Научное наследие А. В. Ярмоленко в пространстве современной дефектологии и психологии дизонтогенеза (к 120-летию со дня рождения)
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.406Аннотация
Статья посвящена научному наследию и жизненному пути профессора факультета психологии А. В. Ярмоленко. Научные исследования А. В. Ярмоленко во многом определялись идеями ее учителя В. М. Бехтерева — основоположника петербургской психологической школы. Прежде всего это идеи комплексного подхода, а также изучение патологических явлений как метод понимания нормальной психологии. Важным является и положение о том, что психическое развитие аномальных и нормальных детей протекает по одним и тем же законам. А. В. Ярмоленко осуществила первое многостороннее клинико-психологическое исследование онтогенетических особенностей детей с одновременным нарушением зрения и слуха. Современная специальная психология больше внимания уделяла психолого-педагогическому направлению. И только в последние годы в связи с усложнением нозологической феноменологии интерес к клинико-психологическим исследованиям стал восстанавливаться. В этом отношении научное наследие А. В. Ярмоленко остается по-прежнему актуальным. В связи с этим отметим, что долгое время в отечественной дефектологии и специальной психологии не было учебного пособия по психологии детей с множественными нарушениями в развитии. Публикация А. В. Ярмоленко «Очерки психологии слепоглухонемых» (1961) стала фундаментальной монографией и в течение десятилетий представляла собой важное учебное пособие для многих поколений психологов и дефектологов. В этой работе был представлен собственный эмпирический опыт автора, обретенный за долгие годы работы с детьми, имеющими нарушения зрения и слуха, а также анализ мировой клинико-психологический практики исследования слепоглухих детей.
Ключевые слова:
нарушенное развитие, осязание, комплексный подход, логопатология, специальная психология, слепоглухота
Скачивания
Библиографические ссылки
162 с. .
References
Yarmolenko A. V. Essays on the Psychology of the Deaf-Blind Mute. Leningrad, Leningrad University Press, 1961. 161 р. (In Russian)
Miasishchev V. N. Personality and neuroses. Leningrad, Leningrad University Press, 1960. 427 p. (In Russian)
Ananiev B. G. On the problems of modern human study. Moscow, Nauka Publ., 1977. 379 p. (In Russian)
Zemtsova M. I. Compensation for blindness in the process of learning and labor. Moscow, Academy of Pedagogical Science Publ., 1956. 418 р. (In Russian)
Litvak A. G. Essays on the Psychology of the Blind and Visually Impaired. Leningrad, Herzen State University Publ., 1973. 215 р. (In Russian)
Rubinstein S. Ya. Psychology of a mentally retarded schoolchild. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1970. 182 р. (In Russian)
Psychology of a deaf schoolchild, ed. by I. M. Soloviev et al. Moscow, Prosveshenie Publ., 1972. 448р. (In Russian)
Yaroshevsky M. G. L. S. Vygotsky: in search of a new psychology. Moscow, URSS Publ., 2007. 304 р. (In Russian)
Vygotsky L. S. To the psychology and pedagogy of child defectiveness.Vygotsky L. S. Collected works in 6 vols., vol. 5. Moscow, Pedagogika Publ., 1984, рр. 62–84. (In Russian)
Yarmolenko A. V. Examination of movements of normal and abnormal children. Leningrad, UchPedGIz. Publ., 1931. 162 р. (In Russian)
Gurevich M. O., Ozeretskiy N. I. Psychomotor, part two: Methods for the study of motor skills. Moscow; Leningrad, GosMedIzdat Publ., 1930. 174 p. (In Russian)
Ananiev B. G., Vekker L. M., Lomov B. F., Yarmolenko A. V. Touch in the processes of cognition and labor. Moscow, Academy of Pedagogical Science Publ., 1959. 263 р. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.