Отношение молодых людей к гендерным установкам, транслируемым лидерами мнений в русскоязычном сегменте социальной сети YouTube

Авторы

  • Елена Зиновьева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0003-1052-103X
  • Елена Кузнецова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0001-9359-9013

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.203

Аннотация

Несмотря на наличие большого количества исследований, посвященных сравнительному изучению особенностей разных поколений, чаще всего эти исследования носят социологический или демографический характер, в то время как психологических исследований данной тематики недостаточно. Для современных молодых людей, именуемых, согласно теории Хоува и Штрауса, «поколением Z» или «цифровым поколением», характерно снижение значимости опыта родителей и самостоятельность в поиске и отборе информации в кругу сверстников в социальных сетях. Среди участников, организующих коммуникации в социальных сетях, есть отдельные пользователи, мнение и знания которых становятся источником информации для других. Этих пользователей называют инфлюенсерами или лидерами мнений. Предполагается, что под влиянием лидеров мнений могут формироваться мировоззрение и система ценностей молодых людей. Данная статья посвящена исследованию гендерных установок, транслируемых лидерами мнений в молодежной среде, и отношению молодых людей к ним. Исследуется согласованность гендерных (как одних из наиболее важных для этого возраста) установок молодых людей с гендерными установками лидеров мнений в социальных сетях. Выборка: 191 человек в возрасте 16–18 лет. Исследование проводилось с использованием метода контент-анализа, авторской анкеты и опросника, а также опросников «Я женщина (мужчина)» Л.Н.Ожиговой (2003), опросника «Установки к сексу» Г.Айзенка (1989), опросника ценностей Шварца — адаптировано Карандашевым (2004). Результаты: наиболее популярными среди молодежи являются каналы, связанные с развлекательным контентом. Авторы этих каналов транслируют гендерные установки, в  которых чаще отражаются гендерные стереотипы, касающиеся поведения мужчин и  женщин, их интеллектуальной и  эмоциональной сферы. Выявлено, что гендерные установки авторов и их аудитории схожи между собой: авторы транслируют, а аудитория демонстрирует в своих суждениях противоречивые установки. Молодые люди склонны соглашаться с мнением о биологических основаниях в различиях между когнитивными способностями мужчин и  женщин. Кроме того, показано, что молодые люди, которым свойственно конформное поведение и подверженность внешнему влиянию, чаще соглашаются с мнениями, транслируемыми авторами каналов. Данное исследование не позволяет сделать вывод, были ли гендерные установки молодых людей сформированы популярными блогерами, или были изначально таковыми, и это является перспективным полем исследований.

Ключевые слова:

лидеры мнений, поколение Z, молодые люди, гендерные установки, социальные сети, YouTube

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Tapscott D. Growing Up Digital: The Rise of the Net Generation. New York: McGraw-Hill, 1998.

Brown N. Meet Generation Z: Forget Everything You Learned About Millenials.//Social Media Week. 2014. July 30. URL: https://socialmediaweek.org/blog/2014/07/meet-generation-z-forget-everything-learned-millenials/ (дата обращения: 15.02.2020).

Shatto B., Erwin K. Moving on From Millennials: Preparing for Generation Z. // Journal of Continuing Education in Nursing. 2016. No. 47. P.253–254. URL: https://doi.org/10.3928/ 00220124–20160518-05

Lazarsfeld P., Katz E. Personal Influence: The Part Played by People in the Flow of Mass Communications. New York: FreePress, 1955.

Barker Sh. How Social Media Is Influencing Purchase Decisions.// Social Media Week. 2017. May 26. URL: https://socialmediaweek.org/blog/2017/05/social-media-influencing-purchase-decisions/ (дата обращения: 22.02.2020).

Lin H.-Ch., Bruning P.F., Swarna H. Using Online Opinion Leaders to Promote the Hedonic and Utilitarian Value of Products and Services // Business Horizons. 2018. No. 3 (61). P. 431–442.

Farivar S., Wang F., Yuan Y. Meformer vs. informer: Influencer type and follower behavioral intentions //The 25th American Conference on Information Systems. Cancun, 2019. URL: https://aisel.aisnet.org/ cgi/viewcontent.cgi?article=1364&context=amcis2019 (дата обращения: 15.02.2020).

Kostromina S.N., Grishina N.V., Moskvicheva N.L., Zinovyeva E.V. Commitment to Generation Subculture as a Factor of Building a Life Scenario // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2019. P. 267–275.https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.07.35

Strauss W., Howe N. Generations: The History of Americas Future, 1584 to 2069. New York: Quill William Morrow, 1991.

Гаврилова А.В. Социально-психологические особенности ментальности «нового поколения» // Вестник Удмуртского университета. Педагогика. 2016. Т. 26. Вып. 2. С. 58–63.

Гришина Н.В., Москвичева Н.Л., Кузнецова Е.А. Жизненный сценарий как научный конструкт: эволюция взглядов и методов изучения // Психология личности: Пребывание в изменении. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2019. С. 331–382.

Григорова Т.П. Представления студентов о семье как проявление жизненного сценариями совладания с его трудностями // Вестник Костромского государственного университета. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 4. С. 133–139.

Изотова Е.И., Голубева Н.А., Гребенникова О.В. Феномен межпоколенной трансмиссии в социокультурном и информационном пространствах современности // Мир психологии. 2017. № 1 (89). С. 51–63.

Маленова А.Ю., Дружинина Ю.А. Особенности мотивации брачно-семейных отношений у представителей разных поколений // Вестник Омского университета. Психология. 2010. № 2. С. 39–51.

Gibson G.W., Greenwood R.A., Murphy E.F. Generational Differences In The Workplace: Personal Values, Behaviors, аnd Popular Beliefs // Journal of Diversity Management. 2009. № 4 (3). P. 1–8. https://doi. org/10.19030/jdm.v4i3.4959

Солдатова Г., Чекалина А. Интернет глазами детей и подростков мегаполиса // Дети в информационном обществе. Моя безопасная Сеть: 2009. Вып. 1. URL: http://detionline.com/assets/files/ journal/1/ (дата обращения: 27.02.2020).

Солдатова Г., Кропалева Е. Территория свободы. Особенности российских школьников как пользователей Интернета. // Дети в информационном обществе. 2009. Вып. 2. URL: http://detionline. com/assets/files/journal/2/ (дата обращения: 27.02.2020).

Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. М.: Московский психолого-социальный университет, 2010. № 3. С. 90–102.

Westenberg W. The influence of Youtubers on teenagers. Unpublished master’s thesis. 2016. University of Twente, Enschede. URL: https://essay.utwente.nl/71094/1/Westenberg_MA_BMS.pdf (дата обращения: 15.02.2020).

Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 1–26.

Аянян А.Н., Голубева А.Н., Марцинковская Т.Д., Полева Н.С. Специфика становления идентичности детей и подростков в ситуации транзитивности // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 50. С. 5. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n50/1356-ayanyan50.html (дата обращения: 15.02.2019).

Касперович-Рынкевич О.Н. Особенности медиапотребления поколения Z // Журнал Белорусского гос. ун-та. Журналистика. Педагогика. 2019. С. 29–35.

Кучерихин В.В. Поколение Z — поколение «прямого эфира» и «Историй» // Всероссийская научно-практическая конференция «Череповецкие научные чтения — 2017». Череповец: Изд-во Череповецкого гос. ун-та, 2018. С. 70–72.

Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). С. 6. URL: http://vtr.vscc.ac.ru/article/2604б DOI: 10.15838/tdi.2018.2.42.6 (дата обращения: 15.02.2019).

Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб.: Изд-во Рос.гос. пед. ун-та им. А.И.Герцена, 1998.

Manago A., Graham M., Greenfield P., Salimkhan G. Self-presentation and Gender on MySpace // Journal of Applied Developmental Psychology. 2008. Vol. 29. P. 446–458.

Саралиева З.Х., Щекотуров А.В. «Я не хочу быть такой девочкой, чтобы посуду всегда мыть»: институциональный анализ гендерной чувствительности подростков поколения «Z» // Женщина в российском обществе. 2015. №3/4 (76–77). C. 45–58.

Aran-Ramspott S., Fedele M., Tarragó A. Funciones socials de los Youtubers y su influenciaen la preadolescencia. // Comunicar. 2018. № 57. P. 71–80. https://doi.org/10.3916/C57–2018-07 29. Ожигова Л.Н. Психология гендерной идентичности личности. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2006.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь — справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 13. 31. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004.

Яценко А.С. Гендерные стереотипы в немецком языковом бытовом анекдоте о женщине // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. № 7. С. 220–223.

Шилова Т.А. Гендерные стереотипы в ресурсах сети Интернет. // Женщина в российском обществе. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2004. № 1–2. С. 34–42.

Смирнова Н.Л. Типы социальных представлений об интеллектуальной личности // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Ч. 3: Социальные представления и мышление личности: материалы юбилейной науч. конф. ИП РАН, 28–29 янв. 2002 г. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2002. С. 129–139.

Мироненко И.А., Дессау В.А. Эмпирическое исследование гендерных стереотипов обыденных представлений об интеллекте методом контент-анализа свободных ответов респондентов // Вестник ЛГУ им. А.С.Пушкина. 2010. №2. С. 81–96.


References

Tapscott D. Growing Up Digital: The Rise of the Net Generation. New York, McGraw-Hill Publ., 1998.

Brown N. Meet Generation Z: Forget Everything You Learned About Millenials. 2014. Available at: https://socialmediaweek.org/blog/2014/07/meet-generation-z-forget-everything-learned-millenials/ (accessed: 15.02.2020).

Shatto B., Erwin K. Moving on From Millennials: Preparing for Generation Z. Journal of Continuing Education in Nursing, 2016, no. 47, pp. 253–254. doi.org/10.3928/00220124–20160518-05

Lazarsfeld P., Katz E. Personal Influence: The Part Played by People in the Flow of Mass Communications. New York, FreePress Publ., 1955.

Barker S. How Social Media Is Influencing Purchase Decisions. Social Media Week, 2017. Available at: https://socialmediaweek.org/blog/2017/05/social-media-influencing-purchase-decisions/ (accessed: 22.02.2020).

Lin H.C., Bruning P.F., Swarna H. Using Online Opinion Leaders to Promote the Hedonic and Utilitarian Value of Products and Services. Business Horizons, 2018, no. 3 (61), pp. 431–442.

Farivar S., Wang F., Yuan Y. Meformer vs. informer: Influencer type and follower behavioral intentions. The 25th Americas Conference on Information Systems, Cancun, 2019. Available at: https://aisel.aisnet. org/cgi/viewcontent.cgi?article=1364&context=amcis2019 (accessed: 15.02.2020).

Kostromina S.N., Grishina N.V., Moskvicheva N.L., Zinovyeva E.V. Commitment to Generation Subculture as a Factor of Building a Life Scenario. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 2019, pp. 267–275. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.07.35

Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York, William Morrow & Company Publ., 1991.

Gavrilova A.V. Socio-psychological characteristics of the mentality of the ‘new generation’. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriia Filosofiia. Psikhologiia. Pedagogika, vol. 26, issue 2, 2016, pp. 58–63. (In Russian)

Grishina N.V., Moskvicheva N.L., Kuznetsova E.A. Life scenario as a scientific construct: evolution of views and methods of study. In: Personality psychology: stay in change. Ed. by N.V.Grishina. St. Petersburg University Publ., 2019, pp. 331–382. (In Russian)

Grigorova T.P. The idea of students about the family as a manifestation of life scenarios of coping with its difficulties. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika, 2016, no. 4, pp. 133–139. (In Russian)

Izotova E.I., Golubeva N.A., Grebennikova O.V. The phenomenon of intergenerational transmission in the sociocultural and information space of modernity. Mir psikhologii. Moscow, Moskovskii psikhologo-sotsial’nyi universitet Publ., 2017, no. 1, pp. 51–63. (In Russian)

Malenova A.Iu., Druzhinina Iu. A. Features of motivation for marriage and family relations among representatives of different generations. Vestnik Omskogo universiteta. Seriia “Psikhologiia” , 2010, no. 2, pp. 39–51.

Gibson G.W., Greenwood R.A., Murphy E.F. Generational Differences In The Workplace: Personal Values, Behaviors, And Popular Beliefs. Journal of Diversity Management, 2009, no. 4 (3), pp. 1–8. https:// doi.org/10.19030/jdm.v4i3.4959 (In Russian)

Soldatova G., Chekalina A. Internet through the eyes of children and adolescents in a megalopolis. Deti v informatsionnom obshchestve. Moia bezopasnaia Set’: Internet glazami detei i podrostkov. 2009, vol. 1. Available at: http://detionline.com/assets/files/journal/1/ (accessed: 27.02.2020). (In Russian)

Soldatova G., Kropaleva E. Territory of freedom. Features of Russian schoolchildren as Internet users. Deti v informatsionnom obshchestve, 2009, vol. 2. Available at: http://detionline.com/assets/files/journal/2/ (accessed: 27.02.2020). (In Russian)

Martsinkovskaia T.D. Information space as a factor in the socialization of modern adolescents. Mir psikhologii, 2010, no. 3, pp. 90–102. (In Russian)

Westenberg W. The influence of youtubers on teenagers. Master Thesis. University of Twente, 2016. Available at: https://essay.utwente.nl/71094/1/Westenberg_MA_BMS. pdf (accessed: 15.02.2020). 20. Asmolov A.G. Internet as a generative space: historical and evolutionary perspective. Voprosy psikhologii, 2019, no. 4, pp. 1–26. (In Russian)

Ayanyan A.N, Golubeva N.A., Martsinkovskaya T.D., Poleva N.S. The specifics of the formation of children and adolescents in situations of identity is transitive. Psikhologicheskie issledovaniia (elektronnyi zhurnal) , 2017, vol. 9, no. 50, p. 5. (In Russian)

Kasperovich-Rynkevich O.N. Features of media consumption generation Z. Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Zhurnalistika. Pedagogika, 2019, pp. 29–35. (In Russian)

Kucherikhin V.V. Generation Z — the generation of “live broadcasts” and “Histories”. Vserossiiskaia nauchno-prakticheskaia konferentsiia “Cherepovetskie nauchnye chteniia — 2017” , 2018, pp. 70–72. (In Russian)

Kulakova A.B. Generation z: theoretical aspect. Voprosy territorial’nogo razvitiia, 2018, no. 2 (42), p. 6. (In Russian)

Kletsina I. S. Gender socialization. St. Petersburg, Ros. gos. ped. un-ta im. A.I.Gertsena Publ., 1998. (In Russian)

Manago A., Graham M., Greenfield P., Salimkhan G. Self-presentation and Gender on MySpace. J. of Applied Developmental Psychology, 2008, vol. 29, pp. 446–458.

Saralieva Z.Kh., Shchekoturov A.V. “I do not want to be such a girl that I always wash dishes”: an institutional analysis of the gender sensitivity of adolescents of the “Z” generation. Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, 2015, no. 3–4, pp. 76–77. (In Russian)

Aran-Ramspott S., Fedele M., Tarragó A. Funcionessociales de los Youtubers y su influenciaen la preadolescencia. Comunicar, 2018, vol. 57, pp. 71–80. https://doi.org/10.3916/C57–2018-07

Ozhigova L.N. Psychology of gender identity. Krasnodar, Kubanskii gos. un-t Publ., 2006. (In Russian)

Burlachuk L.F., Morozov S.M. Dictionary — a guide to psychodiagnostics. St. Petersburg, Piter Kom Publ. (In Russian)

Karandashev V.N. Schwartz methodology for the study of personality values: concept and methodological guidance. St. Petersburg, Rech’ Publ., 2004. p. (In Russian)

Iatsenko A. S. Gender stereotypes in the German language and everyday joke about a woman. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2019, no. 7, pp. 220–223. (In Russian)

Shilova T.A. Woman in Russian society, 2004, vol. 1–2, p. 39.(In Russian)

Smirnova N.L. Types of social representations of intellectual personality. Sovremennaia psikhologiia: Sostoianie i perspektivy issledovanii. Ch. 3: Sotsial’nye predstavleniia i myshlenie lichnosti: materialy iubileinoi nauch. konf. IP RAN, 28–29 Jan. 2002. Moscow, Institut psikhologii RAN Publ., 2002, pp. 129– 139. (In Russian)

Mironenko I.A., Dessau V.A. An empirical study of gender stereotypes about the intellectual method of content analysis of respondents’ free answers. Vestnik LGU im. A. S.Pushkina, 2010, no. 2, pp. 81– 96. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.07.2020

Как цитировать

Зиновьева, Е., & Кузнецова, Е. (2020). Отношение молодых людей к гендерным установкам, транслируемым лидерами мнений в русскоязычном сегменте социальной сети YouTube. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 10(2), 142–157. https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.203

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования