosanova, V. I. (2021). Conscious self-regulation as a meta-resource for achieving goals and solving life problems. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psikhologiia, 1, 3–37. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.01 (In Russian)

Morosanova, V. I., Kondratyuk, N. G. (2020). Questionnaire of V. I. Morosanova “Style of self-regulation of behavior — SSPM 2020”. Voprosy psikhologii, 4, 155–167. (In Russian)

Nazarov, A. N., Prokhorov, A. O. (2018). Methodology for studying the effectiveness of self-regulation of mental states. In: B. S. Alishev, A. O. Prokhorov, A. V. Chernov (eds). Psikhologiia sostoianii cheloveka: aktual’nye teoreticheskie i prikladnye problemy: materialy Tret’ei Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (pp. 361–364). Kazan, Kazan University Press. (In Russian)

Osnitsky, A. K. (2007). Regulation of activity and orientation of personality. Moscow, Moscow Institute of Economics and Linguistic Press. (In Russian)

Pantileev, S. R. (1993). Methodology for studying self-attitude. Moscow, Smysl Publ. (In Russian)

Prokhorov, A. O. (2021). Mental mechanisms of regulation of mental states. Eksperimental’naia psikhologiia, 14 (4), 182–204. https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140410 (In Russian)

Prokhorov, A. O., Chernov, A. V. (2019). Dynamics of cognitive states of students with different levels and directions of reflection. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal, 74, 110–125. https://doi.org/10.17223/17267080/74/7 (In Russian)

Prokhorov, A. O., Chernov, A. V. (2019). Reflexive regulation of mental states. Moscow, Institute of psychology RAS Press. (In Russian)

Prokhorov, A. O., Nazarov, A. N. (2019). Methodology for studying the typology of methods of self-regulation of mental states. In: A. V. Chernov, M. G. Yusupov (eds). Psikhologiia psikhicheskikh sostoyanii: sbornik statei studentov, magistrantov, aspirantov i molodykh uchenykh (pp. 274–279). Kazan, Kazan University Press. (In Russian)

Prokhorov, A. O., Yusupov, M. G. (2011). Methodology for measuring the mental state in the educational activities of students (short version). In: A. O. Prokhorov (ed.). Psikhologiia psikhicheskikh sostoianii: sbornik statei studentov, magistrantov, aspirantov i molodykh uchenykh (pp. 277–288). Kazan, Kazan University Press. (In Russian)

Sergienko, E. A. (2023). System-subject approach in psychology. In: A. L. Zhuravlev, E. A. Sergienko, G. A. Vilenskaya (eds). Nauchnye podkhody v sovremennoi otechestvennoi psikhologii (pp. 241–272). Moscow, Institute of psychology RAS Press. (In Russian)

Thornton, M. A., Rmus, M., Vyas, A. D., Tamir, D. I. (2023). Transition dynamics shape mental state concepts. Journal of Experimental Psychology: General, 152 (10), 2804–2829. https://dx.doi.org/10.1037/xge0001405

Zhuravlev, A. L., Sergienko, E. A. (eds). The principle of development in modern psychology (2016). Moscow, Institute of psychology RAS Press. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

21.02.2025

Как цитировать

Прохоров, А., Чернов, А., & Шимрова, Л. (2025). Ментальная регуляция динамики психических состояний в диапазоне «повседневная — напряженная ситуация». Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 14(4), 622–637. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.404

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования