Информационная идентичность и восприятие информации как новая цифровая повседневность

Авторы

  • Татьяна Марцинковская 1. Психологический институт Российской академии образования, Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, 9 2. Российский государственный гуманитарный университет, Российская Федерация, 125993, Москва, Миусская пл., 6 3. Московский институт психоанализа, Российская Федерация, 121170, Москва, Кутузовский пр., 34/14
  • Наталия Андреева (Голубева) 1. Психологический институт Российской академии образования, Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, 9 2. Российский государственный гуманитарный университет, Российская Федерация, 125993, Москва, Миусская пл., 6
  • Светлана Преображенская 1. Психологический институт Российской академии образования, Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, 9 2. Российский государственный гуманитарный университет, Российская Федерация, 125993, Москва, Миусская пл., 6

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.304

Аннотация

Психология повседневности исследуется уже давно и накопила много новых данных, чего нельзя сказать о  ее специфике в  контексте цифрового общества как цифровой повседневности. Недостаточно изучены также индивидуальные и личностные характеристики цифровой повседневности. Это прежде всего определяется новыми аспектами транспарентности, которые в настоящее время связаны со страхом потери личных и финансовых данных. Данная тревожность отражается и в особенности ведения своих профилей в Сети и увеличении доли закрытых профилей. Цифровая повседневность проявляется и в  исчезновении барьера между реальным и  виртуальным пространствами, а также в тождестве между эмоциональным включением, погружением в  сетевое пространство и  пространство кинофильмов и  сериалов. Мотивационные и возрастные факторы, которые влияют на выбор социальных сетей и мессенджеров, также нуждаются в дальнейшем изучении. Цель статьи — теоретически проанализировать трудности, возникающие в цифровой повседневности и эмпирически исследовать новые тенденции в развитии информационной идентичности и восприятии информации. Проведено два исследования. Первое было посвящено изучению ведущего способа восприятия и переработки информации и его связи с уровнем информационной осведомленности и стилем информационной идентичности в двух возрастных группах — молодых, от 16 до 27 лет (N = 100), и людей среднего возраста от 27 до 50 лет (N = 80). Второе исследование было посвящено изучению связи стиля информационной идентичности и шкалы приверженности с удовлетворенностью жизнью в информационном обществе. Респондентами в данном случае были молодые люди, студенты московских вузов в возрасте от 17 до 25 лет (N = 100). Выявлено, что информационная осведомленность в старшей возрастной группе намного выше, чем в группе молодых людей, в  то же время дигитальный способ восприятия и  переработки информации в обоих возрастных группах примерно одинаков и превышает процент людей с другими ведущими модальностями. Точно так же информационный стиль идентичности намного более характерен для людей разного возраста. Таким образом, если информационная идентичность помогает лучше ориентироваться в  потоке поступающей информации, то диффузный стиль помогает выбрать актуальную для данной ситуации информацию. При этом именно нормативный, а не информационный или диффузный стили в большей степени связан с удовлетворенностью жизнью. 

Ключевые слова:

цифровое общество, цифровая повседневность, информационная осведомленность, способ восприятия информации, информационная идентичность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Андреева (Голубева) Н. А. Личностные и ситуационные факторы цифровой идентичности в современном транзитивном мире // Новые психологические исследования. 2022. Т. 2, вып. 4. С. 29–49. https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2022_02_04_02

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Академия, 1999.

Дубовская Е. М., Сат М. Д. К вопросу о специфичности информационной социализации в разных этнокультурных средах // Новые психологические исследования. 2022. Т. 2, вып. 4. С. 117–140. https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2022_02_04_06

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. Вып. 1. С. 117–142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06

Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов. СПб.; М.: Прайм-Еврознак; Нева, 2002.

Марцинковская Т. Д. Личностные границы пространства и времени в ситуации депривации по COVID-19 // Вопросы психологии. 2020. Т. 6, вып. 4. С. 104–114.

Марцинковская Т. Д. Динамика психологического благополучия в ситуации транзитивности и пандемии // Новые психологические исследования. 2022. Т. 2, вып. 2. С. 88–102. https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2022_02_02_05

Марцинковская Т. Д., Преображенская С. В. Информационная социализация студентов в транзитивном мире // Вопросы психологии. 2020. Вып. 3. С. 45–56.

Миллс Ч. Р. Властвующая элита. М.: Директ-Медиа, 2007.

Орестова В. Р., Филиппова О. С. Психологические характеристики людей, активно использующих виртуальное и дополнительное пространства // Вестник РГГУ. Сер. Психология. Педагогика. Образование. 2022. Вып. 4. С. 41–56. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2022-4-41-56

Преображенская С. В. Идентичность молодежи с разной степенью склонности к интернет-зависимости // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Международной научной конференции. Кострома, 2019. С. 403–407.

Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT, 2002.

Berzonsky М. Identity formation: The role of identity processing style and cognitive processes // Personality and Individual Differences. 2008. Vol. 44. P. 645–655.

Suler J. Psychology of the digital age: Humans become electric. Cambridge: Cambridge University Press, 2016.


References

Andreeva (Golubeva), N. A. (2022). Personal and situational factors of digital identity in the modern transitive world. Novye psikhologicheskie issledovaniia, 2 (4), 29–49. https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2022_02_04_02 (In Russian)

Bell, D. (1999). The Coming Post-Industrial Society. Experience of social forecasting. Moscow, Akademia Publ. (In Russian)

Berzonsky, М. (2008). Identity formation: The role of identity processing style and cognitive processes. Personality and Individual Differences, 44 (3), 645–655. https://doi.org/10.1016/j.paid.2007.09.024

Castells, M. (2000). Information era: economy, society, culture. Moscow, GU HSE Press. (In Russian)

Dubovskaya, E. M., Sat, M. D. (2022). To the question of the specificity of information socialization in different ethno-cultural environments. Novye psikhologicheskie issledovaniia, 2 (4), 117–140. https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2022_02_04_06

Leontiev, D. A., Osin, E. N. (2020). Brief Russian-language scales for diagnosing subjective well-being: psychometric characteristics and comparative analysis. Monitoring obshchestvennogo mneniia: Ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny, 1, 117–142.

Martin, D. (2002). Psychological experiments. Secrets of mechanisms. St. Petersburg, Moscow, Praym-Yevroznak Publ., Neva Publ. (In Russian)

Martsinkovskaya, T. D. (2020). Personal boundaries of space and time in a situation of deprivation due to COVID-19. Voprosy psikhologii, 6 (4), 104–114. (In Russian)

Martsinkovskaya, T. D. (2022). Dynamics of psychological well-being in a situation of transitivity and pandemic. Novye psikhologicheskie issledovaniia, 2 (2), 88–102. https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2022_02_02_05 (In Russian)

Martsinkovskaya, T. D., Preobrazhenskaya, S. V. (2020). Information socialization of students in the transitive world. Voprosy psikhologii, 6 (3), 45–56. (In Russian)

Mills, Ch. R. (2007). Power elite. Moscow, Direkt-Media Publ. (In Russian)

Orestova, V. R., Filippova, O. S. (2022). Psychological characteristics of people actively using virtual and additional space. Vestnik RGGU. Ser. Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovaniye, 4, 41–56. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2022-4-41-56 (In Russian)

Preobrazhenskaya, S. V. (2019). Identity of young people with varying degrees of propensity for Internet addiction. Psikhologiia stressa i sovladayushchego povedeniia: vyzovy, resursy, blagopoluchie: materialy V Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (pp. 403–407). Kostroma. (In Russian)

Suler, J. (2016). Psychology of the digital age: Humans become electric. Cambridge, Cambridge University Press.

Toffler, E. (2002). Future shock. Moscow, AST Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

05.09.2023

Как цитировать

Марцинковская, Т., Андреева (Голубева), Н., & Преображенская, С. (2023). Информационная идентичность и восприятие информации как новая цифровая повседневность. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 13(3), 347–361. https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.304

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)