Переосмысляя Google-эффект: целесообразность забывания сохраненного на внешнем носителе материала
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.306Аннотация
Опасения общества относительно негативного влияния цифровизации на познавательные способности человека во многом связаны с публикацией данных о так называемом Google-эффекте — снижении мнемической продуктивности после сохранения информации на цифровые устройства («цифровая амнезия»). Попытки репликации Google-эффекта показали его воспроизводимость исключительно при условии наличия уверенности в возможности последующего доступа к сохраненному материалу, что поддерживает гипотезу о целесообразном (а не автоматическом) характере данного психологического феномена. Развитие гипотезы о деятельностной детерминации Google-эффекта предполагает его яркое проявление в случае сочетания на этапе кодирования низкой субъективной вероятности востребованности материала в будущем и высокой вероятности легкого доступа к носителю. Google-эффект не должен наблюдаться при противоположных условиях. Методологически важна проверка устойчивости эффекта не столько при эксплицитном тестировании запоминания, сколько в отношении способности отсроченно использовать информацию при решении релевантных задач. Эмпирическое исследование было организовано в формате компьютерной игры, где участники (N = 69, M = 20 лет) играли роль детектива, который на первом этапе имел возможность ознакомиться с игровыми «уликами» преступления, получал сведения о релевантности каждой из них для дальнейшего расследования (требуется запомнить улику, не запоминать, нет четкой цели) и производил с ними обоснованные в игровой логике действия (удалить, сохранить, пропустить). На втором этапе через неделю моделировалась ситуация новой игровой задачи на узнавание целевых стимулов среди дистракторов. Результаты показали превосходство в узнавании удаленных релевантных «улик» над сохраненными или пропущенными релевантными «уликами». В то же время нерелевантные «улики» узнавались на одном уровне вне зависимости от совершенной над ними операции, но значимо лучше уровня угадывания. Таким образом, мнемический эффект экстернализации материала на цифровых носителях определялся именно прогнозом целесообразного использования материала в целостной деятельности.
Ключевые слова:
цифровое опосредствование, Google-эффект, цифровая амнезия, когнитивная экстернализация, когнитивная разгрузка
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.