Интеграция опыта: между прошлым и будущим

Авторы

  • Елена Зиновьева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Светлана Костромина Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.207

Аннотация

В статье обсуждаются вопросы связи опыта человека и внутреннего времени (И. Пригожин). Жизненный опыт человека — то пространство, в котором он может постоянно перемещаться по разным модусам времени. Отмечается непрерывность прошлого, настоящего и будущего, а также способность человека перемещаться между временными модусами. Персонализированность опыта свидетельствует о его принадлежности личной истории жизни человека и необходимости изучать время не как движение, а как историю. Указывается, что проблема времени в человеческом измерении (его историчность) оказывается неразрывно связанной с проблемой события. Событийность создает временную асимметрию во внутреннем пространстве личности, нивелируя роль начальных условий и обстоятельств. Это позволяет рассматривать событие как элемент одновременно разграничивающий и соединяющий время в потоке опыта. Переживание, в свою очередь, выступает механизмом, посредством которого происходит интеграция события в опыт. Далее приводятся результаты эмпирического исследования, посвященного фиксации перемещения человека между прошлым и будущим в процессе переживания им значимых событий своей жизни. Для изучения переживания опыта использовался феноменологический психологический подход Джорджи. Выборка составила 15 человек (M = 24,6 ± 2,22 лет). Обнаружено, что глубина и детальность описания переживаний, а также представленность значения события человеку связаны со свободой перемещения между прошлым и будущим, а также с интеграцией и сложностью опыта. Свобода перемещения и глубокие переживания будут говорить скорее в пользу интеграции и усложнения, тогда как трудности с перемещением и поверхностные переживания могут указывать на слабую интеграцию. Настоящее содержит в себе опыт прошлого и опыт будущего, а также «следы прошлого возможного будущего», которое не реализовалось. В заключение формулируется идея о том, что люди пытаются интегрировать в опыте разрозненные значения, поэтому интеграция всегда локальна, и в то же время свобода перемещений будет способствовать большей интеграции.

Ключевые слова:

опыт, жизненный опыт, время, событие, переживание, прошлое, будущее

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биографии авторов

Елена Зиновьева, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

к.пс.н., доц.

Светлана Костромина, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

д-р пс. н., проф.

Библиографические ссылки

Литература

Аванесов С. С. Событие у М. М. Бахтина как происхождение сущего // Идеи и идеалы. 2017. Т. 1.№ 1 (31). С. 23–30.

Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Ин-т психологии РАН, 2006.

Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: ежегодник. 1984–1985. М.: Наука, 1986. С. 80–160.

Бернштейн Н. А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности. М: Медицина, 1966.

Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984.

Варшава Б., Выготский Л. Психологический словарь. М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во, 1931.

Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени // Гуссерль Э. Собрание сочинений / под общ. ред. В. И. Молчанова. Т. 1. М.: Гнозис, 1994. С. 6–102.

Гришина Н. В. Жизненное событие: сила обстоятельств и авторство личности // Вестник Московско- го государственного областного университета: электронный журнал. 2020. № 4. URL: https://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/Doc/1045 (дата обращения: 14.02.2022).

Касториадис К. Воображаемое установление общества. М.: Гнозис, 2003.

Костромина С. Н., Гришина Н. В. Возникающее как предмет исследования в психологии личности // Вопросы психологии. 2021. Т. 67, № 4. С. 21–37.

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1992.

Мамардашвили М. К. О сознании // Мамардашвили М. К. Необходимость себя (Лекции. Статьи. Философские заметки). М.: Лабиринт, 1996. С. 214–229.

Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. СПб.: Азбука-Аттикус, 2011.

Попова Р. Р. Проблема определения понятия «событие» в психологии // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2011. № 3 (25). С. 287–293.

Пригожин И. Р. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М.: КомКнига; URSS, 2006.

Рассел Б. Человеческое познание. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 1957.

Рассел Б. Об опыте времени // Логос. 2004. Т. 5 (44). С. 29–44.

Рындин Д. Г. Мераб Мамардашвили: событие мысли и педагогическая практика // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 1. С. 104–118.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1989.

Сартр Ж.-П. Воображаемое: феноменологическая психология воображения. СПб.: Наука, 2001.

Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков: Фолио, 2003.

Чиксентмихайи М. Эволюция личности. М.: Альпина нон-фикшн, 2017.

Щитцова Т. В. Событие в философии Бахтина. Минск: Логвинов, 2002.

Эпштейн М. Н. Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001.

Abbey E., Valsiner J. Emergence of meanings through ambivalence // Forum Qualitative Social Research Sozialforschung. 2005. No. 6 (1). URL: https://www.qualitative-research.net/index.php/fqs/article/view/515 (accessed: 14.02.2022).

Fuhrer U., Josephs I. E. The cultivated mind: From mental mediation to cultivation // Developmental Review. 1998. No. 18 (3). P. 279–312.

Giorgi A. The descriptive phenomenological psychological method // J. Phenomenol. Psychol. 2012. No. 43. P. 3–12.

Martin J., Gillespie A. A neo-meadian approach to human agency: Relating the social and the psychological in the ontogenesis of perspective-coordinating persons // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2010. No. 44 (3). P. 252–272.

Sato T., Valsiner J. Time in life and life in time: Between experiencing and accounting // Ritsumeikan Journal of Human Sciences. 2010. No. 20 (1). P. 79–92.

Taylor C. H. A Secular Age. Cambridge, MA; London: The Belknap Press of Harvard University Press, 2007. P. 171–176.

Valsiner J. Beyond social representations: A theory of enablement // Papers on Social Representations. 2003. No. 12. P. 7.1–7.16.

Zittoun T. Sign the gap: dialogical self in disrupted times // Studia Psychologica. 2008. No. 6 (8). P. 73–89.

Zittoun T. Lifecourse // Handbook of Culture and Psychology / ed. J. Valsiner. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 513–535.

Zittoun T., Gillespie A. Integrating experiences: Body and mind moving between contexts // Integrating experiences: Body and mind moving between contexts / eds B. Wagoner, N. Chaudhary, P. Hviid. IAP Information Age Publishing, 2015. P. 3–49.


References

Abbey, E., Valsiner, J. (2005). Emergence of meanings through ambivalence. Forum Qualitative Social Research Sozialforschung, 6 (1). Available at: https://www.qualitative-research.net/index.php/fqs/article/view/515 (accessed: 14.02.2022).

Avanesov, S. S. (2017). “Event” as coming into being in M. Bakhtin’s philosophy. Idei i idealy, 1 (31), 1, 23–30. (In Russian)

Antsyferova, L. I. (2006). Personal development and problems of gerontopsychology. Moscow, Institute of Psychology RAS Press. (In Russian)

Bakhtin, M. M. (1986). Toward a Philosophy of the Act. In: Philosophy and social study of science and technology (pp. 80–160). 1984–1985. Мoscow, Nauka Publ. (in Russian)

Bernstein, N. A. (1966). Essays on the physiology of movements and the physiology of activity. Мoscow, Medicine Publ. (In Russian)

Castoriadis, С. (2003). Imagined establishment of society. Moscow, Gnozis Publ. (In Russian)

Csikszentmihalyi, M. (2017). Personality evolution. Moscow, Al’pina non-fikshn Publ. (In Russian)

Epshtein, M. N. (2001). Philosophy of the possible . St Petersburg, Aleteiia Publ. (In Russian)

Fuhrer, U., Josephs, I. E. (1998). The cultivated mind: From mental mediation to cultivation. Developmental Review , 18 (3), 279–312.

Giorgi, A. (2012). The descriptive phenomenological psychological method. J. Phenomenol. Psychol., 43, 3–12.

Grishina, N. V. (2020). Life event: force of circumstances and authorship of personality. Bulletin of Moscow Region State University , 4. Available at: https://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/Doc/1045 (accessed: 14.02.2022) (In Russian)

Heidegger, M. (2003). Sein und Zeit. Kharkiv, Folio Publ. (In Russian)

Husserl, E. (1994). Phenomenology of the inner consciousness of time, transl. from the German by V. I. Molchanov. In: Collected Works (pp. 6–102), 1. Moscow, Gnozis Publ. (In Russian)

Kostromina, S. N., Grishina, N. V. (2021). Emerging as a subject of research in personality psychology. Voprosy Psikhologii , 67, 4, 21–37. (In Russian)

Mamardashvili, M. K., Pyatigorsky, A. M. (2011). Symbol and Consciousness . St Petersburg, Azbuka-Attikus Publ. (In Russian)

Mamardashvili, M. K. (1996). On consciousness. In: Neobkhodimost’ sebia (pp. 214–219). Moscow, Labirint Publ. (In Russian)

Mamardashvili, M. K. (1992). How I Understand Philosophy . Moscow, Progress Publ.; Kultura Publ. (In Russian)

Martin, J., Gillespie, A. (2010). A neomeadian approach to human agency: Relating the social and the psychological in the ontogenesis of perspective-coordinating persons. Integrative Psychological and Behavioral Science , 44 (3), 252–272.

Popova, R. R. (2011). The problem of definition of the concept “event” in psychology. Vestnik Tatarskogo Gosudarstvennogo Gumanitarno-Pedagogicheskogo Universiteta , 3 (25), 287–293. (In Russian)

Prigozhin, I. R. (2006). From existing to emerging. Time and complexity in the physical sciences . Moscow, KomKniga Publ.; URSS Publ. (In Russian)

Rubinstein, S. L. (1989). Fundamentals of general psychology : in 2 vols. Vol. II. Moscow. (In Russian)

Russell, B. (2004). About the experience of time. Logos, 5 (44), 29–44. (In Russian)

Russell, B. (1957). Human knowledge. Moscow, Institute of Humanitarian Studies Press.

Ryndin, D. G. (2019). Merab Mamardashvili: Event of thought and pedagogic practice. Vysshee obrazovanie v Rossii , 28, 1, 104–118. (In Russian)

Sartr, J.-P. (2001). Imaginary. Phenomenological psychology of imagination . St Petersburg, Science Publ. (In Russian)

Sato, T., Valsiner, J. (2010). Time in life and life in time: Between experiencing and accounting. Ritsumeikan Journal of Human Sciences , 20 (1), 79–92.

Shchittsova, T. V. (2002). Event as a concept of Bakhtin’s philosophy . Minsk, I. P. Logvinov Publ. (In Russian)

Taylor, C. H. (2007). A Secular Age (pp. 171–176). Cambridge, MA; London, The Belknap Press of Harvard University Press.

Valsiner, J. (2003). Beyond social representations: A theory of enablement. Papers on Social Representations , 12, 7.1–7.16.

Vasilyuk, F. E. (1984). Psychology of experiencing. The resolution of life’s critical situations . Moscow, Moscow University Press. (In Russian)

Warsaw, B., Vygotsky, L. (1931). Psychological Dictionary . Moscow, State Educational and Pedagogical Publ. (In Russian)

Zittoun, T. (2008). Sign the gap: dialogical self in disrupted times. Studia Psychologica , 6 (8), 73–89.

Zittoun, T. (2012). Lifecourse. In: J. Valsiner (ed.) Handbook of Culture and Psychology (pp. 513–535). Oxford, Oxford University Press.

Zittoun, T., Gillespie, A. (2015). Integrating experiences: Body and mind moving between contexts. In: B. Wagoner, N. Chaudhary, P. Hviid (eds), Integrating experiences: Body and mind moving between contexts (pp. 3–49). IAP Information Age Publishing.

Загрузки

Опубликован

09.07.2022

Как цитировать

Зиновьева, Е., & Костромина, С. (2022). Интеграция опыта: между прошлым и будущим. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 12(2), 186–203. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.207

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования