Гендерные различия по индивидуальным ценностям у представителей поколения миллениалов

Авторы

  • Ирина Ржанова Психологический институт Российской академии образования, Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, 9 https://orcid.org/0000-0001-8100-8917
  • Ольга Алексеева Психологический институт Российской академии образования, Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, 9
  • Александр Альбов Московский государственный психолого-педагогический университет, Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29 https://orcid.org/0000-0002-3152-403X
  • Юлия Бурдукова Московский государственный психолого-педагогический университет, Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.302

Аннотация

Целью данного исследования является изучение гендерных различий по базовым индивидуальным ценностям у представителей поколения миллениалов и старших поколений. Ценности представляют собой устойчивые характеристики человека, которые определяют его цели, суждения, поступки и поведение. Структура ценностей зависит от различных факторов, например от возрастной и гендерной принадлежности, социального статуса, образования и др. Особый интерес вызывают поколенческие различия, которые могут оказывать влияние на формирование ценностей. Основной фокус работы сосредоточен на исследовании поколения миллениалов, которые сейчас составляют наиболее активную часть населения. Всего в исследовании приняло участие 949 человек, 528 женщин и 421 мужчина в возрасте от 18 до 70 лет. Респонденты были разделены на три группы в соответствии с годами их рождения: поколение застоя (315 человек, 46 % женщины), реформенное поколение (310 человек, 61 % женщины), поколение миллениалов (324 человека, 59 % женщины). Для оценки ценностей использовался Портретный опросник С. Шварца. Опросник позволяет выявить предпочтения по 10 базовым ценностям: Безопасность, Конформность, Традиция, Самостоятельность, Риск-новизна, Гедонизм, Достижения, Власть-богатство, Благожелательность, Универсализм. К основным результатам исследования можно отнести выявленные гендерные различия в группе миллениалов по ценностям Самостоятельность, Безопасность и Власть. Мужчины реформенного поколения (выросшие в 1990-е гг.) значимо сильнее ценят Риск-новизну, чем женщины реформенного поколения и представители поколения застоя. Одинаковую ценность среди мужчин и женщин независимо от возраста в нашем обществе имеют Конформность, Традиция, Гедонизм и Достижения. В целом по сравнению со старшими поколениями молодые люди — миллениалы отдают предпочтение ценностям Самоутверждения и Открытости изменениям в противовес ценностям Сохранения и Заботы о людях и природе.

Ключевые слова:

ценности, поколенческие различия, гендерные различия, миллениалы, портретный опросник С. Шварца

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биографии авторов

Ирина Ржанова, Психологический институт Российской академии образования, Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, 9

науч. сотр.

Ольга Алексеева, Психологический институт Российской академии образования, Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, 9

науч. сотр.

Александр Альбов, Московский государственный психолого-педагогический университет, Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29

магистр психологии

Юлия Бурдукова, Московский государственный психолого-педагогический университет, Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29

канд. психол. наук, доц.

Библиографические ссылки

Литература

Алексеева О. С., Ржанова И. Е. Ценностные ориентации представителей четырех возрастных групп россиян // Новые психологические исследования. 2021. № 3. С. 121–133. https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2021_01_03_06

Глотов М. Б. Поколение как категория социологии // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 42–49.

Голдырева В. А. Взаимосвязь ценностей и представлений о деловой этике у разных поколений россиян // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 94–103.

Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.

Корж Н. В., Щанина Е. В. Сравнительная характеристика ценностных ориентаций разных поколений россиян // Общественные науки. Социология. 2016. № 1 (37). С. 143–152.

Королева Н. Е. Приоритеты ценностных ориентаций современного россиянина // Костромской гуманитарный вестник. 2011. № 1. С. 36–39.

Левада Ю. А. Поколения ХХ века: возможности исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. № 5 (55). С. 7–14.

Ли Цзыхань. Личностные ценности китайских студентов: межполовые различия // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4. С. 1–6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-tsennosti-kitayskih-studentov-mezhpolovye-razlichiya (дата обращения: 01.03.2022).

Магун В. С., Руднев М. Г. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами // Вестник общественного мнения. 2008. № 1 (93). С. 33–58.

Магун В. С., Руднев М. Г. Базовые ценности россиян в европейском контексте // Общественные науки и современность. 2010. № 4. С. 5–17.

Пищик В. И. Ценностные измерения поколений через актуализируемые страхи // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 2. С. 67–81. https://doi.org/10.17759/sps.2019100206

Постникова М. И. Психология отношений между поколениями: теоретико-методологический аспект. Архангельск: Поморский университет, 2010.

Радаев В. В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15–33.

Ржанова И. Е., Алексеева О. С. Различия ценностей мужчин и женщин // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 55. С. 8. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/353 (дата обращения: 08.07.2022).

Ржанова И. Е., Алексеева О. С. Ценностные предпочтения двух поколений // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 60. С. 6. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/275 (дата обращения: 08.07.2022).

Рикель А. М. Поколение как объект изучения социальной психологии: исследование на своем поле или на ничьей земле? // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 2. С. 9–18. https://doi.org/10.17759/sps.2019100202

Федотова В. А. Взаимосвязь ценностей и инновативных установок у представителей разных поколений россиян // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7, № 2. С. 82–92. https://doi.org/10.17759/sps.2016070206

Цой Г., Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Сравнительный анализ взаимосвязи ценностей и социально-экономических представлений корейских и российских студентов // Вестник Костромского государственного университета. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 3. С. 101–107.

Cahill T. F., Sedrak M. Leading a multigenerational workforce: Strategies for attracting and retaining millennials // Frontiers of Health Services Management. 2012. Vol. 29 (1). P. 3–15.

Connolly F. F., Goossen M., Hjerm M. Does gender equality cause gender differences in values? Reassessing the gender-equality personality paradox // Sex Roles. 2020. Vol. 83. P. 101–113.

Daniel E., Benish-Weisman M. Value development during adolescence: Dimensions of change and stability // Journal of Personality. 2018. Vol. 87 (1). P. 620–632. https://doi.org/10.1111/jopy.12420

Erikson E. H. The Life Cycle Completed. New York: Norton, 1997. Freestone O., Mitchell V. Generation Y attitudes toward ethics and internet-related misbehaviours // Journal of Business Ethics. 2004. Vol. 54. P. 121–128.

Hellevik O. Age differences in value orientation — life cycle or cohort effects // International journal of public opinion. 2002. Vol. 14 (3). P. 286–302.

Inglehart R. Modernization and postmodernization: Cultural, economic, and political change in 43 Societies. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1997.

Kaifi B. A., Nafei W. A., Khanfar N. M., Kaifi M. M. A multi-generational workforce: managing and understanding millennials // International Journal of Business & Management. 2012. Vol. 7 (24). P. 88–93.

Lyons S., Duxbury L., Higgins C. Are gender differences in basic human values a generational phenomenon? // Sex Roles. 2005. Vol. 53. P. 763–778. https://doi.org/10.1007/s11199-005-7740-4

Philips M. The 23-year-olds will save America // Bloomberg Business Week. 2014. June 30 — July 6. P. 15–16.

Rokeach M. The nature of human values. New York, NY: The Free Press, 1973.

Schwartz S. H. Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries // M. P. Zanna (ed.). Advances in experimental social psychology. San Diego, CA: Academic Press, 1992. Vol. 25. P. 1–65.

Schwartz S. H., Rubel T. Sex differences in value priorities: Cross-cultural and multi-method studies // Journal of Personality and Social Psychology. 2005. Vol. 89 (6). P. 1010–1028.

Schwartz S. H., Rubel-Lifschitz T. Cross-National variation in the size of sex differences in values: Effects of gender equality // Journal of Personality and Social Psychology. 2009. Vol. 97 (1). P. 171–185.

Sivrikova N., Ptashko T., Chernikova E., Moiseeva E., Roslyakova S. Generation and gender factors of the structure of value orientations // E3S Web of Conference. Les Ulis, 2020. P. 17015. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021017015

Smith P. B., Schwartz S. H. Values // C. Kagitcibasi, M. H. Segall (eds). Handbook of Cross-Cultural Psychology. Boston, MA: Allyn and Bacon, 1997. P. 77–118.

Smola K. W., Sutton C. D. Generational differences: Revisiting generational work values for the new millennium // Journal of Organizational Behavior. 2002. 23 (Spec. Iss.). P. 363–382. https://doi.org/10.1002/job.147

Stevens-Long J. Adult development: Theories past and future // R. A. Nemiroff, C. A. Colarusso (eds). New Dimensions in Adult Development. New York: Basic Books, 1990. P. 125–165.

Strauss W., Howe N. Generations: The History of America’s Future. New York: Quill William Morrow, 1991.

Twenge J. M. A review of the empirical evidence on generational differences in work attitudes // Journal of Business Psychology. 2010. Vol. 25. P. 201–210.

Twenge J. M., Campbell W. K., Freeman E. C. Generational differences in young adults’ life goals, concern for others, and civic orientation, 1966–2009 // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 102 (5). P. 1045–1062.

Weber J. Discovering the millennials’ personal values orientation: A comparison to two managerial populations // Journal of Business Ethics. 2017. Vol. 143. P. 517–529.

Westerman J. W., Bergman J. Z., Bergman S. M., Daly J. P. Are universities creating millennial narcissistic employees? An empirical examination of narcissism in business school students and its implications // Journal of Management Education. 2012. Vol. 36. P. 5–32.


References

Alekseeva, O. S., Rzhanova, I. E. (2021). Value orientations in representatives of four age groups of Russians. Novye psikhologicheskie issledovaniia, 3, 121–133. https://doi.org/10.51217/npsyresearch_ 2021_01_03_06 (In Russian)

Cahill, T. F., Sedrak, M. (2012). Leading a multigenerational workforce: Strategies for attracting and retaining millennials. Frontiers Of Health Services Management, 29 (1), 3–15.

Connolly, F. F., Goossen, M., Hjerm, M. (2020). Does gender equality cause gender differences in values? Reassessing the gender-equality personality paradox. Sex Roles, 83, 101–113.

Daniel, E., Benish-Weisman, M. (2018). Value development during adolescence: Dimensions of change and stability. Journal of Personality, 87 (1), 620–632. https://doi.org/10.1111/jopy.12420

Erikson, E. H. (1997). The Life Cycle Completed. New York, Norton. Fedotova, V. A. (2016). Values and attitudes towards innovation among different generations of Russian people. Sotsial’naia psikhologiia i obshchestvo, 7 (2), 82–92. https://doi.org/10.17759/sps.2016070206 (In Russian)

Freestone, O., Mitchell, V. (2004). Generation Y attitudes toward ethics and internet-related misbehaviours. Journal of Business Ethics, 54, 121–128.

Glotov, M. B. (2004). Generation as a category of sociology. Sotsiologicheskie issledovaniia, 10, 42–49. (In Russian)

Goldyreva, V. A. (2013). The relationship of values and ideas about business ethics among different generations of Russians. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie, 1, 94–103. (In Russian)

Hellevik, O. (2002). Age differences in value orientation — life cycle or cohort effects. International journal of public opinion, 14 (3), 286–302.

Inglehart, R. (1997). Modernization and postmodernization: Cultural, economic, and political change in 43 societies. Princeton, NJ, Princeton University Press.

Kaifi, B. A., Nafei, W. A., Khanfar, N. M., Kaifi, M. M. (2012). A multi-generational workforce: managing and understanding millennials. International Journal of Business & Management, 7 (24), 88–93.

Kon, I. S. (1967). Sociology of personality. Moscow, Politizdat Publ., 1967. (In Russian)

Koroleva, N. Ye. (2011). Priorities of value orientations of a modern Russian. Kostromskoi gumanitarnyi vestnik, 1, 36–39. (In Russian)

Korzh, N. V., Shchanina, Ye. V. (2016). Comparative characteristics of value orientations of different generations of Russians. Obshchestvennye nauki. Sotsiologiia, 1 (37), 143–152. (In Russian)

Levada, Yu. A. (2001). Generations of the 20th century: research opportunities. Monitoring obshchestvennogo mneniia: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny, 5 (55), 7–14. (In Russian)

Li, Tszykhan (2016). Personal values of Chinese students: gender differences. Obshchestvo: sotsiologiia, psikhologiia, pedagogika, 4, 1–6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-tsennostikitayskih-studentov-mezhpolovye-razlichiya (accessed: 01.03.2022) (In Russian)

Lyons, S., Duxbury, L. Higgins, C. (2005). Are gender differences in basic human values a generational phenomenon? Sex Roles, 53, 763–778. https://doi.org/10.1007/s11199-005-7740-4

Magun, V. S., Rudnev, M. G. (2008). Life values of the Russian population: similarities and differences in comparison with other European countries. Vestnik obshchestvennogo mneniia, 1 (93), 33–58. (In Russian)

Magun, V. S., Rudnev, M. G. (2010). Basic values of Russians in the European context. Obshchestvennye nauki i sovremennost’, 4, 5–17. (In Russian)

Philips, M. (2014). The 23-year-olds will save America. Bloomberg Business Wee, June 30 — July 6, 15–16.

Pishchik, V. I. (2019). Value measurements of generations through actualized fears. Sotsial’naia psikhologiia i obshchestvo, 10 (2), 67–81. https://doi.org/10.17759/sps.2019100206 (In Russian)

Postnikova, M. I. (2010). Psychology of relations between generations: theoretical and methodological aspect. Arkhangelsk, Pomorskii universitet Publ. (In Russian)

Radaev, V. V. (2018). Millennials compared to previous generations: an empirical analysis. Sotsiologicheskie issledovaniia, 3, 15-33.

Rikel, A. M. (2019). Generation as a social-psychological research object: playing at home or an away match? Sotsial’naia psikhologiia i obshchestvo, 10 (2), 9–18. https://doi.org/10.17759/sps.2019100202 (In Russian)

Rokeach, M. (1973). The nature of human values. New York, NY, The Free Press.

Rzhanova, I. E., Alekseeva, O. S. (2017). Differences in values between men and women. Psikhologicheskie issledovaniia, 10 (55), 8. Available at: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/353 (accessed: 08.07.2022). (In Russian)

Rzhanova, I. E., Alekseeva, O. S. (2018). Preferences in values of two generations. Psikhologicheskie issledovaniia, 11 (60), 6. Availabe at: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/275 (accessed: 08.07.2022). (In Russian)

Schwartz, S. H. (1992). Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries. In: M. P. Zanna (ed.). Advances in experimental social psychology, vol. 25 (pp. 1–65).

San Diego, CA, Academic Press. Schwartz, S. H., Rubel, T. (2005). Sex differences in value priorities: Cross-cultural and multi-method studies. Journal of Personality and Social Psychology, 89 (6), 1010–1028.

Schwartz, S. H., Rubel-Lifschitz, T. (2009). Cross-National variation in the size of sex differences in values: Effects of gender equality. Journal of Personality and Social Psychology, 97 (1), 171–185.

Sivrikova, N., Ptashko, T., Chernikova, E., Moiseeva, E., Roslyakova, S. (2020). Generation and gender factors of the structure of value orientations. E3S Web of Conference (p. 17015). Les Ulis. https://doi. org/10.1051/e3sconf/202021017015

Smith, P. B., Schwartz, S. H. (1997). Values. In: J. W. Berry, M. H. Segall, C. Kagitcibasi (eds), Handbook of cross-cultural psychology, 2nd ed., vol. 3 (pp. 77–118). Boston, Allyn & Bacon.

Smola, K. W., Sutton, C. D. (2002). Generational differences: Revisiting generational work values for the new millennium. Journal of Organizational Behavior, 23, 363–382. https://doi.org/10.1002/job.147

Stevens-Long, J. (1990). Adult development: Theories past and future. In: R. A. Nemiroff, C. A. Colarusso (eds), New Dimensions in Adult Development (pp. 125–165). New York, Basic Books.

Strauss, W., Howe, N. (1991). Generations: The History of America’s Future. New York, Quill William Morrow.

Tsoy, G., Lebedeva, N. M., Tatarko, A. N. (2017). Comparative analysis of the relationship between values and socio-economic ideas of Korean and Russian students. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika, 3, 101–107. (In Russian)

Twenge, J. M. (2010). A review of the empirical evidence on generational differences in work attitudes. Journal of Business Psychology, 25, 201–210.

Twenge, J. M., Campbell, W. K., Freeman, E. C. (2012). Generational differences in young adults’ life goals, concern for others, and civic orientation, 1966–2009. Journal of Personality and Social Psychology, 102 (5), 1045.

Weber, J. (2017). Discovering the millennials’ personal values orientation: A comparison to two managerial populations. Journal of Business Ethics, 143, 517–529.

Westerman, J. W., Bergman, J. Z., Bergman, S. M., Daly, J. P. (2012). Are universities creating millennial narcissistic employees? An empirical examination of narcissism in business school students and its implications. Journal of Management Education, 36, 5–32.

Загрузки

Опубликован

29.09.2022

Как цитировать

Ржанова, И., Алексеева, О., Альбов, А., & Бурдукова, Ю. (2022). Гендерные различия по индивидуальным ценностям у представителей поколения миллениалов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 12(3), 249–264. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.302

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования