Formation and development of educational psychology

Authors

  • Нина Валентиновна Бордовская Saint Petersburg State University, 7–9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
  • Светлана Николаевна Костромина Saint Petersburg State University, 7–9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

Abstract

The article reveals the origin and peculiarities of educational psychology in the course of its formation as an integral field of scientific psychological knowledge. Interdisciplinary character of the educational psychology development is described, revealing its connection to pedagogical psychology and developmental psychology, social psychology and counseling psychology, pedagogy and philosophy of education. The purpose of educational psychology is specified and its tasks are defined. In addition, it presents an attempt to determine the problem-subject field of research. The practical aspect of psychology in education is emphasized and characterized.

Keywords:

educational psychology, mission and objectives of educational psychology, problemsubject field of research, psychology in education

Downloads

Download data is not yet available.

References

Литература

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704 с.

Бордовская Н. В. Диалектика педагогического исследования. СПб., 2001. 512 с.

Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2011. 608 с.

Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993. 187 с.

Асмолов А. Г. ХХI век: Психология в век психологии // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 3–12.

Педагогическая психология: учеб. пособие / под ред. Л. А. Регуш, А. А. Орловой. СПб.: Питер, 2010. 416 с.

Казанская В. Г. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2005. 366 с.

Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов/Д., 1997. 480 с.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 240 с.

Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. М.: Инноватор — Bennet college, 1997. С. 177–184.

Рубцов В. В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний (к определению предмета экологической психологии) // Вторая Российская конференция по экологической психологии. М., 2000. С. 169–172.

Панов В. И. Образовательная среда как предмет экопсихологии развития. М., 2000. .

Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. М., 2005. 216 с.

Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 271 с.

Костромина С. Н. Психология диагностической деятельности в образовании. СПб.: Наука, 2007. 489 с.

Костромина С. Н. Психологические условия становления личности профессионала // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 12. 2008. Вып. 4. С. 323–335.

Орлов А. Б. Психология личности и сущности: парадигмы, проекции, практики. М: Логос, 1995. 224 с.

Гулина М. А. Основы индивидуального психологического консультирования. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 270 с.

Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Академия, 2001. 208 с.

Пежемская Ю. С. Психологические детерминанты успеха и неуспеха в учебной деятельности // Педагогическая психология / под ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой. СПб.: Питер, 2010.

Колеченко А. К. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе. СПб.: СПбГУПМ, 1998. 370 с.

Казакова Е. И. Социальная реабилитация детей в условиях разных образовательных учреждений. СПб., 1998.

Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998. 298 с.

Битянова М. Р. Профессия — школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. М.: Генезис, 2000. 112 с.

Костромина С. Н. Психологическое сопровождение в системе образования // Тенденции развития и модернизации современного образования // Вестник Северо-Западного отделения РАО. Вып. 7. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. С. 23–36.

Костромина С. Н. Исследование процесса решения диагностических задач практическим психологом: дис. … канд. психол. наук. М., 1997. 184 с.

Осипова А. А. Общая психокоррекция: учеб. пособие. М.: Сфера, 2002. 510 с.

Степанов В. Г. Психология трудных школьников: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 336 с.

Слободяник Н. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие. М.: Генезис, 2003. 204 с.

Семаго М. М. Психологический диагноз как основа эффективного психологического сопровождения детей с трудностями обучения и социальной дезадаптации. М., 2004.

Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике. М.: Ось-89, 2007. 96 с.

Берулава Г. А. Методические основы деятельности практического психолога. М.: Высшая школа, 2003. 61 с.

Битянова М. Р. Система развивающей работы школьного психолога // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». 2004. Сент. (№ 34). С. 14–19.

Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. 4-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2004. 592 с.

Пахальян В. Э. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 38–44.

Сартан Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей. М.: Сфера, 2002. 128 с. .

Степанова М. А. Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы // Вопросы психологии. 2004. № 4. С. 91–101.

Ардашкин И. Б. Проблемоцентризим в познании как основание междисциплинарности научного знания // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: сб. статей Международной научной конференции: в 5 т. Магнитогорск: МаГУ, 2009. Вып. 4. Т. 1. С. 29–34.

Published

2019-08-15

How to Cite

Бордовская, Н. В., & Костромина, С. Н. (2019). Formation and development of educational psychology. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, (2), 13–30. Retrieved from https://psyjournal.spbu.ru/article/view/5595

Most read articles by the same author(s)