Структурно-уровневая организация конфликтной компетентности в профессиональной деятельности руководителя
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.209Аннотация
Высокий уровень конфликтогенности образовательной среды, увеличение объективных и субъективных причин возникновения конфликтов обусловливают необходимость формирования и развития конфликтной компетентности у руководителей образовательных учреждений. Актуальность исследований в данном направлении обусловлена определенным противоречием между запросами практики по предупреждению и разрешению конфликтов и реальным отсутствием описания и теоретического обоснования закономерностей структурно-уровневой организации конфликтной компетентности. Отправным пунктом выступает позиция научной школы В.Д.Шадрикова, согласно которой реализация метасистемного подхода в русле теории системогенеза позволяет объяснить особенности развития и функционирования сложноорганизованных систем, а также их структурно-уровневую организацию. Данный подход является развитием и трансформацией системного подхода и описывает качественно иные свойства сложноорганизованных психологических систем, к которым относится конфликтная компетентность. Цель исследования — выявление сущностных свойств и особенностей проявления структурно-уровневой организации конфликтной компетентности руководителя. В процессе исследования использовалась методика «Комплексный опросник метакогнитивного потенциала» (А.А.Карпов). Для установления базовых качеств конфликтной компетентности руководителя применялись следующие методики: «Диагностика ведущего типа реагирования (М.М.Кашапов, Т.Г.Киселева); «Конфликтная компетентность» (М.В.Башкин, В.А.Горшкова, А.М.Воскресенский). Исследование осуществлялось на выборке 240 директоров образовательных организаций. Впервые обнаружены сущностные свойства и особенности функционального содержания подсистем конфликтной компетентности, выявлены взаимосвязи состава структурно-функциональных компонентов конфликтной компетентности на субсистемном уровне ее организации, охарактеризованы закономерные отношения выраженности ведущего типа реагирования в конфликтной ситуации и подсистем метакогнитивного потенциала, а также определены особенности общесистемного уровня структурной организации конфликтной компетентности. Учет полученных результатов способствует разработке мер поддержки руководителей образовательных учреждений в целях психопрофилактики их профессиональных деструкций.
Ключевые слова:
конфликтная компетентность, структурно-уровневая организация, метасистемный подход, управленческая деятельность, модель конфликтной компетентности, подсистемы метакогнитивного потенциала
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.