Организационная психология: психологическое описание деятельности как коммуникация

Авторы

  • Сергей Алексеевич Маничев Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

В статье рассматриваются коммуникативные аспекты психологического описания и анализа деятельности. Анализ систем описания деятельности позволяет сделать общий вывод о том, что методы сбора данных для анализа деятельности являются сходными: данные извлекаются из одних и тех же источников, близкими по технологии методами. Главная общая черта всех способов получения данных то, что они всегда являются устной или письменной коммуникацией, имеющей интер- дискурсный характер. Концептуальной основой интердискурсного анализа профессиональной деятельности является выделение взаимообратимых отношений текста и контекста как основы для анализа деятельности. Выделены три основных контекста, в которых деятельность описывается как решение предметных задач, как решение интерактивных задач, как решение жизненных задач.

Ключевые слова:

психологический анализ и описание деятельности, коммуникация, дискурс

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература

Геберт Д., фон Розенстиль Л. Организационная психология. Харьков: Гуманитарный центр, 2006.

Bass B. M. Improving organisational effectiveness through transformational leadership. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 1994.

Shippmann J. Use modeling Competence // Personnel Psychology. 2000. No. 53.

Brannick M. T., Levine E. L. Job analysis. Th ousand Oaks, CA: Sage Publications, 2002.

Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Academia, 2001.

Фуко М. Археология знания. СПб.: ИЦ Гуманитарная Академия, 2004.

Гордукалова Г. Ф. Анализ информации: технологии, методы, организация: учебно-практ. пособие. М.: Профессия, 2009.

Олдырева Л. П. Категория контекста в английских риториках XVIII века (историографический аспект) // Контекстуально обусловленная вариативность единиц языка: сб. науч. трудов. Рига: ЛГУ, 1989. С. 142–149.

Chapanis A. Engeneering psychology // Handbook of industrial and organizational psychology / ed. by M. D. Dunnette. Chicago: Rand McNally, 1976.

Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. Тексты. М.: Международный ун-т бизнеса и управления, 1996. С. 494–526.

Автономов В. Н. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998.

Фон Мизес Л. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. М.: Социум, 2005.

Van Dijk T. Structures of discourse and structures of power // J. A. Anderson (ed.). Communication Yearbook, 12. Newbury Park, CA: Sage Publications, 1989. P. 18–59.

Habermas J. Vorstudien und Ergänzungen zur Th eorie des kommunikativen Handelns. Frankfurt am Mein: Suhrkamp Verlag, 1995. 15. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело ЛТД, 1993.

Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии / под ред. А. О. Бороноева. СПб., 1994. С. 25–42.

Опубликован

15.08.2019

Как цитировать

Маничев, С. А. (2019). Организационная психология: психологическое описание деятельности как коммуникация. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, (2), 31–41. извлечено от https://psyjournal.spbu.ru/article/view/5596

Выпуск

Раздел

Основные направления современной психологии