Концептуализация автобиографических данных при ответе на вопросы о жизненном выборе
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.204Аннотация
Вопросы жизненного выбора обладают особенной значимостью, однако в психологии остаются малоисследованными. Среди основных причин — сложность и противоречивость понятия, трудности операционализации, дефицит специально разработанных методов. В статье проведен краткий анализ современного состояния проблемы, описаны разные подходы к изучению выбора и их ограничения, обоснована актуальность эмпирических исследований и необходимость использования качественных методов. С целью разработки подхода к анализу информации на тему жизненного выбора был избран метод полуструктурированного интервью: 44 респондента возраста средней взрослости (30–45 лет), отвечая на вопросы, самостоятельно определяли ситуации значимого выбора, а также их количество. В итоге были получены автобиографические тексты с рассуждениями о выборе и его значении. С помощью качественно-количественного анализа выделены категории, на основании которых можно подразделять выбор; определены наиболее часто называемые (семья и профессия) и наименее популярные (финансы) сферы его реализации; показано, что эпизоды подразделяются на отдельные «ситуации» и «сюжетные линии»; большинство эпизодов относится к периоду средней взрослости, меньше всего названо эпизодов, относящихся к детству. Также в статье представлен широкий диапазон ситуаций жизненного выбора: от переезда в другую страну до детского воспоминания; показано, что значимость определяется на основании субъективных представлений респондентов. В результате контент-анализа рассмотрены критерии выбора эпизода как значимого, выделены «паттерны картины выборов», особое внимание уделено рассмотрению различных оснований ответа «выбора нет». Проведенный анализ позволил выявить разные способы репрезентации автобиографических данных, раскрыть разные принципы, на основании которых респондент рефлексирует на тему выбора, определить количественные показатели, характеризующие и дополняющие картину выбора. Данные также свидетельствуют о психотерапевтическом потенциале диалога о жизненном выборе и необходимости тщательного анализа процессуальных особенностей такого интервью.
Ключевые слова:
выбор, жизненный выбор, свобода воли, контент-анализ, автобиография, жизненный путь
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.