Имплицитное научение в условии диадного взаимодействия

Авторы

  • Роман Вадимович Тихонов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Надежда Владимировна Морошкина Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.406

Аннотация

Изучалос ь влияние диадного взаимодействия на применение имплицитных знаний в за-даче перцептивной категоризации. На первом этапе участники выполняли задачу по запоми-нанию изображений из целевой категории, а на втором и третьем этапах классифицировали новые стимулы. В диадном условии второй этап выполнялся в паре с другим участником, а третий — индивидуально. В индивидуальном условии участники самостоятельно проходили все три этапа. Имплицитные знания проявились в обоих условиях, но их устойчивость во времени была выше после работы в парах. Уровень осведомленности о неявной закономерности в обоих условиях оказался крайне низким, однако участники диад упоминали меньше нерелевантных характеристик стимулов в качестве значимых в постэкспериментальном опросе. Полученные результаты свидетельствуют о том, что диадное взаимодействие способствует применению имплицитных знаний.

Ключевые слова:

имплицитное научение, перцептивная категоризация, вербализация, диадное взаимодействие, групповые суждения, социальная верификация

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Ashby F. G., Maddox W. T. Human Category Learning // Annual Review of Psychology. 2005. Vol. 56, N 1. P. 149–178.

Hart A. Knowledge Acquisition for Expert Systems // Knowledge, Skill and Artifi cial Intelligence. 1988. London: Springer. P. 103–111.

Червинская К. Р. Извлечение экспертных знаний: трудности и пути их разрешения // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2009. No 3–2. С. 23–33.

Морошкина Н. В., Иванчей И. И. Имплицитное научение: исследование соотношения осознаваемых и неосознаваемых процессов в когнитивной психологии // Методология и история психологии. 2012. Т. 7, вып. 4. С. 109–131.

Wilson T. D., Schooler J. W. Thinking too much: Introspection can reduce the quality of preferences and decisions. // Journal of Personality and Social Psychology. 1991. Vol. 60, N 2. P. 181–192.

Schooler J. W., Engstler-Schooler T. Y. Verbal overshadowing of visual memories: Some things are better left unsaid // Cognitive Psychology. 1990. Vol. 22, N 1. P. 36–71.

Flegal K. E., Anderson M. C. Overthinking skilled motor performance: Or why those who teach can’t do // Psychonomic Bulletin & Review. 2008. Vol. 15, N 5. P. 927–932.

Melcher J. M., Schooler J. W. Perceptual and conceptual training mediate the verbal overshadowing effect in an unfamiliar domain // Memory & Cognition. 2004. Vol. 32, N 4. P. 618–631.

Melcher J. M., Schooler J. W. The misremembrance of wines past: Verbal and perceptual expertise differentially mediate verbal overshadowing of taste memory // Journal of memory and language. 1996. Vol. 35, N 2. P. 231–245.

Chin J. M., Schooler J. W. Why do words hurt? Content, process, and criterion shift accounts of verbal overshadowing //European Journal of Cognitive Psychology. 2008. Vol. 20, N 3. P. 396–413.

Festinger L. A Theory of Social Comparison Processes // Human Relations. 1954. Vol. 7, N 2. P. 117–140.

Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.13. Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии (в жанре научной революции). СПб.: Печатный двор, 1993. 325 с.

Ross M., Spencer S. J., Blatz C. W., Restorick E. Collaboration reduces the frequency of false memories in older and younger adults // Psychology and Aging. 2008. Vol. 23, N 1. P. 85–92.

Hamilton R. W., Puntoni S., Tavassoli N. T. Categorization by groups and individuals // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2010. Vol. 112, N 1. P. 70–81.

Гершкович В. А., Морошкина Н. В., Науменко О. В., Аллахвердов В. М. Социальная верификация гипотез при решении задач высокой степени неопределенности // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. М.: Изд-во Ин-та психол. РАН, 2010. С. 372–376.

Galton F. Vox Populi // Nature. 1907. Vol. 75, N 1949. P. 450–451.18. Peirce J. W. PsychoPy — psychophysics software in Python // Journal of neuroscience methods. 2007. Vol. 162, N 1. P. 8–13.

Иванчей И. И. Влияние противоречивой обратной связи на осознание имплицитного знания // Теоретические и прикладные проблемы психологии мышления: матер. Третьей конф. молодых ученых памяти К. Дункера. М.: РГГУ, 2012. С. 66–72.

Jacoby L. L. A process dissociation framework: Separating automatic from intentional uses of mem-ory // Journal of Memory and Language. 1991. Vol. 30, N 5. P. 513–541.

Mealor A. D., Dienes Z. Explicit feedback maintains implicit knowledge // Consciousness and Cognition. 2013. Vol. 22, N 3. P. 822–832.

Nihei Y., Terashima M., Suzuki I., Morikawa S. Why are four eyes better than two? Effects of collabo-ration on the detection of errors in proofreading // Japanese Psychol Res Japanese Psychological Research. 2002. Vol. 44, N 3. P. 173–179.

Meissner C. A., Brigham J. C., Kelley C. M. The influence of retrieval processes in verbal overshadowing // Memory and Cognition. 2001. Vol. 29, N 1. P. 176–186.


References

Ashby F. G., Maddox W. T. Human Category Learning. Annual Review of Psychology, 2005, vol. 56, no. 1, pp. 149–178.

Hart A. Knowledge Acquisition for Expert Systems. Knowledge, Skill and Artificial Intelligence. London, Springer Publ., 1988, pp. 103–111.

Chervinskaja K. R. Izvlechenie jekspertnyh znanij: trudnosti i puti ih razreshenija [Expert knowledge acquisition: challenges and solutions]. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 12, 2009, issue 3, no. 2, pp. 23–33. (In Russian)

Moroshkina N. V., Ivanchej I. I. Implicitnoe nauchenie: issledovanie sootnoshenija osoznavaemyh i neosoznavaemyh processov v kognitivnoj psihologii [Implicit Learning: A Study of Relationships Between Conscious and Unconscious Processes in Cognitive Psychology]. Metodologiia i istoriia psikhologii [Methodology and History of Psychology], 2012, no. 4, pp. 109–131. (In Russian)

Wilson T. D., Schooler J. W. Thinking too much: Introspection can reduce the quality of preferences and decisions. Journal of Personality and Social Psychology, 1991, vol. 60, no. 2, pp. 181–192.

Schooler J. W., Engstler-Schooler T. Y. Verbal overshadowing of visual memories: Some things are better left unsaid. Cognitive Psychology, 1990, vol. 22, no. 1, pp. 36–71.

Flegal K. E., Anderson M. C. Overthinking skilled motor performance: Or why those who teach can’t do. Psychonomic Bulletin & Review, 2008, vol. 15, no. 5, pp. 927–932.

Melcher J. M., Schooler J. W. Perceptual and conceptual training mediate the verbal overshadowing effect in an unfamiliar domain. Memory & Cognition, 2004, vol. 32, no. 4, pp. 618–631.

Melcher J. M., Schooler J. W. The misremembrance of wines past: Verbal and perceptual expertise differentially mediate verbal overshadowing of taste memory. Journal of memory and language, 1996, vol. 35, no. 2, pp. 231–245.

Chin J. M., Schooler J. W. Why do words hurt? Content, process, and criterion shift accounts of verbal overshadowing. European Journal of Cognitive Psychology, 2008, vol. 20, no. 3, pp. 396–413.

Festinger L. A Theory of Social Comparison Processes. Human Relations, 1954, vol. 7, no. 2, pp. 117–140.

Bandura A. Teorija social’nogo nauchenija [Social learning theory]. St. Petersburg, Evraziya Publ., 2000. 320 p. (In Russian)

Allahverdov V. M. Opyt teoreticheskoj psihologii (v zhanre nauchnoj revoljucii) [An essay on theoretical psychology]. St. Petersburg, Pechatnyy dvor Publ., 1993. 328 p. (In Russian)

Ross M., Spencer S. J., Blatz C. W., Restorick E. Collaboration reduces the frequency of false memories in older and younger adults. Psychology and Aging, 2008, vol. 23, no. 1, pp. 85–92.

Hamilton R. W., Puntoni S., Tavassoli N. T. Categorization by groups and individuals. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 2010, vol. 112, no. 1, pp. 70–81.

Gershkovich V. A., Moroshkina N. V., Naumenko O. V., Allahverdov V. M. Social’naja verifi kacija gipotez pri reshenii zadach vysokoj stepeni neopredelennosti [Social verifi cation of hypothesis in high un-certainty tasks]. Ehksperimental’naya psikhologiya v Rossii: traditsii i perspektivy [ Experimental psychology in Russia: traditions and perspectives]. Moscow, Institut psikhol. RАN, 2010, pp. 372–376. (In Russian)

Galton F. Vox Populi. Nature, 1907, vol. 75, no. 1949, pp. 450–451.

Peirce J. W. PsychoPy — psychophysics software in Python. Journal of neuroscience methods, 2007, vol. 162, no. 1, pp. 8–13.

Ivanchej I. I. Vlijanie protivorechivoj obratnoj svjazi na osoznanie implicitnogo znanija [The effect of controversial feedback on explication of implicit knowledge]. Teoreticheskie i prikladnye problemy psihologii myshlenija: mater. Tret’ej konf. molodyh uchenyh pamjati K. Dunkera [Theoretical and applied issues of psychology of thinking]. Moscow, RGGU, 2012, pp. 66–72. (In Russian)

Jacoby L. L. A process dissociation framework: Separating automatic from intentional uses of memory. Journal of Memory and Language, 1991, vol. 30, no. 5, pp. 513–541.

Mealor A. D., Dienes Z. Explicit feedback maintains implicit knowledge. Consciousness and Cognition, 2013, vol. 22, no. 3, pp. 822–832.

Nihei Y., Terashima M., Suzuki I., Morikawa S. Why are four eyes better than two? Effects of col-laboration on the detection of errors in proofreading. Japanese Psychol Res Japanese Psychological Research, 2002, vol. 44, no. 3, pp. 173–179.

Meissner C. A., Brigham J. C., Kelley C. M. The influence of retrieval processes in verbal overshadowing. Memory and Cognition, 2001, vol. 29, no. 1, pp. 176–186.

Загрузки

Опубликован

15.02.2017

Как цитировать

Тихонов, Р. В., & Морошкина, Н. В. (2017). Имплицитное научение в условии диадного взаимодействия. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, (4), 75–87. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.406

Выпуск

Раздел

Общая психология, психология личности, история психологии

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)