Особенности детско-родительского взаимодействия и характеристик поведения у детей с расстройствами аутистического спектра

Авторы

  • Наталья Плешкова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Оксана Татаренко Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, Российская Федерация, 356240, Ставропольский край, Шпаковский район, Михайловск, ул. Гагарина, 370
  • Денис Севрюгин Ставропольская краевая клиническая специализированная психиатрическая больница № 1, Российская Федерация, 355038, Ставрополь, ул. Ленина, 441

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.204

Аннотация

Представлено исследование особенностей и взаимосвязи характеристик поведения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и качества взаимодействия в паре «мать — ребенок». Ранее было показано, дети с РАС проявляют больше коммуникативной и социальной активности, имеют менее выраженные симптомы аутизма, если их родители демонстрируют высокий уровень чувствительности к потребностям детей и эмоционально вовлечены во взаимодействие с ними. Целью исследования стало изучение особенностей и взаимосвязи характеристик поведения детей с РАС и качества взаимодействия в паре «мать — ребенок». Участниками исследования выступили 29 детей с РАС (возраст 52,4 ± 8,9 месяца). В группу сравнения вошли 36 типично развивающихся детей (возраст 39,7 ± 12,1 месяцев). Детско- родительское взаимодействие изучалось при помощи метода PCERA, включавшего в себя видеозапись матери и ребенка. Характеристики поведения детей исследовались с использованием опросника CBCL/1½-5. Результаты продемонстрировали, что в группе детей с РАС пограничный/клинический уровень выраженности нарушений поведения по DSM-шкалам «Аффективные расстройства», «Устойчивые проблемы развития», «Дефицит внимания / Гиперактивность», «Оппозиционно-вызывающее поведение» и шкалам синдромов «Эмоциональная реактивность», «Тревожность/ Депрессивность», «Агрессивное поведение» связан с такими характеристиками взаимодействия матери с ребенком, как навязчивость, непредсказуемость, ригидность, нечувствительность к сигналам ребенка. В статье обсуждаются психологические механизмы выявленных взаимосвязей.

Ключевые слова:

аутизм, детско-родительское взаимодействие, CBCL/1½-5

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Вершинина Е. А., Сафарова Г. Л. О применении методов математической статистики в клинических и экспериментальных исследованиях // Успехи геронтологии. 2019. Т. 32. № 6. С. 1052–1062.

Влияние изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка / под ред. Р. Ж. Мухамедрахимова. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2009.

Галасюк И. Н., Киселев С. Ю. Взаимодействие родителей с ребенком раннего возраста с риском РАС: родительская отзывчивость // Cognitive Neuroscience — 2019: материалы международного форума. Екатеринбург, 6–7 ноября 2019 г. Екатеринбург: Издательство Урал. ун-та, 2020. С. 161– 163.

Колмагорова А. В., Слободская Е. Р., Киншт И. А. Оценка психического здоровья в раннем возрасте // Бюллетень СО РАМН. 2007. T. 125 (3). C. 46–52.

Плетенева М. В., Мухамедрахимов Р. Ж. Особенности взаимодействия детей раннего возраста с родителями в замещающих семьях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. Социология. Педагогика. 2013. Вып. 3. С. 22–31.

Стерн Д. Н. Межличностный мир ребенка: взгляд с точки зрения психоанализа и психологии раз- вития. СПб.: Восточноевропейский институт психоанализа, 2006.

Токарская Л. В., Лаврова М. А., Лазаускене З. С. Изучение особенностей нейрокогнитивного развития и специфики детско-родительского взаимодействия при семейном риске расстройств аутистического спектра (РАС) и синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) // Педагогическое образование в России. 2017. Вып. 11. С. 150–157.

Achenbach T. M., Rescorla L. A. Manual for the ASEBA Preschool Forms & Profiles. Burlington: University of Vermont, Research Center for Children, Youth & Families, 2000.

Baptista J. et al. Maternal Interactive Behaviours in Parenting Children with Williams Syndrome and Autism Spectrum Disorder: Relations with Emotional/Behavioural Problems / J. Baptista, A. Sampaio, I. Fachada, A. Osório, A. R. Mesquita, E. Garayzabal, I. Soares // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2018. Vol. 49 (1). P. 216–226. https://doi.org/10.1007/s10803-018-3715-6 170

Beebe B. et al. The origins of 12-month attachment: A microanalysis of 4-month mother — infant interaction / B. Beebe, J. Jaffe, S. Markese, K. Buck, H. Chen, P. Cohen, S. Feldstein // Attachment & Human Development. 2010. Vol. 12 (1–2). P. 3–141. https://doi.org/10.1080/14616730903338985

Belsky J., Bakermans-Kranenburg M. J., van IJzendoorn M. H. For Better and For Worse // Current Directions in Psychological Science. 2007. Vol. 16 (6). P. 300–304. https://doi.org/10.1111/j.1467- 8721.2007.00525.x

Bernabei P., Camaigni L., Levi G. An Evaluation of Early Development in Children with Autism and Pervasive Developmental Disorders from Home Movies: Preliminary Findings // Autism. 1998. Vol. 2 (3). P. 243–258. https://doi.org/10.1177/1362361398023003

Berthelot N. et al. Intergenerational Transmission of Attachment in Abused and Neglected Mothers: the Role of Trauma-Specific Reflective Functioning / N. Berthelot, K. Ensink, O. Bernazzani, L. Normandin, P. Luyten, P. Fonagy // Infant Mental Health Journal. 2015. Vol. 36 (2). P. 200–212. https://doi. org/10.1002/imhj.21499

Beurkens N. M., Hobson J. A., Hobson R. P. Autism Severity and Qualities of Parent — Child Relations // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2012. Vol. 43 (1). P. 168–178. https://doi.org/10.1007/ s10803-012-1562-4

Clark R. The Parent-Child Early Relational Assessment: A Factorial Validity Study // Educational and Psychological Measurement. 1999. Vol. 59 (5). P. 821–846. https://doi.org/10.1177/00131649921970161

Crittenden P. M. A Dynamic-Maturational Model of Attachment // Australian and New Zealand Journal of Family Therapy. 2006. Vol. 27 (2). P. 105–115. https://doi.org/10.1002/j.1467-8438.2006.tb00704.x Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders / American Psychiatric Association. 2013. https://doi.org/10.1176/appi.books.9780890425596

Hoffman C. D. et al. Parenting Stress and Closeness / C. D. Hoffman, D. P. Sweeney, D. Hodge, M. C. Lopez- Wagner, L. Looney // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2009. Vol. 24 (3). P. 178– 187.

Levy G. et al. Disrupted maternal communication and attachment disorganization in children with autism spectrum disorder / G. Levy, D. Oppenheim, N. Koren-Karie, I. Ariav-Paraira, N. Gal, N. Yirmiya // Attachment & Human Development. 2019. Vol. 22 (5). P. 568–581. https://doi.org/10.1080/14616734.20 19.1666287

Oppenheim D. et al. Maternal Insightfulness and Resolution of the Diagnosis Are Associated with Secure Attachment in Preschoolers with Autism Spectrum Disorders / D. Oppenheim, N. Koren-Karie, S. Dolev, N. Yirmiya // Child Development. 2009. Vol. 80 (2). P. 519–527. https://doi.org/10.1111/j.1467- 8624.2009.01276.x

Pleshkova N. L., Muhamedrahimov R. J. Quality of attachment in St Petersburg (Russian Federation): A sample of family-reared infants // Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2010. Vol. 15 (3). P. 355–362. https://doi.org/10.1177/1359104510365453

Rozga A. et al. A short-term longitudinal study of correlates and sequelae of attachment security in autism / A. Rozga, E. Hesse, M. Main, R. Duschinsky, L. Beckwith, M. Sigman // Attachment & Human Development. 2017. Vol. 20 (2). P. 160–180.
https://doi.org/10.1080/14616734.2017.1383489

Rutgers A. H. et al. Autism and attachment / A. H. Rutgers, M. H. van IJzendoorn, M. J. Bakermans-Kranenburg, S. H. N. Swinkels // Autism. 2007. Vol. 11 (2). P. 187–200. https://doi.org/10.1177/1362361307075713

Ruble L. et al. Caregiver Responsiveness and Social Interaction Behaviors of Young Children with Autism / L. Ruble, A. McDuffie, A. S. King, D. Lorenz // Topics in Early Childhood Special Education. 2008. Vol. 28 (3). P. 158–170. https://doi.org/10.1177/0271121408323009

Siller M., Sigman M. Modeling longitudinal change in the language abilities of children with autism: Parent behaviors and child characteristics as predictors of change // Developmental Psychology. 2008. Vol. 44 (6). P. 1691–1704. https://doi.org/10.1037/a0013771

Syrjänen M. et al. Attachment and sensitivity among parents with ADHD — a multiple-case study / M. Syrjänen, A. Hautamäki, N. Pleshkova, S. Maliniemi // Emotional and Behavioural Difficulties. 2019. Vol. 24 (2). P. 156–166. https://doi.org/10.1080/13632752.2019.1602985

References

Achenbach, T. M., Rescorla, L. A. (2000). Manual for the ASEBA Preschool Forms & Profiles. Burlington, VT: University of Vermont, Research Center for Children, Youth & Families. American Psychiatric Association (2013). Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. https://doi. org/10.1176/appi.books.9780890425596

Baptista, J., Sampaio, A., Fachada, I., Osório, A., Mesquita, A. R., Garayzabal, E., Soares, I. (2018). Maternal Interactive Behaviours in Parenting Children with Williams Syndrome and Autism Spectrum Disorder: Relations with Emotional/Behavioural Problems. Journal of Autism and Developmental Disorders, 49 (1), 216–226. https://doi.org/10.1007/s10803-018-3715-6

Beebe, B., Jaffe, J., Markese, S., Buck, K., Chen, H., Cohen, P., Feldstein, S. (2010). The origins of 12-month attachment: A microanalysis of 4-month mother — infant interaction. Attachment & Human Development, 12 (1–2), 3–141. https://doi.org/10.1080/14616730903338985

Belsky, J., Bakermans-Kranenburg, M. J., van IJzendoorn, M. H. (2007). For Better and For Worse. Current Directions in Psychological Science, 16 (6), 300–304. https://doi.org/10.1111/j.1467- 8721.2007.00525.x

Bernabei, P., Camaigni, L., Levi, G. (1998). An Evaluation of Early Development in Children with Autism and Pervasive Developmental Disorders from Home Movies: Preliminary Findings. Autism, 2 (3), 243–258. https://doi.org/10.1177/1362361398023003

Berthelot, N., Ensink, K., Bernazzani, O., Normandin, L., Luyten, P., Fonagy, P. (2015). Intergenerational Transmission of Attachment in Abused and Neglected Mothers: the Role of Trauma-Specific Reflective Functioning. Infant Mental Health Journal, 36 (2), 200–212.
https://doi.org/10.1002/imhj.21499

Beurkens, N. M., Hobson, J. A., Hobson, R. P. (2012). Autism Severity and Qualities of Parent — Child Relations. Journal of Autism and Developmental Disorders, 43 (1), 168–178. https://doi.org/10.1007/ s10803-012-1562-4

Clark, R. (1999). The Parent-Child Early Relational Assessment: A Factorial Validity Study. Educational and Psychological Measurement, 59 (5), 821–846. https://doi.org/10.1177/00131649921970161

Crittenden, P. M. (2006). A Dynamic-Maturational Model of Attachment. Australian and New Zealand Journal of Family Therapy, 27 (2), 105–115. https://doi.org/10.1002/j.1467-8438.2006.tb00704.x

Galasiuk, N. I., Kiselev, S. Yu (2019). Parents interaction with a child with risk to ASD development: parental sensitivity. Cognitive Neuroscience — 2019. November 6–7. Ekaterinburg. (In Russian)

Hoffman, C. D., Sweeney, D. P., Hodge, D., Lopez-Wagner, M. C., Looney, L. (2009). Parenting Stress and Closeness. Focus on Autism and Other Developmental Disabilities, 24 (3), 178–187. https://doi. org/10.1177/1088357609338715

Kolmagorova, A. V., Slobodskaya, E. R., Kinsht, I. A. (2007). Mental Health Assessment in Early Childhood. Bulleten’ SO RAMN, 125 (3), 46–52. (In Russian)

Levy, G., Oppenheim, D., Koren-Karie, N., Ariav-Paraira, I., Gal, N., Yirmiya, N. (2019). Disrupted maternal communication and attachment disorganization in children with autism spectrum disorder. Attachment & Human Development, 22 (5), 568–581. https://doi.org/10.1080/14616734.2019.1666 287

Oppenheim, D., Koren-Karie, N., Dolev, S., Yirmiya, N. (2009). Maternal Insightfulness and Resolution of the Diagnosis Are Associated with Secure Attachment in Preschoolers with Autism Spectrum Disorders. Child Development, 80 (2), 519–527. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2009.01276.x

Pleshkova, N. L., Muhamedrahimov, R. J. (2010). Quality of attachment in St Petersburg (Russian Federation): A sample of family-reared infants. Clinical Child Psychology and Psychiatry, 15 (3), 355–362. https://doi.org/10.1177/1359104510365453

Pleteneva, М. V., Muhamedrahimov, R. Zh. (2013). Interaction between infants and parents in substitute families. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology. Sociology. Pedagogy, 3, 22–31. (In Russian)

Rozga, A., Hesse, E., Main, M., Duschinsky, R., Beckwith, L., Sigman, M. (2017). A short-term longitudinal study of correlates and sequelae of attachment security in autism. Attachment & Human Development, 20 (2), 160–180. https://doi.org/10.1080/14616734.2017.1383489

Rutgers, A. H., Van IJzendoorn, M. H., Bakermans-Kranenburg, M. J., Swinkels, S. H. N. (2007). Autism and attachment. Autism, 11 (2), 187–200. https://doi.org/10.1177/1362361307075713

Ruble, L., McDuffie, A., King, A. S., Lorenz, D. (2008). Caregiver Responsiveness and Social Interaction Behaviors of Young Children with Autism. Topics in Early Childhood Special Education, 28 (3), 158–170. https://doi.org/10.1177/0271121408323009

Siller, M., Sigman, M. (2008). Modeling longitudinal change in the language abilities of children with autism: Parent behaviors and child characteristics as predictors of change. Developmental Psychology, 44 (6), 1691–1704. https://doi.org/10.1037/a0013771

St. Petersburg — USA Orphanage Research Team. The Effects of Early Social-Emotional and Relationship Experience on the Development of Young Orphanage Children. (2008) Monographs of the Society for Research in Child Development, 73 (3). https://doi.org/10.1111/j.15405834.2008.00483.x

Stern, D. N. (1985). The interpersonal world of the infant. A view from psychoanalysis and developmental psychology. London, Basic Books. https://doi.org/10.4324/9780429482137

Syrjänen, M., Hautamäki, A., Pleshkova, N., Maliniemi, S. (2019). Attachment and sensitivity among parents with ADHD — a multiple-case study. Emotional and Behavioural Difficulties, 24 (2), 156–166. https://doi.org/10.1080/13632752.2019.1602985

Tokarskaya, L. V., Lavrova, M. A., Lazauskene, Z. S. (2017). The study of neuro-cognitive development and specifics of child-parent cooperation in case of genetic risk of autism and ADHD in the family. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 11, 150–157. (In Russian)

Vershinina, E. A., Safarova, G. L. (2019). On the use of mathematical statistics methods in clinical and experimental studies. Uspehi gerontologii, 32 (6), 1052–1062. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

27.07.2021

Как цитировать

Плешкова, Н., Татаренко, О. ., & Севрюгин, Д. (2021). Особенности детско-родительского взаимодействия и характеристик поведения у детей с расстройствами аутистического спектра. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 11(2), 162–178. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.204

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования