Разделяемое лидерство и совместимость ментальных моделей как предикторы устойчивости рабочих групп

Авторы

  • Николай Лепехин Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0001-9160-0519
  • Ольга Ильина Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0001-8477-2507
  • Владимир Круглов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0001-8282-5476
  • Марина Круглова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.407

Аннотация

В турбулентной бизнес-среде встает проблема обеспечения устойчивой деятельности для того, чтобы справиться с неожиданными угрозами, восстановить продуктивность, проактивно преодолеть риски и вариабельность рабочих процессов, разрывы в координации действий, создать потенциал опережающего развития на основе антиципации. На фоне широкого изучения индивидуальных и общеорганизационных ресурсов устойчивости мало представлены исследования групповых факторов устойчивости, среди которых выделяются разделяемое лидерство и совместимость ментальных моделей членов группы. Цель статьи: оценить вклад разделяемого лидерства и совместимости ментальных моделей как предикторов устойчивости рабочей группы. Гипотезы: разделяемое лидерство и совместимость ментальных моделей участников оказывают позитивное влияние на устойчивость групп. Выборка: 213 работников российских организаций. Методы: Шкала устойчивости команды; Опросник разделяемого лидерства в команде (SPLIT); шкала совместимости ментальных моделей. Анализ: проверка нормальности распределения, корреляционный (Пирсона) и регрессионный анализ; моделирование структурными уравнениями (AMOS). Результаты: обнаружены взаимосвязи показателей разделяемого лидерства и совместимости ментальных моделей с показателями устойчивости групп (0,43–0,77, pск < 0,01). Предикторами устойчивости групп являются показатели разделяемого лидерства (в отношениях, в изменениях, и во внешних коммуникациях), а также общий показатель совместимости ментальных моделей. Совместимость ментальных моделей не оказывает значимого прямого эффекта на устойчивость групп, но при этом позитивно влияет на устойчивость через разделяемое лидерство (0,69), которое выполняет роль медиатора. Разделяемое лидерство оказывает прямой положительный эффект на устойчивость групп (0,92). Влияние совместимости ментальных моделей на устойчивость проявляется, если в результате групповой динамики возникает разделяемое лидерство, позволяющее использовать общую ментальную модель для совместной работы. Разделяемое лидерство является приоритетом, на который должны быть направлены интервенции с целью развития команд в организациях.

Ключевые слова:

ресурсы устойчивости организации, устойчивость команд, разделяемое лидерство, совместимость ментальных моделей

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Астапенко Е. Е., Круглова М. А., Лепехин Н. Н., Маничев С. А., Федоров С. И. Развитие рабочих команд на основе проактивных интервенций в циклах выполнения задач // Петербургский психологический журнал. 2021. № 36. С. 1–54.

Лепехин Н. Н., Круглов В. Г., Круглова М. А., Тихомирова Н. В., Яшина М. А. Диспозиционные предикторы конфликтоустойчивости студентов // Социальная психология и общество. 2023. Т. 14, № 1. С. 92–110. https://doi.org/10.17759/sps.2023140106

Лепехин Н. Н., Прозорова М. П. Разделяемое лидерство и ментальные модели как антецеденты устойчивости рабочих команд // Труды ХIV Евразийского научного форума: сборник научных статей из материалов ХIV Евразийского научного форума. СПб., 15–16 декабря 2022 года / науч. ред. М. Ю. Спирина. Ч. II. СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2023. С. 157–164.

Лепехин Н. Н. Разделяемое лидерство как фактор устойчивости команды // Петербургский психологический журнал. 2023. № 42. С. 22–68.

Лисовская А. Ю., Кучеров Д. Г., Петрова-Савченко А. Н., Соколов Д. Н., Алканова О. Г. Устойчивое управление человеческими ресурсами: новый взгляд на управление сотрудниками // Менеджмент в России и за рубежом. 2022. № 3. С. 97–102.

Стоянович М. Разделяемое лидерство как предиктор настроек работы (job crafting) // Психология XXI века — 2023: наука как свобода и творчество. Сборник тезисов участников XXVII Международной научной конференции молодых ученых 10–12 мая 2023 года / под ред. А. В. Шаболтас. СПб.: Скифия-принт, 2023. С. 290–291.

Чигрина А. А., Багратиони К. А., Нестик Т. А. Разработка теоретической модели групповой жизнеспособности // Организационная психология. 2020. Т. 10, № 2. С. 151–171.

Braun M. T., Kozlowski S. W. J., Kuljanin G. Multilevel theory, methods, and analyses in management // M. Hitt (ed.). The Oxford Research Encyclopedia of Business and Management. New York: Oxford University Press, 2021. https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190224851.013.227

Bowers C., Kreutzer C., Cannon-Bowers J., Lamb J. Team resilience as a second-order emergent state: A theoretical model and research directions // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. Art. no. 1360.https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.01360

Brykman K. M., King D. D. A resource model of team resilience capacity and learning // Group & Organization Management. 2021. Vol. 46, no. 4. P. 737–772. https://doi.org/10.1177/10596011211018008

Chen Yi., Zhang Yi. Fostering resilience in new venture teams: The role of behavioral and affective integration // Group & Organization Management. 2021. Vol. 46, no. 4. P. 773–816. https://doi.org/10.1177/10596011211033164

Collier J. E. Applied structural equation modeling using AMOS: Basic to advanced techniques. New York: Routledge, 2020. https://doi.org/10.4324/9781003018414

Duchek S. Organizational resilience: A capability-based conceptualization // Business Research. 2020. Vol. 13, no. 1. P. 215–246. https://doi.org/10.1007/s40685-019-0085-7

Ensley M. D., Hmieleski K. M., Pearce C. L. The importance of vertical and shared leadership within new venture top management teams: Implications for the performance of startups // The Leadership Quarterly. 2006. Vol. 17, no. 1. P. 217–231. https://doi.org/10.1016/j.leaqua.2006.02.002

Galy A., Chênevert D., Fouquereau E., Groulx P. Toward a new conceptualization of resilience at work as a meta-construct? // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. Art. no. 1211538. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1211538

Garmezy N., Masten A. S., Tellegen A. The study of stress and competence in children: A building block for developmental psychopathology // Child Development. 1984. Vol. 55. P. 97–111. https://doi.org/10.2307/1129837

Gichuhi J. M. Shared leadership and organizational resilience: A systematic literature review // International Journal of Organizational Leadership. 2021. Vol. 10, special iss. P. 67–88. https://doi.org/10.33844/ijol.2021.60536

Hartwig A., Clarke S., Johnson S., Willis S. Workplace team resilience: A systematic review and conceptual development // Organizational Psychology Review. 2020. Vol. 10, no. 3–4. P. 169–200. https://doi.org/10.1177/2041386620919476

Kozlowski S. W. J., Bell B. S. Advancing team learning: Process mechanisms, knowledge outcomes, and implications // L. Argote, J. Levine (eds). Oxford Handbook of Organizational Learning. New York: Oxford University Press, 2020. P. 195–230.

Kozlowski S. W., Chao G. T. Unpacking team process dynamics and emergent phenomena: Challenges, conceptual advances, and innovative methods // The American Psychologist. 2018. Vol. 73, no. 4. P. 576-592. https://doi.org/10.1037/amp0000245

Leipold B., Greve W. Resilience: A conceptual bridge between coping and development // European Psychologist. 2009. Vol. 14, no. 1. P. 40–50. https://doi.org/10.1027/1016-9040.14.1.40

Masten A. S. Resilience of children in disasters: A multisystem perspective // International Journal of Psychology. 2021. Vol. 56, no. 1. P. 1–11. https://doi.org/10.1002/ijop.12737

Mohammed S., Rico R., Alipour K. Team cognition at a crossroad: Toward conceptual integration and network configurations // Academy of Management Annals. 2021. Vol. 15, no. 2. P. 455–501. https://doi.org/10.5465/annals.2018.0159

Raetze S., Duchek S., Maynard M. T., Kirkman B. L. Resilience in organizations: An integrative multilevel review and editorial introduction // Group & Organization Management. 2021. Vol. 46, no. 4. P. 607–656. https://doi.org/10.1177/10596011211032129

Raetze S., Duchek S., Maynard M. T., Wohlgemuth M. Resilience in organization-related research: An integrative conceptual review across disciplines and levels of analysis // The Journal of Applied Psychology. 2022. Vol. 107, no. 6. P. 867–897. https://doi.org/10.1037/apl0000952

Rapp, T. L., Mathieu, J. E. Team and individual influences on members’ identification and performance per membership in multiple team membership arrangements // Journal of Applied Psychology. 2019. Vol. 104, no. 3. P. 303–320. https://doi.org/10.1037/apl0000344

Scott-Young C. M., Georgy M., Grisinger A. Shared leadership in project teams: An integrative multi-level conceptual model and research agenda // International Journal of Project Management. 2019. Vol. 37. P. 565–581. https://doi.org/10.1016/j.ijproman.2019.02.002

Sharma S., Sharma S. K. Team resilience: scale development and validation // Vision. 2016. Vol. 20. P. 37–53. https://doi.org/10.1177/0972262916628952

van Rensburg J. J., Santos C. M., de Jong S. B., Uitdewilligen S. The five-factor perceived shared mental model scale: A consolidation of items across the contemporary literature // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 12. P. 1–18. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.784200

van Rensburg J. J., Santos C. M., de Jong S. B. Sharing time and goals in dyads: How shared tenure and goal interdependence influence perceived shared mental models // Team Performance Management. 2023. Vol. 29, no. 3–4. P. 202–221. https://doi.org/10.1108/TPM-12-2022-0086

Zautra A. J., Reich J. W. Resilience: the meaning, methods, and measures of a fundamental characteristic of human adaptation // S. Folkman (ed.) Oxford Handbook of Stress, Health, and Coping. New York: Oxford University Press, 2011. P. 173–185.

Wu Q., Cormican K. Shared leadership and team effectiveness: An investigation of whether and when in engineering design teams // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 11. P. 1–12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.569198


References

Astapenko, Ye. Ye., Kruglova, M. A., Lepekhin, N. N., Manichev, S. A., Fedorov, S. I. (2021). Development of working teams on the basis of proactive interventions in the task solution’s cycles. Peterburgskii psikhologicheskii zhurnal, 36, 1–54. (In Russian)

Braun, M. T., Kozlowski, S. W. J., Kuljanin, G. (2021). Multilevel theory, methods, and analyses in management. In: M. Hitt (ed.). The Oxford Research Encyclopedia of Business and Management. New York, Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190224851.013.227

Bowers, C., Kreutzer, C., Cannon-Bowers, J., & Lamb, J. (2017). Team resilience as a second-order emergent state: A theoretical model and research directions. Frontiers in Psychology, 8, 1360. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.01360

Brykman, K. M., King, D. D. (2021). A resource model of team resilience capacity and learning. Group & Organization Management, 46 (4), 737–772. https://doi.org/10.1177/10596011211018008

Chen, Yi., Zhang, Yi. (2021). Fostering resilience in new venture teams: The role of behavioral and affective integration. Group & Organization Management, 46 (4), 773–816. https://doi.org/10.1177/10596011211033164

Chigrina, A. A., Bagrationi, K. A., Nestik, T. A. (2020). Development of the theoretical model of group resilience. Organizatsionnaia psikhologiia, 10 (2), 151–171. (In Russian)

Collier, J. E. (2020). Applied structural equation modeling using AMOS: Basic to advanced techniques. New York, Routledge. https://doi.org/10.1108/TPM-12-2022-0086

Duchek, S. (2020). Organizational resilience: A capability-based conceptualization. Business Research, 13 (1), 215–246. https://doi.org/10.1007/s40685-019-0085-7

Ensley, M. D., Hmieleski, K. M., Pearce, C. L. (2006). The importance of vertical and shared leadership within new venture top management teams: Implications for the performance of startups. The Leadership Quarterly, 17 (3), 217–231. https://doi.org/10.1016/j.leaqua.2006.02.002

Galy, A., Chênevert, D., Fouquereau, E., Groulx, P. (2023). Toward a new conceptualization of resilience at work as a meta-construct? Frontiers in Psychology, 14, 1211538. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1211538

Garmezy, N., Masten, A. S., Tellegen, A. (1984). The study of stress and competence in children: A building block for developmental psychopathology. Child Development, 55, 97–111.

Gichuhi, J. M. (2021). Shared leadership and organizational resilience: A systematic literature review. International Journal of Organizational Leadership, 10, 67–88. https://doi.org/10.33844/ijol.2021.60536

Hartwig, A., Clarke, S., Johnson, S., Willis, S. (2020). Workplace team resilience: A systematic review and conceptual development. Organizational Psychology Review, 10 (3–4), 169–200. https://doi.org/10.1177/2041386620919476

Kozlowski, S. W. J., Bell, B. S. (2020). Advancing team learning: Process mechanisms, knowledge outcomes, and implications. In: L. Argote, J. Levine (eds). Oxford Handbook of Organizational Learning (pp. 195–230). New York, Oxford University Press.

Kozlowski, S. W. J., Chao, G. T. (2018). Unpacking team process dynamics and emergent phenomena: Challenges, conceptual advances, and innovative methods. American Psychologist, 73 (4), 576–592. https://doi.org/10.1037/amp0000245

Leipold, B., Greve, W. (2009). Resilience: A conceptual bridge between coping and development. European Psychologist, 14 (1), 40–50.

Lepekhin, N. N., Kruglov, V. G., Kruglova, M. A., Tikhomirova, N. V., Yashina, M. A. (2023). Dispositional predictors of students’ conflict resistance . Sotsial’naia psikhologiia i obshchestvo, 14 (1), 92–110. https://doi.org/10.17759/sps.2023140106 (In Russian)

Lepekhin, N. N., Prozorova, M. P. (2023). Shared leadership and mental models as antecedents of working teams’ resilience. In: M. Yu. Spirina (sci. ed.). Trudy XIV Evraziiskogo nauchnogo foruma: sbornik nauchnykh statei iz materialov XIV Evraziiskogo nauchnogo foruma. Sankt-Peterburg, 15–16 dekabria 2022 goda. Vol. II. (pp. 157–164). St. Petersburg, University under the Interparliamentery Assembly of EURASEC Press. (In Russian)

Lepekhin, N. N. (2023). Shared leadership as team resilience’s factor. Peterburgskii psikhologicheskii zhurnal, 42, 22–68.

Lisovskaya, A. Yu., Kucherov, D. G., Petrova-Savchenko, A. N., Sokolov, D. N., Alkanova, O. G. (2022). Stable management of human resources: New view on employees’ management. Menedzhment v Rossii i za rubezhom, 3, 97–102. (In Russian)

Masten, A. S. (2021). Resilience of children in disasters: A multisystem perspective. International Journal of Psychology, 56 (1), 1–11. https://doi.org/10.1002/ijop.12737

Mohammed, S., Rico, R., Alipour, K. (2021). Team cognition at a crossroad: Toward conceptual integration and network configurations. Academy of Management Annals, 15 (2), 455–501. https://doi.org10.5465/annals.2018.0159

Raetze, S., Duchek, S., Maynard, M. T., Kirkman, B. L. (2021). Resilience in organizations: An integrative multilevel review and editorial introduction. Group & Organization Management, 46 (4), 607–656. https://doi.org/10.1177/10596011211032129

Raetze, S., Duchek, S., Maynard, M. T., Wohlgemuth, M. (2022). Resilience in organization-related research: An integrative conceptual review across disciplines and levels of analysis. The Journal of Applied Psychology, 107 (6), 867–897. https://doi.org/10.1037/apl0000952

Rapp, T. L., Mathieu, J. E. (2019). Team and individual influences on members’ identification and performance per membership in multiple team membership arrangements. Journal of Applied Psychology, 104 (3), 303–320. https://doi.org/10.1037/apl0000344

Scott-Young, C. M., Georgy, M., Grisinger, A. (2019). Shared leadership in project teams: An integrative multi-level conceptual model and research agenda. International Journal of Project Management, 37, 565–581. https://doi.org/10.1016/j.ijproman.2019.02.002

Sharma, S., Sharma, S. K. (2016). Team resilience: Scale development and validation. Vision, 20, 37–53. https://doi.org/10.1177/0972262916628952

Stoyanovich, M. (2023). Shared leadership as a predictor of job crafting. In: A. V. Shaboltas (ed.). Psikhologiia XXI veka — 2023: nauka kak svoboda i tvorchestvo: sbornik tezisov uchastnikov XXVII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii molodykh uchenykh, Sankt-Peterburg, 10–12 maya 2023 goda (pp. 290–291). St. Petersburg, Skifiia-print Publ. (In Russian)

van Rensburg, J. J., Santos, C. M., de Jong, S. B. (2023). Sharing time and goals in dyads: How shared tenure and goal interdependence influence perceived shared mental models. Team Performance Management, 29 (3–4), 202–221. https://doi.org/10.1108/TPM-12-2022-0086

van Rensburg, J. J., Santos, C. M., de Jong, S. B., Uitdewilligen, S. (2022). The five-factor perceived shared mental model scale: A consolidation of items across the contemporary literature. Frontiers in Psychology, 12, 1–18. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.784200

Zautra, A. J., Reich, J. W. (2011). Resilience: The meaning, methods, and measures of a fundamental characteristic of human adaptation. In: S. Folkman (ed.). Oxford Handbook of Stress, Health, and Coping (pp. 173–185). New York, Oxford University Press.

Wu, Q., Cormican, K. (2021). Shared leadership and team effectiveness: An investigation of whether and when in engineering design teams. Frontiers in Psychology, 11, 1–12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.569198

Загрузки

Опубликован

21.02.2025

Как цитировать

Лепехин, Н., Ильина, О., Круглов, В., & Круглова, М. (2025). Разделяемое лидерство и совместимость ментальных моделей как предикторы устойчивости рабочих групп. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 14(4), 673–692. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.407

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования