Личностные проекты молодых россиян и испанцев: сравнительный анализ

Авторы

  • Марина Клементьева Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Российская Федерация, 125993, Москва, Ленинградский пр., 49/2
  • Екатерина Рязанцева Тульский государственный университет, Российская Федерация, 300012, Тула, пр. Ленина, 92

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.205

Аннотация

В статье рассмотрены личностные проекты россиян и испанцев в возрасте 18–25 лет. Гипотезой исследования является предположение о том, что содержание и способы реализации личностных проектов обусловлены возрастными задачами и культурными условиями жизни. Представлены материалы эмпирического исследования, полученные на выборках: российской (n=102) и испанской (n=80). Измерены показатели важности, трудности, видимости, контроля, ответственности, адекватности времени, вероятности успеха, самоидентификации, взгляда Других, ценности, вовлеченности, компетенции, автономии и длительности личностных проектов, а также показатель темы и трансспективности проектов. Обнаружено, что целевое содержание личностных проектов молодых россиян и испанцев сходно (получение образования, трудоустройство, создание семьи и поддержка семейных отношений) и определено возрастными задачами молодости, а операциональные смыслы личностных проектов и способы их реализации имеют культурные отличия. Молодые испанцы ориентируют личностные проекты на конъюнктурные смыслы, актуальные ситуации пандемии (COVID-19) и помогающие утвердить аутентичность, а молодые россияне выбирают личностные проекты, которые соответствуют инструментальным ценностям в долгосрочной перспективе (значимость различий при р ≤ 0,03). Выявлено, что россияне оценивают свои личностные проекты как более трудные в реализации, важные, инициативные, требующие ответственности, автономии, связанные с самореализацией и позитивной оценкой других, по сравнению с проектами молодых испанцев (значимость различий при р≤0,003). Испанцы используют внутренние ресурсы для реализации проектов, а россияне — внешние (при р≤0,05). Полученные результаты дают возможность говорить о личностных проектах современных молодых людей как о растянутом во времени решении возрастных задач молодости, способы решения которых обусловлены социокультурными условиями.

Ключевые слова:

личностные проекты, молодость, семейный нарратив, возрастная задача, смысл, россияне, испанцы, COVID-19

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Борисенкова М. В., Володина Ю. А., Матяш Н. В. Проектная деятельность как механизм формирования социальной зрелости старшеклассников // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 75–78.

Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: становление субъективности в образовательных процессах. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.

Клементьева М. В. Проектная деятельность как ресурс личностно-профессионального развития студентов // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): [электронный научный журнал]. 2018. № 7 (июль). ART 2634. URL: http://www.emissia.org/offline/2018/2634.htm (дата обращения: 11.11.2020).

Москвичева Н. Л., Реан А. А., Костромина С. Н., Гришина Н. В., Зиновьева Е. В. Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и модели, транслируемой родителями // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 3. С. 5–18. http://doi.org/10.17759/ pse.2019240301

Рязанцева Е. Ю. Психометрические характеристики методики оценки личностных проектов // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): [электронный научный журнал]. 2019. № 12 (декабрь). ART 2803. URL: http://emissia.org/offline/2019/2803.htm (дата обращения: 13.11.2020).

Сапогова Е. Е. Экзистенциальная психология взрослости. М.: Смысл, 2013.

D’Angelo O. Proyecto de vida y desarrollo integral humano // Revista internacional crecemos. 2003. Vol. 6 (1). P. 1–31.

Arnett J. J. Emerging Adulthood: The Winding Road from the Late Teens through the Twenties. 2nd edition. Oxford, NY: Oxford University Press, 2015. http://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199795574.013.9

Davydenko M., Werner K. M., Milyavskaya M. Frozen Goals: Identifying and Defining a New Type of Goal // Collabra: Psychology. 2019. Vol. 5 (1). P. 17. http://doi.org10.1525/collabra.194

Emmons R. A. The psychology of ultimate concerns: motivation and spirituality in personality. New York; London: The Guilford Press, 1999.

Landberg M., Lee B., Noack P. What Alters the Experience of Emerging Adulthood? How the Experience of Emerging Adulthood Differs According to Socioeconomic Status and Critical Life Events // Emerging Adulthood. 2019. Vol. 7, no. 3. P. 208–222. http://doi.org/10.1177/2167696819831793

Little B. R., Salmela-Aro K., Phillips S. D. Personal Project Pursuit: Goals, Action, and Human Flourishing. Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 2007.

Little B. R. Personal projects analysis: Trivial pursuits, magnificent obsessions, and the search for coherence // Buss D. M, Cantor N. (eds.) Personality psychology: Resent trends and emerging directions. New York: Springer-Verlag, 1989. P. 15–31. http://doi.org/10.1007/978-1-4684-0634-4

Narrative and identity: studies in autobiography, self, and culture / J. Brockmeier, D. Carbaugh (eds.). Amsterdam: John Benjamins, 2001.

Salmela-Aro K., Aunola K., Nurmi J.-E. Personal goals during emerging adulthood: A 10-year follow up // Journal of Adolescent Research. 2007. Vol. 22 (6). P. 690–715. http://doi.org/ 10.1177/0743558407303978

References

Arnett, J. J. (2015). Emerging Adulthood: The Winding Road from the Late Teens through the Twenties. 2nd ed. Oxford, NY, Oxford University Press. http://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199795574.013.9

Borisenkova, M. V., Volodina, Ju. A., Matjash, N. V. (2015). Project activity as a mechanism for the formation of social maturity of high school students. Vestnik Brjanskogo gosudarstvennogo universiteta, 1, 75–78. (In Russian)

D’Angelo, O. (2003). Proyecto de vida y desarrollo integral humano. Revista internacional crecemos, 6 (1), 1–31.

Davydenko, M., Werner, K. M., Milyavskaya, M. (2019). Frozen goals: identifying and defining a new type of goal. Collabra: Psychology, 5 (1), 17. http://doi.org/10.1525/collabra.194

Emmons, R. A. (1999). The psychology of ultimate concerns: motivation and spirituality in personality. New York; London, The Guilford Press.

Isaev, E. I., Slobodchikov, V. I. (2013). Psychology of human education: Formation of subjectivity in educational processes. Moscow, St Tikhon’s Orthodox University Publ. (In Russian)

Landberg, M., Lee, B., Noack, P. (2019). What Alters the Experience of Emerging Adulthood? How the Experience of Emerging Adulthood Differs According to Socioeconomic Status and Critical Life Events. Emerging Adulthood, 7 (3), 208–222. http://doi.org/10.1177/2167696819831793

Little, B. R., Salmela-Aro, K., Phillips, S. D. (2007). Personal Project Pursuit: Goals, Action, and Human Flourishing. Lawrence Erlbaum Associates Publishers.

Little, B. R. (1989). Personal projects analysis: Trivial pursuits, magnificent obsessions, and the search for coherence. In: Buss D. M., Cantor N. (eds.) Personality psychology: Resent trends and emerging directions (pp. 15–31). New York: Springer-Verlag. http://doi.org/10.1007/978-1-4684-0634-4

Klementeva, M. V. (2018). Project activity as a resource for personal and professional development of students. Pis’ma v Jemissija.Offlajn (The Emissia. Offline Letters) , no. 7, ART 2634. Retrieved 01.11.2020 from: http://www.emissia.org/offline/2018/2634.htm (In Russian)

Moskvicheva, N. L., Rean, A. A., Kostromina, S. N., Grishina, N. V., Zinov’eva, E. V. (2019). Life models of young people: ideas about the future family and the model transmitted by parents. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, 24 (3), 5–18. http://doi.org/10.17759/pse.2019240301 (In Russian)

Narrative and identity: studies in autobiography, self, and culture. (2001). J. Brockmeier, D. Carbaugh (eds.). Amsterdam: John Benjamins.

Rjazanceva, E. Ju. (2019). Psychometric characteristics of the methodology for evaluating personal projects. Pis’ma v Jemissija. Offlajn (The Emissia. Offline Letters) , 12, ART 2803. Retrieved 13.11.2020 from: http://emissia.org/offline/2019/2803.htm (In Russian)

Salmela-Aro, K., Aunola, K., Nurmi, J.-E. (2007). Personal goals during emerging adulthood: A 10-year follow up. Journal of Adolescent Research, 22 (6), 690–715. http://doi.org/10.1177/0743558407303978

Sapogova, E. E. (2013). Existential psychology of adulthood. Moscow, Smysl Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

28.07.2021

Как цитировать

Клементьева, М., & Рязанцева, Е. (2021). Личностные проекты молодых россиян и испанцев: сравнительный анализ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 11(2), 179–195. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.205

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования