Личностные проекты молодых россиян и испанцев: сравнительный анализ
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.205Аннотация
В статье рассмотрены личностные проекты россиян и испанцев в возрасте 18–25 лет. Гипотезой исследования является предположение о том, что содержание и способы реализации личностных проектов обусловлены возрастными задачами и культурными условиями жизни. Представлены материалы эмпирического исследования, полученные на выборках: российской (n=102) и испанской (n=80). Измерены показатели важности, трудности, видимости, контроля, ответственности, адекватности времени, вероятности успеха, самоидентификации, взгляда Других, ценности, вовлеченности, компетенции, автономии и длительности личностных проектов, а также показатель темы и трансспективности проектов. Обнаружено, что целевое содержание личностных проектов молодых россиян и испанцев сходно (получение образования, трудоустройство, создание семьи и поддержка семейных отношений) и определено возрастными задачами молодости, а операциональные смыслы личностных проектов и способы их реализации имеют культурные отличия. Молодые испанцы ориентируют личностные проекты на конъюнктурные смыслы, актуальные ситуации пандемии (COVID-19) и помогающие утвердить аутентичность, а молодые россияне выбирают личностные проекты, которые соответствуют инструментальным ценностям в долгосрочной перспективе (значимость различий при р ≤ 0,03). Выявлено, что россияне оценивают свои личностные проекты как более трудные в реализации, важные, инициативные, требующие ответственности, автономии, связанные с самореализацией и позитивной оценкой других, по сравнению с проектами молодых испанцев (значимость различий при р≤0,003). Испанцы используют внутренние ресурсы для реализации проектов, а россияне — внешние (при р≤0,05). Полученные результаты дают возможность говорить о личностных проектах современных молодых людей как о растянутом во времени решении возрастных задач молодости, способы решения которых обусловлены социокультурными условиями.
Ключевые слова:
личностные проекты, молодость, семейный нарратив, возрастная задача, смысл, россияне, испанцы, COVID-19
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.