Особенности творческого воображения слабовидящих детей младшего школьного возраста
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.408Аннотация
В статье обсуждается проблема развития творческого воображения у детей с нарушенным зрением. Авторы исходят из положения о том, что недостатки чувственного познания, в частности образов представлений в виде схематизма, фрагментарности и т.п., сказываются на развитии творческого воображения. Вместе с тем сохранность комбинаторных механизмов может быть компенсаторным компонентом в развитии фантазии слабовидящих детей. В современной детской патопсихологии вопрос о характере влияния нарушенного зрения на процесс формирования воображения остается открытым. С одной стороны, снижение остроты зрения усиливает перцептивную неопределенность, что может способствовать развитию воображения. С другой стороны, сужение чувственного опыта приводит к необратимому недоразвитию творческого воображения. По мнению авторов статьи, дефект зрения может оказывать негативное влияние на процесс развития воображения, тем не менее коррекционное воздействие способно раскрыть потенциальные возможности, реализуемые в зоне ближайшего развития. Актуальность и новизна исследования обусловлены не только недостаточностью научных разработок, посвященных воображению в условиях нарушенного зрения, но и важностью этого феномена в процессе обучения и социально-психологической интеграции инвалидов по зрению. Цель исследования — провести сравнительный анализ различных характеристик воображения слабовидящих и нормально видящих детей. Выборка: слабовидящие, обучающиеся в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушенным зрением, и нормально видящие их сверстники, обучающиеся в общеобразовательной школе в первом классе (25 человек — экспериментальная группа, 25 человек — контрольная; средний возраст 7–8 лет). Исследование проводилось с использованием методики дорисовывания геометрических фигур (Дьяченко, Кириллова). Полученные данные свидетельствуют о негативном влиянии нарушений зрения на развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста. Это касается как количественных сторон образов воображения, так и качественных. Тем не менее имеющиеся потенциальные возможности развития воображения отчетливо были раскрыты в процессе коррекционно-развивающего эксперимента.
Ключевые слова:
творческое воображение, слабовидящие дети, дезонтогенез, формирующий эксперимент, дизонтогенез
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.