Научное наследие А. В. Ярмоленко в пространстве современной дефектологии и психологии дизонтогенеза (к 120-летию со дня рождения)

Авторы

  • Виктор Сорокин Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.406

Аннотация

Статья посвящена научному наследию и жизненному пути профессора факультета психологии А. В. Ярмоленко. Научные исследования А. В. Ярмоленко во многом определялись идеями ее учителя В. М. Бехтерева — основоположника петербургской психологической школы. Прежде всего это идеи комплексного подхода, а также изучение патологических явлений как метод понимания нормальной психологии. Важным является и положение о том, что психическое развитие аномальных и нормальных детей протекает по одним и тем же законам. А. В. Ярмоленко осуществила первое многостороннее клинико-психологическое исследование онтогенетических особенностей детей с одновременным нарушением зрения и слуха. Современная специальная психология больше внимания уделяла психолого-педагогическому направлению. И только в последние годы в связи с усложнением нозологической феноменологии интерес к клинико-психологическим исследованиям стал восстанавливаться. В этом отношении научное наследие А. В. Ярмоленко остается по-прежнему актуальным. В связи с этим отметим, что долгое время в отечественной дефектологии и специальной психологии не было учебного пособия по психологии детей с множественными нарушениями в развитии. Публикация А. В. Ярмоленко «Очерки психологии слепоглухонемых» (1961) стала фундаментальной монографией и в течение десятилетий представляла собой важное учебное пособие для многих поколений психологов и дефектологов. В этой работе был представлен собственный эмпирический опыт автора, обретенный за долгие годы работы с детьми, имеющими нарушения зрения и слуха, а также анализ мировой клинико-психологический практики исследования слепоглухих детей.

Ключевые слова:

нарушенное развитие, осязание, комплексный подход, логопатология, специальная психология, слепоглухота

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Ярмоленко А. В. Очерки психологии слепоглухонемых. Л.: ЛГУ, 1961. 161 с. .

Мясищева В. Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. 427 с. .

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 379 с. .

Земцова М. И. Компенсация слепоты в процессе познания и труда. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 418 с.

Литвак А. Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих. Л.: Изд-во Института им. А. И. Герцена, 1973. 215 с.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1970. 192 с.

Психология глухого школьника / под ред. И. М. Соловьева и др. М.: Изд-во Педагогика, 1972. 448 с.

Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский: в поисках новой психологии. М.: URSS, 2007. 304 с.

Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 5. С. 62–84.

Ярмоленко А. В. Обследование движений нормальных и аномальных детей. Л.: Учпедгиз,

162 с. .

Гуревич М. О., Озерецкий Н. И. Психомоторика. Часть вторая: методика исследования моторики. М.; Л.: Изд-во Госмедиздат, 1930. 174 с.

Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко А. В. Осязание в процессах познания и труда. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. 263 с.


References

Yarmolenko A. V. Essays on the Psychology of the Deaf-Blind Mute. Leningrad, Leningrad University Press, 1961. 161 р. (In Russian)

Miasishchev V. N. Personality and neuroses. Leningrad, Leningrad University Press, 1960. 427 p. (In Russian)

Ananiev B. G. On the problems of modern human study. Moscow, Nauka Publ., 1977. 379 p. (In Russian)

Zemtsova M. I. Compensation for blindness in the process of learning and labor. Moscow, Academy of Pedagogical Science Publ., 1956. 418 р. (In Russian)

Litvak A. G. Essays on the Psychology of the Blind and Visually Impaired. Leningrad, Herzen State University Publ., 1973. 215 р. (In Russian)

Rubinstein S. Ya. Psychology of a mentally retarded schoolchild. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1970. 182 р. (In Russian)

Psychology of a deaf schoolchild, ed. by I. M. Soloviev et al. Moscow, Prosveshenie Publ., 1972. 448р. (In Russian)

Yaroshevsky M. G. L. S. Vygotsky: in search of a new psychology. Moscow, URSS Publ., 2007. 304 р. (In Russian)

Vygotsky L. S. To the psychology and pedagogy of child defectiveness.Vygotsky L. S. Collected works in 6 vols., vol. 5. Moscow, Pedagogika Publ., 1984, рр. 62–84. (In Russian)

Yarmolenko A. V. Examination of movements of normal and abnormal children. Leningrad, UchPedGIz. Publ., 1931. 162 р. (In Russian)

Gurevich M. O., Ozeretskiy N. I. Psychomotor, part two: Methods for the study of motor skills. Moscow; Leningrad, GosMedIzdat Publ., 1930. 174 p. (In Russian)

Ananiev B. G., Vekker L. M., Lomov B. F., Yarmolenko A. V. Touch in the processes of cognition and labor. Moscow, Academy of Pedagogical Science Publ., 1959. 263 р. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

15.12.2020

Как цитировать

Сорокин, В. (2020). Научное наследие А. В. Ярмоленко в пространстве современной дефектологии и психологии дизонтогенеза (к 120-летию со дня рождения). Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 10(4), 450–456. https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.406

Выпуск

Раздел

История психологии