Российская версия шкалы оценки формирующейся взрослости (IDEA-R): особенности развития студентов

Авторы

  • Марина Клементьева Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Российская Федерация, 125993, Москва, Ленинградский пр., 49/2 https://orcid.org/0000-0002-8712-9282

Аннотация

Формирующаяся взрослость — новый переходный период развития человека 18–25 лет, который отличается рядом демографических и психологических характеристик, культурно и социально-экономически обусловленных. Ключевые аспекты формирующейся взрослости исследованы во многих развитых странах, кроме России, с помощью единственного инструмента — шкалы оценки формирующейся взрослости. Цель нашей работы — адаптация этой шкалы для российской выборки для ее последующего использования в кросс-культурных исследованиях, а также оценка ее психометрических свойств. Выборку составили данные, полученные от 410 студентов в возрасте 18–25 лет, обучающихся в российских вузах по направлениям бакалавриата и магистратуры. Измерены показатели: формирующейся взрослости (IDEA-R), удовлетворенности жизнью (шкала Э.Динера) и отношения к будущему (шкала Ф.Зимбардо). Эксплораторный факторный анализ показал, что шкала IDEA-R содержит 31 исходный пункт и имеет шестифакторную структуру: «Исследование идентичности / сосредоточенность на себе», «Негативность/нестабильность», «Личная свобода», «Эксперименты/возможности», «Чувство “между”», «Ориентация на других». Шкала обладает хорошими показателями надежности-согласованности (α Кронбаха=0,82) и надежности-устойчивости (при p=0,62). Выявлено, что с возрастом снижаются показатели «Эксперименты/возможности» (при p=0,001) и «Чувство “между”» (при p<0,001). Обнаружено, что с «удовлетворенностью жизнью» и «ориентацией на будущее» линейно отрицательно связана «Негативность/ нестабильность» (при p<0,001), а положительно — «Исследование идентичности/сосредоточенность на себе» (при p<0,001) и «Эксперименты/возможности» (при p<0,001), таким образом, студенты, обладающие оптимизмом, стремлением к биографическому экспериментированию и рефлексии, в меньшей степени тревожны и неуверенны, в большей степени психологически благополучны и обладают ясными целями на будущее. Опираясь на результаты, исследователи и практики могут использовать новый валидный и надежный инструментарий для изучения особенностей перехода к взрослой жизни среди российской молодежи, в том числе в контексте межкультурных сравнений.

Ключевые слова:

формирующаяся взрослость, развитие, студенты, психометрические свойства, Россия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература

Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. Т. 2: Развитие и воспитание личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.

Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003.

Безгодова С. А., Кулинченко А. В., Микляева А. В., Шаповал В. А. Ценностные предикторы взросления старших подростков в контексте их профессиональной самоопределенности: на примере курсантов Суворовского военного училища МВД России // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2021. № 18 (3). С. 592–606. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-3-592-606

Бурменская Г. В., Алмазова О. В., Карабанова О. А., Захарова Е. И., Долгих А. Г., Молчанов С. В., Садовникова Т. Ю. Эмоционально-смысловое отношение девушек к материнству // Консультативная психология и психотерапия. 2018. № 26 (4). С. 46–64. https://doi.org/10.17759/cpp.2018260404

Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2004.

Клементьева М. В. «Подлинное Я» как предиктор формирующейся взрослости студентов // Психологическая наука и образование. 2020. № 25 (3). С. 64–74. https://doi.org/10.17759/pse.2020250306

Манукян В. Р. Взросление молодежи: сепарация от родителей, субъективная взрослость и психологическое благополучие в возрасте 18–27 лет // Психологическая наука и образование. 2022. № 27 (3). С. 129–140. https://doi.org/10.17759/pse.2022270310

Мухина В. С. К юбилею В. С. Мухиной: Новый взгляд на концепцию возрастной психологии и феноменологии развития личности // Развитие личности. 2021. № 1. С. 8–131.

Нартова-Бочавер С. К. Психологическая суверенность как предиктор эмоциональной устойчивости в ранней и средней взрослости // Клиническая и специальная психология. 2015. № 4 (1). С. 15–28. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2015/n1/Nartova_Bochaver.shtml (дата обращения: 07.07.2022).

Полякова М. К., Харитонова Т. С., Стрижицкая О. Ю. Генеративность и ценностные ориентации в период вхождения во взрослость при разной выраженности переживания одиночества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. № 11 (4). С. 326–340. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.403

Сапогова Е. Е. Экзистенциальная психология взрослости. М.: Смысл, 2013.

Селезнева Е. В. Возрастные и культурные особенности представлений о возрастных границах молодости // Вестник Московского государственного областного университета. 2022. № 1. URL: https://www.evestnik-mgou.ru/jour/article/view/202 (дата обращения: 01.07.2022).

Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал. 2008. № 29 (3). С. 101–109.

Толстых Н. Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 23 (4). С. 7–24. https://doi.org/10.17759/cpp.2015230402

Arnett J. J. Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties // American Psychologist. 2000. No. 55. P. 469–480.

Arnett J. J. (ed.). The Oxford Handbook of Emerging Adulthood. Oxford; New York: Oxford University Press, 2005. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199795574.001.0001

Baggio S., Iglesias K., Studer J., Gmel G. A eight-item short form of the Inventory of Dimensions of Emerging Adulthood (IDEA) among young Swiss men // Evaluation & the health professions. 2015. No. 38 (2). P. 246–254. https://doi.org/10.1177/0163278714540681

Barlett C. P. Exploring the correlations between emerging adulthood, Dark Triad traits, and aggressive behavior // Personality and Individual Differences. 2016. No. 101. P. 293–298. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.05.061

Barlett C. P., Barlett N. D., Chalk H. M. Transitioning Through Emerging Adulthood and Physical Health Implications // Emerging Adulthood. 2020. No. 4. P. 297–305. https://doi.org/10.1177/2167696818814642

Beričić A., Erceg I. Emerging adulthood, identity status and parental control // Primenjena Psihologija. 2019. No. 12 (3). P. 305–326. https://doi.org/10.19090/pp.2019.3.305-326

Bleidorn W., Schwaba T. Personality development in emerging adulthood // Specht J. (ed.). Personality development across the lifespan. Oxford: Elsevier, 2017. P. 93–52. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-804674-6.00004-1

Crocetti E., Tagliabue S., Sugimura K., Nelson L., Takahashi A., Niwa T., Sugiura Y., Jinno M. Perceptions of emerging adulthood: A study with Italian and Japanese university students and young workers // Emerging Adulthood. 2015. No. 3 (4). P. 229–243. https://doi.org/10.1177/2167696815569848

Davis J. P., Dumas T. M., Briley D. A., Sussman S. A meta-analysis of the association between substance use and emerging adult development using the IDEA scale // The American Journal on Addictions. 2018. 27 (3). P. 166–176. https://doi.org/10.1111/ajad.12707

Dutra-Thomé L., Koller S. H. Brazilian version of the Inventory of the Dimensions of Emerging Adulthood: Investigating the current transition to adulthood // Trends in Psychology. 2017. No. 25 (3). P. 901–912. https://doi.org/10.9788/TP2017.3-01

Fierro D., Hernandez A. M. Emerging adulthood in Mexican and Spanish youth: Theories and realities // Journal of Adolescent Research. 2007. No. 22 (5). P. 476–503. https://doi.org/10.1177/0743558407305774

Hochberg Z. E., Konner M. Emerging adulthood, a pre-adult life-history stage // Frontiers in endocrinology. 2020. No. 10. P. 918. https://doi.org/10.3389/fendo.2019.00918

Gilmore K. Is emerging adulthood a new developmental phase? // Journal of the American Psychoanalytic Association. 2019. No. 67 (4). P. 625–653. https://doi.org/10.1177/0003065119868680

Kohútová V., Špajdel M., Dědová M. Emerging adulthood — an easy time of being? Meaning in life and satisfaction with life in the time of emerging adulthood // Studia Psychologica. 2021. No. 63 (3). P. 307–321. https://doi.org/10.31577/sp.2021.03.829

Landberg M., Lee B., Noack P. What alters the experience of emerging adulthood? How the experience of emerging adulthood differs according to socioeconomic status and critical life events // Emerging Adulthood. 2018. No. 7 (3). P. 208–222. https://doi.org/10.1177/2167696819831793

Leontopoulou S., Mavridis D., Giotsa A. Psychometric properties of the Greek Inventory of the Dimensions of Emerging Adulthood (IDEA): University student perceptions of developmental features // Journal of Adult Development. 2016. No. 23 (4). P. 226–244. http://dx.doi.org/10.1007/s10804-016-9239-4

Olmstead S. B. Are perceptions of the developmental features of emerging adulthood and endorsement of the hookup culture associated with number of different hookup partners and behaviors? // Archives of Sexual Behavior. 2020. No. 49 (4). P. 1163–1176. https://doi.org/10.1007/s10508-020-01658-2

Reifman A., Arnett J. J., Colwell M. J. Emerging adulthood: Theory, assessment and application // Journal of Youth Development. 2007. No. 2 (1). P. 37–48.

Reifman A., Oblad T., Niehuis S. Long-term psychological health among individuals pursuing emerging adulthood-type pathways in the 1950s and 1960s // Journal of adult development. 2017. No. 24 (2). P. 119–132. https://doi.org/10.1007/s10804-016-9251-8

Sánchez-Queija I., Parra Á., Camacho C., Arnett J. Spanish version of the Inventory of the Dimensions of Emerging Adulthood (IDEA-S) // Emerging Adulthood. 2020. No. 8 (3). P. 237–244. https://doi.org/10.1177/2167696818804938

Swanson J. Trends in literature about emerging adulthood: Review of empirical studies // Emerging Adulthood. 2016. No. 4 (6). P. 391–402. https://doi.org/10.1177/2167696816630468

Zorotovich J., Johnson E. I. Five dimensions of emerging adulthood: A comparison between college students, nonstudents, and graduates // College Student Journal. 2019. No. 53 (3). P. 376–384.


References

Anan’ev, B. G. (2007). Selected works on psychology. Vol. 2: Development and education of personality. St. Petersburg, St. Petersburg University Press. (In Russian)

Argyle, M. (2003). Psychology of happiness. St. Petersburg, Piter Publ. (In Russian)

Arnett, J. J. (2000). Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties. American Psychologist, 55, 469–480.

Arnett, J. J. (ed.). (2015). The Oxford Handbook of Emerging Adulthood. Oxford, New York, Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199795574.001.0001

Baggio, S., Iglesias, K., Studer, J., Gmel, G. (2015). A eight-item short form of the Inventory of Dimensions of Emerging Adulthood (IDEA) among young Swiss men. Evaluation & the health professions, 38 (2), 246–254. https://doi.org/10.1177/0163278714540681

Barlett, C. P. (2016). Exploring the correlations between emerging adulthood, Dark Triad traits, and aggressive behavior. Personality and Individual Differences, 101, 293–298. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.05.061

Beričić, A., Erceg, I. (2019). Emerging adulthood, identity status and parental control. Primenjena Psihologija, 12 (3), 305–326. https://doi.org/10.19090/pp.2019.3.305-326

Bezgodova, S. A., Kulinchenko, A. V., Miklyaeva, A. V., Shapoval, V. A. (2021). Value predictors of older adolescents’ growing-up in the context of their professional selfdetermination: A case study of cadets of the Suvorov Military School of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Ser. Psikhologiia i pedagogika, 18 (3), 592–606. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-3-592-606 (In Russian)

Burmenskaya, G. V., Almazova, O. V., Karabanova, O. A., Zakharova, E. I., Dolgikh, A. G., Molchanov, S. V., Sadovnikova, T. Yu. (2018). Girls’ emotional and meaningful attitude to motherhood. Konsul’tativnaia psikhologiia i psikhoterapiia, 26 (4), 46–64. https://doi.org/10.17759/cpp.2018260404 (In Russian)

Crocetti, E., Tagliabue, S., Sugimura, K., Nelson, L., Takahashi, A., Niwa, T., Sugiura, Y., Jinno, M. (2015). Perceptions of emerging adulthood: A study with Italian and Japanese university students and young workers. Emerging Adulthood, 3 (4), 229–243. https://doi.org/10.1177/2167696815569848

Davis, J. P, Dumas, T. M, Briley, D. A, Sussman, S. (2018). A meta-analysis of the association between substance use and emerging adult development using the IDEA scale. The American Journal on Addictions, 27 (3), 166–176. https://doi.org/10.1111/ajad.12707

Dutra-Thomé, L., Koller, S. H. (2017). Brazilian version of the Inventory of the Dimensions of Emerging Adulthood: Investigating the current transition to adulthood. Trends in Psychology, 25 (3), 901–912. https://doi.org/10.9788/TP2017.3-01

Fierro, D., Hernandez, A. M. (2007). Emerging adulthood in Mexican and Spanish youth: Theories and realities. Journal of Adolescent Research, 22 (5), 476–503. https://doi.org/10.1177/0743558407305774

Hochberg, Z. E., Konner, M. (2020). Emerging adulthood, a pre-adult life-history stage. Frontiers in endocrinology, 10, 918. https://doi.org/10.3389/fendo.2019.00918

Gilmore, K. (2019). Is emerging adulthood a new developmental phase? Journal of the American Psychoanalytic Association, 67 (4), 625–653. https://doi.org/10.1177/0003065119868680

Klementyeva, M. V. (2020). The “Authentic Self ” as a Predictor of Emerging Adulthood in Students. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie, 25 (3), 64–74. https://doi.org/10.17759/pse.2020250306 (In Russian)

Kohútová, V., Špajdel, M., Dědová, M. (2021). Emerging adulthood — an easy time of being? Meaning in life and satisfaction with life in the time of emerging adulthood. Studia Psychologica, 63 (3), 307–321. https://doi.org/10.31577/sp.2021.03.829

Landberg, M., Lee, B., Noack, P. (2018). What alters the experience of emerging adulthood? How the experience of emerging adulthood differs according to socioeconomic status and critical life events. Emerging Adulthood, 7 (3), 208–222. https://doi.org/10.1177/2167696819831793

Leontopoulou, S., Mavridis, D., Giotsa, A. (2016). Psychometric properties of the Greek Inventory of the Dimensions of Emerging Adulthood (IDEA): University student perceptions of developmental features. Journal of Adult Development, 23 (4), 226–244. http://dx.doi.org/10.1007/s10804-016-9239-4

Manukyan, V. R. (2022). Growing up of youth: Separation from parents, subjective adulthood and psychological well-being at the age of 18–27. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie, 27 (3), 129–140. https://doi.org/10.17759/pse.2022270310 (In Russian)

Mukhina, V. S. (2021). To the anniversary of V. S. Mukhina: A new look at the concept of developmental psychology and the phenomenology of personality development. Razvitie lichnosti, 1, 8–131. (In Russian).

Nartova-Bochaver, S. K. (2015). The psychological sovereignty as a predictor of emotional resilience in youth and early adulthood. Klinicheskaia i spetsial’naia psikhologiia, 4 (1), 15–28. Available at: https://psyjournals.ru/psyclin/2015/n1/Nartova_Bochaver.shtml (accessed: 07.07.2022). (In Russian)

Archives of Sexual Behavior, 49 (4), 1163–1176. https://doi.org/10.1007/s10508-020-01658-2

Polyakova, M. K., Kharitonova, T. S., Strizhitskaya, O. Yu. (2021). Generativity and value orientations during emerging adulthood: Moderating the role of loneliness. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 11 (4), 326–340. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.403 (In Russian)

Reifman, A., Arnett, J. J., Colwell, M. J. (2007). Emerging adulthood: Theory, assessment and application. Journal of Youth Development, 2 (1), 37–48.

Reifman, A., Oblad, T., Niehuis, S. (2017). Long-term psychological health among individuals pursuing emerging adulthood-type pathways in the 1950s and 1960s. Journal of adult development, 24 (2), 119–132. https://doi.org/10.1007/s10804-016-9251-8

Sánchez-Queija, I., Parra, Á., Camacho, C., Arnett, J. (2020). Spanish version of the Inventory of the Dimensions of Emerging Adulthood (IDEA-S). Emerging Adulthood, 8 (3), 237–244. https://doi.org/10.1177/2167696818804938

Sapogova, E. E. (2013). Existential psychology of adulthood. Moscow, Smysl Publ. (In Russian)

Selezneva, E. (2022). Age and cultural features of representations of the age boundaries of youth. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta, 1, 203–225. (In Russian). https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-1-1110 (In Russian)

Sircova, A., Sokolova, E., Mitina, O. (2008). Adaptation of Zimbardo Time Perspective Inventory. Psikhologigeskii Journal, 29, 101–109. (In Russian)

Swanson, J. (2016). Trends in literature about emerging adulthood: Review of empirical studies. Emerging Adulthood, 4 (6), 391–402. https://doi.org/10.1177/2167696816630468

Tolstykh, N. N. (2015). Modern maturation. Konsul’tativnaia psikhologiia i psikhoterapiia, 23 (4), 7–24. https://doi.org/10.17759/cpp.2015230402 (In Russian)

Vygotskii, L. S. (2004). Psychology of human development. Moscow, Smysl Publ. (In Russian)

Zorotovich, J., Johnson, E. I. (2019). Five dimensions of emerging adulthood: A comparison between college students, nonstudents, and graduates. College Student Journal, 53 (3), 376–384.

Загрузки

Опубликован

03.06.2023

Как цитировать

Клементьева, М. (2023). Российская версия шкалы оценки формирующейся взрослости (IDEA-R): особенности развития студентов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 13(2), 164–182. извлечено от https://psyjournal.spbu.ru/article/view/16162

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования