Особенности творческого воображения слабовидящих детей младшего школьного возраста

Авторы

  • Лариса Даринская Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Виктор Сорокин Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Галина Молодцова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.408

Аннотация

В статье обсуждается проблема развития творческого воображения у детей с нарушенным зрением. Авторы исходят из положения о том, что недостатки чувственного познания, в частности образов представлений в виде схематизма, фрагментарности и т.п., сказываются на развитии творческого воображения. Вместе с тем сохранность комбинаторных механизмов может быть компенсаторным компонентом в развитии фантазии слабовидящих детей. В современной детской патопсихологии вопрос о характере влияния нарушенного зрения на процесс формирования воображения остается открытым. С одной стороны, снижение остроты зрения усиливает перцептивную неопределенность, что может способствовать развитию воображения. С другой стороны, сужение чувственного опыта приводит к необратимому недоразвитию творческого воображения. По мнению авторов статьи, дефект зрения может оказывать негативное влияние на процесс развития воображения, тем не менее коррекционное воздействие способно раскрыть потенциальные возможности, реализуемые в зоне ближайшего развития. Актуальность и новизна исследования обусловлены не только недостаточностью научных разработок, посвященных воображению в условиях нарушенного зрения, но и важностью этого феномена в процессе обучения и социально-психологической интеграции инвалидов по зрению. Цель исследования — провести сравнительный анализ различных характеристик воображения слабовидящих и нормально видящих детей. Выборка: слабовидящие, обучающиеся в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушенным зрением, и нормально видящие их сверстники, обучающиеся в общеобразовательной школе в первом классе (25 человек — экспериментальная группа, 25 человек — контрольная; средний возраст 7–8 лет). Исследование проводилось с использованием методики дорисовывания геометрических фигур (Дьяченко, Кириллова). Полученные данные свидетельствуют о негативном влиянии нарушений зрения на развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста. Это касается как количественных сторон образов воображения, так и качественных. Тем не менее имеющиеся потенциальные возможности развития воображения отчетливо были раскрыты в процессе коррекционно-развивающего эксперимента.

Ключевые слова:

творческое воображение, слабовидящие дети, дезонтогенез, формирующий эксперимент, дизонтогенез

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.

Баранова Е. Н., Николаева Л. В. Особенности развития воображения у старших дошкольников с нарушением зрения // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4-4. С. 7–10. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2131 (дата обращения: 21.05.2023).

Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Питер, 2019.

Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.; Воронеж: МОДЭК, 2003.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Перспектива, 2020.

Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности. Основы дефектологии. М.: Юрайт, 2021.

Дудецкий А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. М.: Инфра, 2012.

Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1980. № 2. С. 107–113. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1980/802/802107.htm (дата обращения: 02.05.2023).

Кудрина Ю. С. Особенности творческого воображения дошкольников с общим недоразвитием речи // Гаудеамус. 2018. № 4 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tvorcheskogo-voobrazheniya-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 29.05.2023).

Кузьмичева А. В., Лях Т. И. Особенности изучения воображения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью // Наука, образование, культура. 2017. № 4 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-izucheniya-voobrazheniya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-umstvennoy-otstalostyu (дата обращения: 29.05.2023).

Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб.: КАРО, 2006.

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001.

Немов Р. С. Психология: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2014.

Нудельман М. М. Методы исследования воображения аномальных детей. М.: МГПИ, 1978.

Розет И. М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск: Университетское изд-во, 1991.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: АСТ, 2020.

Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М.: Педагогика,1980.

Сорокин В. М. Психология развития лиц с патологией зрения // Специальная психология / под ред. О.В. Елецкой, М.В. Матвеевой. М.: Владос, 2020.

Сорокин В. М. Специальная психология: учебник для вузов / под ред. Л. М. Шипицыной. М.: Юрайт, 2023.

Шаповалова О. Е. Изучение воображения умственно отсталых детей // Наука и школа. 2019. № 5. С. 179–184. URL: http://nauka-i-shkola.ru/sites/default/files/179184.pdf (дата обращения: 28.05.2023)

Lothane Z. Imagination as reciprocal process and its role in the psychoanalytic situation // International Forum of Psychoanalysis. 2007. No. 16 (3). P. 152–163. https://doi.org/10.1080/08037060701278636

Pelaprat E., Cole M. “Minding the gap”: imagination, creativity and human cognition // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2011. No. 45. P. 397–418. https://doi.org/10.1007/s12124-011-9176-5

Tateo L. Giambattista Vico and the psychological imagination // Culture & Psychology. 2015. No. 21 (2). P. 145–161. https://doi.org/10.1177/1354067X15575695


References

Ananiev, B. G. (2001). On the Problems of Modern Human Knowledge. St. Petersburg, Piter Publ. (In Russian)

Baranova, E. N., Nikolaeva, L. V. (2019). Features of the development of imagination in older preschoolers with visual impairment. Nauchnoe Obozrenie. Pedagogicheskie Nauki, 4 (4), 7–10. https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2131 (accessed: 21.05.2023). (In Russian)

Bratus, B. S. (2019). Personality Anomalies. Moscow, Piter Publ. (In Russian)

Brushlinsky, V. (2003). Subject: thinking, teaching, imagination. Moscow; Voronezh, Modek Publ. (In Russian)

Dudetsky, A. Ya. (2012). Theoretical questions of imagination and creativity. Moscow, Infra-M Publ. (In Russian)

Dyachenko, O. M., Kirillova, A. I. (1980). On some features of the development of imagination in preschool children. Voprosy Psikhologii, 2, 107–113. Available at: http://www.voppsy.ru/issues/1980/802/802107.htm (accessed: 02.05.2023). (In Russian)

Kudrina, Yu. S. (2018). Features of creative imagination of preschoolers with general underdevelopment of speech. Gaudeamus, 4 (38). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tvorcheskogo-voobrazheniya-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (accessed: 29.05.2023). (In Russian)

Kuzmicheva, A. V., Lyakh, T. I. (2017). Features of studying the imagination of children of primary school age with mental retardation. Nauka, Obrazovanie, Kul’tura, 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-izucheniya-voobrazheniya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-umstvennoy-otstalostyu (accessed: 29.05.2023). (In Russian)

Litvak, A. G. (2006). Psychology of Blind and Visually Impaired. St. Petersburg, KARO Publ. (In Russian)

Lothane, Z. (2007). Imagination as reciprocal process and its role in the psychoanalytic situation. International Forum of Psychoanalysis, 16 (3), 152–163. https://doi.org/10.1080/08037060701278636

Maklakov, A. G. (2001). General Psychology. St. Petersburg, Piter Publ. (In Russian)

Nemov, R. S. (2014). Psychology: Textbook for bachelors. Moscow, Iurait Publ. (In Russian)

Nudelman, M. M. (1978). Methods for Studying the Imagination of Abnormal Children. Moscow, MGPI Publ. (In Russian)

Pelaprat, E., Cole, M. (2011). “Minding the gap”: imagination, creativity and human cognition. Integrative Psychological and Behavioral Science, 45, 397–418.

Rubinshtein, S. L. (2020). Fundamentals of General Psychology. Moscow, AST Publ. (In Russian)

Solntseva, L. I. (1980). Development of Compensatory Processes in Blind Children of Preschool Age. Moscow, Pedagogika Publ. (In Russian)

Sorokin, V. M. (2023). Special Psychology: textbook for higher institutions, L. M. Shipitsyna (ed.). Moscow, Iurait Publ. (In Russian)

Sorokin, V. M. (2020). Psychology of development of persons with vision pathology. Special Psychology, O. V. Eletskaya, V. M. Sorokin, M. V. Matveeva (eds). Moscow, Vlados Publ. (In Russian)

Shapovalova, O. E. (2019). The study of imagination of mentally retarded children. Nauka i Shkola, 5, 179–184. Available at: http://nauka-i-shkola.ru/sites/default/files/179184.pdf (accessed: 28.05.2023). (In Russian)

Tateo, L. (2015). Giambattista Vico and the psychological imagination. Culture & Psychology, 21 (2), 145–161. https://doi.org/10.1177/1354067X15575695

Vygotsky, L. S. (2020). Imagination and Creativity in Childhood. Moscow, Perspectiva Publ. (In Russian)

Vygotsky L. S. (2021). On Psychology and Pedagogy of Children’s Disabilities. Fundamentals of Defectology. Moscow, Iurait Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

16.12.2023

Как цитировать

Даринская, Л., Сорокин, В. ., & Молодцова, Г. (2023). Особенности творческого воображения слабовидящих детей младшего школьного возраста. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 13(4), 552–565. https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.408

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования