Гендерные различия по индивидуальным ценностям у представителей поколения миллениалов
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.302Аннотация
Целью данного исследования является изучение гендерных различий по базовым индивидуальным ценностям у представителей поколения миллениалов и старших поколений. Ценности представляют собой устойчивые характеристики человека, которые определяют его цели, суждения, поступки и поведение. Структура ценностей зависит от различных факторов, например от возрастной и гендерной принадлежности, социального статуса, образования и др. Особый интерес вызывают поколенческие различия, которые могут оказывать влияние на формирование ценностей. Основной фокус работы сосредоточен на исследовании поколения миллениалов, которые сейчас составляют наиболее активную часть населения. Всего в исследовании приняло участие 949 человек, 528 женщин и 421 мужчина в возрасте от 18 до 70 лет. Респонденты были разделены на три группы в соответствии с годами их рождения: поколение застоя (315 человек, 46 % женщины), реформенное поколение (310 человек, 61 % женщины), поколение миллениалов (324 человека, 59 % женщины). Для оценки ценностей использовался Портретный опросник С. Шварца. Опросник позволяет выявить предпочтения по 10 базовым ценностям: Безопасность, Конформность, Традиция, Самостоятельность, Риск-новизна, Гедонизм, Достижения, Власть-богатство, Благожелательность, Универсализм. К основным результатам исследования можно отнести выявленные гендерные различия в группе миллениалов по ценностям Самостоятельность, Безопасность и Власть. Мужчины реформенного поколения (выросшие в 1990-е гг.) значимо сильнее ценят Риск-новизну, чем женщины реформенного поколения и представители поколения застоя. Одинаковую ценность среди мужчин и женщин независимо от возраста в нашем обществе имеют Конформность, Традиция, Гедонизм и Достижения. В целом по сравнению со старшими поколениями молодые люди — миллениалы отдают предпочтение ценностям Самоутверждения и Открытости изменениям в противовес ценностям Сохранения и Заботы о людях и природе.
Ключевые слова:
ценности, поколенческие различия, гендерные различия, миллениалы, портретный опросник С. Шварца
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.