Особенности зарождения, становления и развития психологии образования

Авторы

  • Нина Валентиновна Бордовская Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Светлана Николаевна Костромина Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

В статье раскрываются источники зарождения и особенности становления психологии образования как интегральной области научно-психологического знания. Обоснован и описан междисциплинарный характер развития психологии образования, раскрыта ее связь с педагогической психологией и психологией развития, социальной психологией и психологией консультирования, педагогикой и философией образования. Уточнено предназначение и конкретизированы задачи психологии образования, предпринята попытка определить проблемно-предметное поле исследований. Выделен и раскрыт практический аспект психологии в образовании.

Ключевые слова:

психология образования, задачи психологии образования, история психологии образования, психология в образовании

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704 с.

Бордовская Н. В. Диалектика педагогического исследования. СПб., 2001. 512 с.

Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2011. 608 с.

Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993. 187 с.

Асмолов А. Г. ХХI век: Психология в век психологии // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 3–12.

Педагогическая психология: учеб. пособие / под ред. Л. А. Регуш, А. А. Орловой. СПб.: Питер, 2010. 416 с.

Казанская В. Г. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2005. 366 с.

Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов/Д., 1997. 480 с.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 240 с.

Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. М.: Инноватор — Bennet college, 1997. С. 177–184.

Рубцов В. В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний (к определению предмета экологической психологии) // Вторая Российская конференция по экологической психологии. М., 2000. С. 169–172.

Панов В. И. Образовательная среда как предмет экопсихологии развития. М., 2000. .

Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. М., 2005. 216 с.

Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 271 с.

Костромина С. Н. Психология диагностической деятельности в образовании. СПб.: Наука, 2007. 489 с.

Костромина С. Н. Психологические условия становления личности профессионала // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 12. 2008. Вып. 4. С. 323–335.

Орлов А. Б. Психология личности и сущности: парадигмы, проекции, практики. М: Логос, 1995. 224 с.

Гулина М. А. Основы индивидуального психологического консультирования. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 270 с.

Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Академия, 2001. 208 с.

Пежемская Ю. С. Психологические детерминанты успеха и неуспеха в учебной деятельности // Педагогическая психология / под ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой. СПб.: Питер, 2010.

Колеченко А. К. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе. СПб.: СПбГУПМ, 1998. 370 с.

Казакова Е. И. Социальная реабилитация детей в условиях разных образовательных учреждений. СПб., 1998.

Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998. 298 с.

Битянова М. Р. Профессия — школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. М.: Генезис, 2000. 112 с.

Костромина С. Н. Психологическое сопровождение в системе образования // Тенденции развития и модернизации современного образования // Вестник Северо-Западного отделения РАО. Вып. 7. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. С. 23–36.

Костромина С. Н. Исследование процесса решения диагностических задач практическим психологом: дис. … канд. психол. наук. М., 1997. 184 с.

Осипова А. А. Общая психокоррекция: учеб. пособие. М.: Сфера, 2002. 510 с.

Степанов В. Г. Психология трудных школьников: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 336 с.

Слободяник Н. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие. М.: Генезис, 2003. 204 с.

Семаго М. М. Психологический диагноз как основа эффективного психологического сопровождения детей с трудностями обучения и социальной дезадаптации. М., 2004.

Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике. М.: Ось-89, 2007. 96 с.

Берулава Г. А. Методические основы деятельности практического психолога. М.: Высшая школа, 2003. 61 с.

Битянова М. Р. Система развивающей работы школьного психолога // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». 2004. Сент. (№ 34). С. 14–19.

Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. 4-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2004. 592 с.

Пахальян В. Э. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 38–44.

Сартан Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей. М.: Сфера, 2002. 128 с. .

Степанова М. А. Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы // Вопросы психологии. 2004. № 4. С. 91–101.

Ардашкин И. Б. Проблемоцентризим в познании как основание междисциплинарности научного знания // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: сб. статей Международной научной конференции: в 5 т. Магнитогорск: МаГУ, 2009. Вып. 4. Т. 1. С. 29–34.

Опубликован

15.08.2019

Как цитировать

Бордовская, Н. В., & Костромина, С. Н. (2019). Особенности зарождения, становления и развития психологии образования. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, (2), 13–30. извлечено от https://psyjournal.spbu.ru/article/view/5595

Выпуск

Раздел

Основные направления современной психологии

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)