Структурно-функциональная модель терминологической компетентности специалиста

Авторы

  • Nina Valentinovna Bordovskaia Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Елена Анатольевна Кошкина Гуманитарный институт Север-ного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова, Российская Федерация, 163002, Архангельск, наб. Северной Двины, 17

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.408

Аннотация

В статье обосновываются значимость терминологической подготовки в профессиональной деятельности и коммуникации, необходимость овладения терминологической компетентностью как важнейший показатель профессионализма и фактор повышения качества профессиональной коммуникации. Содержательно раскрыта методология изучения терминологической компетентности, выявлены и описаны ее существенные характеристики. Уточнено содержа-ние терминологической компетентности и ее функции, а также место в классификационной системе компетентностей современного специалиста. Раскрыта связь между терминологической и языковой, информационной и профессиональной компетентностью. Разработана и описана структурно-функциональная модель терминологической компетентности специа-листа как теоретическая основа изучения, продемонстрированы показатели проявления ее компонентов — предметно-познавательного, интеллектуально-рефлексивного и коммуникативно-языкового. Структурно-функциональная модель терминологической компетентности специалиста важна для разработки методики ее изучения и отбора методического инструмен-тария.

Ключевые слова:

термин, терминология, терминологическая компетентность, модель терминологической компетентности специалиста

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Чурилова И. Н. Профессиональная терминология как средство профессиональной коммуникации в подготовке специалистов в области театрального искусства // Вестник науки Сибири. 2015. Специальный выпуск (15). С. 223–229.

Бутылов Н. В. Роль специальной терминологии в формировании профессиональной компетенции лингвиста переводчика // Исследования в контексте профессиональной коммуникации. Коллективная монография / отв. ред. О. А. Дронова. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество». 2014. С. 309–314.

Ермолаева Ж. Е., Герасимова И. Н. Создание учебного тематического и терминологического словаря по дисциплине «Экология» для курсантов/студентов и слушателей (на материале Академии ГПС МЧС России) // Матер. 16-й междунар. науч.-практ. конф. «Теоретические и методологические проблемы современного образования». М.: Спецкнига, 2014. С. 106–113.

Нестерская Л. А., Норейко Л. Н. Сферы функционирования экономической лексики русского языка (от языка специальности к языку прессы) // Матер. X междунар. конгресса международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы «Русское слово в мировой культуре». (30 июня — 5 июля 2003 г.). Пленарные заседания: сб. докладов. В 2 т. / под ред. Е. Е. Юркова. Н. О. Ро-гожиной. СПб.: Политехника, 2003. Т. I. С. 164–168.

Грибан О. Н. Сущность и структура информационной компетентности студентов педагогиче-ского вуза // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Екатеринбург: СВ-96, 2012. Вып. 7. С. 336–344.

Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 20.06.2016).

Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования // Народное образование. 2003. No 2. С. 58–64.

Ильиных С. А., Алтухова Т. А. Методическое изучение профессиональных компетенций представителей государственных органов власти: коммуникативный аспект // Теория и практика общественного развития. 2014. No 1. С. 78–81.

Даниленко В. П. Лексика языка науки. Терминология: автореф. дис... д-ра филол. наук. М., 1977. 41 с.

Лейчик В. М. Терминоведение: предмет, методы, структура. М.: Изд-во ЛКИ. 2007. 256 с.

Филиппович Ю. Н., Прохоров А. В. Семантика информационных технологий: опыты словар-но-тезаурусного описания. М.: МГУП, 2002. 368 с.

Чошанов М. A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. М.: На-родное образование, 1996. 160 с.

Вышегуров С. Х. Терминологическая компетенция как требование профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2012. No 4 (7). С. 89–97.

Титова Е. В. Терминологический анализ как метод и задача исследования // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. Июнь 2010, ART 1425. URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1425.htm (дата обращения: 22.03.2016).

Дружилов С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. 2005. No 8. С. 26–44.

Ермолаева Ж. Е. Формирование терминологической культуры курсантов и слушателей академии государственной противопожарной службы МЧС России направления подготовки «Пожарная безопасность» // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. T. 6, No 6, ч. 2.С. 85–88


References

Churilova I. N. Professional’naia terminologiia kak sredstvo professional’noi kommunikatsii v podgotovke spetsialistov v oblasti teatral’nogo iskusstva [Professional terminology as the means of professional communication in training of specialists in performing arts]. Vestnik nauki Sibiri [ Scientific Bulletin of Siberia], 2015, Special issue (15), pp. 223–229. (In Russian)

Butylov N. V. Rol’ spetsial’noi terminologii v formirovanii professional’noi kompetentsii lingvista perevodchika [Role of special terminology in development of professional competence of linguists-translators]. Issledovaniia v kontekste professional’noi kommunikatsii. Kollektivnaia monografiia [ Multi-authored monograph]. Ed. by O. A. Dronova. Tambov, TROO Biznes-Nauka-Obshchestvo Publishers, 2014, pp. 309–314. (In Russian)

Ermolaeva Zh. E., Gerasimova I. N. Sozdanie uchebnogo tematicheskogo i terminologicheskogo slovaria po distsipline «Ekologiia» dlia kursantov/studentov i slushatelei (na materiale Akademii GPS MChS Rossii) [Development of topical and terminological training vocabulary on the subject of ecology for trainees/students and course attendees (based on materials of the State Fire Department Academy of the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation]. Mater. 16-i mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Teoreticheskie i metodologicheskie problemy sovremennogo obrazovaniia» [ Proceedings of the 16th International Research-to-Practice Conference “Theoretical and Methodological Problems of Modern Education” ]. Moscow, Spetskniga Publ., 2014, pp. 106–113. (In Russian)

Nesterskaia L. A., Noreiko L. N. Sfery funktsionirovaniia ekonomicheskoi leksiki russkogo iazyka (ot iazyka spetsial’nosti k iazyku pressy) [Functional domains of fi nancial lexicon (from professional language to media language)]. Mater. X mezhdunar. kongressa mezhdunarodnoi assotsiatsii prepodavatelei russkogo iazyka i literatury «Russkoe slovo v mirovoi kul’ture». 30 iiunia — 5 iiulia 2003 g. Plenarnye zasedaniia: sb. dokladov. V 2 t. [ Proceedings of the Xth International Congress of International Association of Teachers of Russian Language and Literature “Russian Word in the World Culture” . June 30 — July 5, 2003. Plenary sessions: collection of reports. In two volumes. Vol. I]. Eds Ye. Ye. Yurkov, N. O. Rogozhin. St. Petersburg, Politehnika Publ,. 2003, pp. 164-168. (In Russian)

Griban O. N. Sushchnost’ i struktura informatsionnoi kompetentnosti studentov pedagogicheskogo vuza [Subject-matter and structure of informational competence of students of a pedagogical higher education institutions]. Poniatiinyi apparat pedagogiki i obrazovaniia: sb. nauch. tr. [ Conceptual framework of pedagogy and education: collection of studies] Eds Ye. V. Tkachenko, M. A. Galaguzova. Yekaterinburg, SV-96, 2012, issue 7, pp. 336 344. (In Russian)

Khutorskoi A. V. Opredelenie obshchepredmetnogo soderzhaniia i kliuchevykh kompetentsii kak kharakteristika novogo podkhoda k konstruirovaniiu obrazovatel’nykh standartov [Defining general-subject content and key competencies as characteristics of a new approach to designing educational standards]. Internet-zhurnal «Eidos» [ Online journal Edios]. 2002. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (accessed: 20.06.2016). (In Russian)

Khutorskoi A. V. Kliuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannogo obrazovaniia [Key competencies as a component of person-oriented education]. Narodnoe obrazovanie [ Popular Education], 2003, no. 2, pp. 58–64. (In Russian)

Il’inykh S. A., Altukhova T. A. Metodicheskoe izuchenie professional’nykh kompetentsii predstavitelei gosudarstvennykh organov vlasti: kommunikativnyi aspekt [Methodical study of professional competencies of representatives of government authorities: the aspect of communication]. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia [ Theory and practice of social development], 2014, no. 1, pp. 78–81. (In Russian)

Danilenko V. P. Leksika iazyka nauki. Terminologiia. Authoref. diss. dokt. filol. nauk. [ Vocabulary of scientific language. Terminology. Thesis of dokt. filol. sci. diss. ]. Moscow, 1977. 41 p. (In Russian)

Leichik V. M. Terminovedenie: predmet, metody, struktura [ Terminology studies: subject, methods, structure]. Moscow, LKI Publ., 2007. 256 p. (In Russian)

Filippovich Iu. N., Prokhorov A. V. Semantika informatsionnykh tekhnologii: opyty slovarno-tezaurusnogo opisaniia [ Semantics of information technology: Experiments with thesaurus and dictionary definitions]. Moscow, MGUP Publ., 2002. 368 p. (In Russian).

Choshanov M. A. Gibkaia tekhnologiia problemno-modul’nogo obucheniia: metodicheskoe posobie [ Flexible technique of problem-modular teaching: Study guide]. Moscow, Narodnoe obrazovanie Publ., 1996. 160 p. (In Russian)

Vyshegurov S. Kh. Terminologicheskaia kompetentsiia kak trebovanie professional’nogo obrazovaniia [Terminological competence as requirement of professional education]. Professional’noe obrazovanie v sovremennom mire [ Professional education in today’s world], 2012, no. 4(7), pp. 89–97. (In Russian)

Titova E. V. Terminologicheskii analiz kak metod i zadacha issledovaniia [Terminology analysis as method and target of research]. Pis’ma v Emissiia. Offlain (The Emissia. Offline Letters): elektronnyi nauchnyi zhurnal. Iiun’ 2010, ART 1425 [ The Emissia. Offline Letters: Online Science Journal. June 2010, ART 1425]. Available at: http://www.emissia.org/offl ine/2010/1425.htm (accessed: 22.03.2016).

Druzhilov S. A. Professional’naia kompetentnost’ i professionalizm pedagoga: psikhologicheskii podkhod [Professional competence and professionalism of a pedagogue: psychological approach]. Sibir’. Filosofiia. Obrazovanie [ Siberia. Philosophy. Education], 2005, no. 8, pp. 26–44. (In Russian)

Ermolaeva Zh. E. Formirovanie terminologicheskoi kul’tury kursantov i slushatelei akademii gosu-darstvennoi protivopozharnoi sluzhby MChS Rossii napravleniia podgotovki «Pozharnaia bezopasnost’» [Fostering of terminological culture in cadets and students of the State Fire Department Academy of the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation within “Fire Safety” training course]. Istoricheskaia i sotsial’no-obrazovatel’naia mysl’ [ Historical and socio-educational notion], 2014, vol. 6, no. 6, part 2, pp. 85–88.(In Russian)

Загрузки

Опубликован

18.04.2019

Как цитировать

Bordovskaia, N. V., & Кошкина, Е. А. (2019). Структурно-функциональная модель терминологической компетентности специалиста. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, (4), 97–109. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.408

Выпуск

Раздел

Педагогическая психология