Функциональная структура самоидентификации слабовидящих подростков

Авторы

  • Дмитрий Григорьевич Дьяков УО «Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка», Республика Беларусь, 220050, Минск, ул. Советская, 18
  • Наталия Павловна Радчикова ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29

Аннотация

Целью исследования, представленного в статье, является выявление изменений функциональной структуры процесса самоидентификации у  слабовидящих в  период подросткового возраста. Для реализации этой цели определена функциональная структура самоидентификации и разработана экспериментальная методика ее исследования. Показано, что уровень самоидентификации увеличивается с возрастом, а функциональная структура самоидентификации у  слабовидящих подростков обнаруживает существенные количественные и  качественные особенности по сравнению с функциональной структурой этого процесса в норме как в младшем, так и в старшем подростковом возрасте.

Ключевые слова:

самоидентификация, функциональная структура самоидентификации, знаковое опосредствование, идентификационный конструкт, метаидентификационный конструкт, слабовидящие подростки

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература

Аношкова И. В. Оптимизация самооценки учащихся с нарушениями зрения в игровой деятельности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 4 (20). URL: http://scientifi c-notes.ru (дата обращения: 26.10.2016).

Дьяков Д. Г. Сравнительный анализ возрастной динамики переживания ситуаций фрустрации подростками с различной степенью нарушения зрительных функций // Школа здоровья. 2005. № 1. С. 38–44.

Кантор В. З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих. СПб.: Каро, 2004. 231 с.

Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М.: Полиграфический сервис, 2000. 126 с.

Специальная психология: учеб. пособие / под ред. В. И. Лубовского. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 464 с.

Суславичус А. И. Влияние социальных условий на формирование социальных установок к себе лиц со зрительными дефектами: автореф. дис. … канд. психол. наук. Л., 1978. 16 с.

Харламенкова Н. Е., Кузнецова О. В. Компенсаторные способы реакции на фрустрацию у людей с физическими недостатками // Научный поиск: сб. научных работ студентов, аспирантов и преподавателей / под ред. проф. А. В. Карпова. Ярославль: ЯрГУ, 2006. С. 167–176.

Антонова Н. В., Белоусова В. В. Самоопределение как механизм развития идентичности // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2011. № 2. С. 79–92.

Иванова Н. Л. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях // Вопросы психологии. 2004. № 4. С. 65–75.

Лукьянов О. В. Тенденции понимания личностной идентичности в системно-антропологическом ракурсе // Сибирский психологический журнал. 2009. № 34. C. 18–23.

Amiot C. E., de la Sablonni’re R., Terry D. J., Smith J. R. Integration of Social Identities in the Self: Toward a Cognitive-Developmental Model // Pers. Soc. Psychol. Rev. 2007. N 11. P. 364–390.

Hogg M., Ridgeway C. Social Identity: sociological and social psychological perspectives // Social Psychology Quarterly. 2003. Vol. 66, N 2. P. 97–100.

Roccas S., Brewer M. Social Identity Complexity // Personality and Social Psychology Review. 2002. Vol. 6, N 2. P. 88–106.

Клопота Е. А. Особенности формирования Я-концепции людей с нарушениями зрения в процессе их социализации // Дефектология. 2013. № 2. С. 35–42.

Дяк К. А. Особенности межличностных отношений младших школьников с нарушениями зрения // Молодой ученый. 2015. № 9. С. 1242–1244.

Криводонова Ю. Е. К вопросу о личностных особенностях и адаптации слепых и слабовидящих граждан // Самарский научный вестник. 2013. №1 (2). С. 28–31.

Любимов А. А., Новичков Д. Ю., Шишаев Ю. Б., Любимова М. П., Анисимов А. Ю., Власова Ю. И., Четвёркин С. Н., Урусова Я. В. Исследование обеспечения доступности интернет-ресурсов Рунета для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). М.: НП Культурный центр «Без Границ». 2013. 111 с.

Морозова Е. А. Особенности развития эмоционально-личностной сферы слабовидящих детей в период подросткового кризиса: дис. … канд. психол. наук. Н. Новгород, 2002. 199 c.

Никулина Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2004. 499 c.

Никулина Т. А. Характеристика межличностных отношений подростков в процессе интегрированного обучения // Специальное образование. 2006. № 7. С. 29–34.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1982–1984. Т. 4: Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина, 1984. 532 с. 22. Кон И. С. В поисках себя: личность и самосознание. М.: Мысль, 1984. 335 с.

Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 31–41.

Выготский Л. С. Основы дефектологии // Собрание сочинений: в 6 т. / гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. 369 с.

Коган Б. М., Яковлева А. В. Личностные характеристики слабовидящих подростков // Специальное образование. 2012. № 2. С. 67–72.

Литвак А. Г. Тифлопсихология: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1985. 210 с.

Драндров Г. Л., Сюкиев Д. Н. Особенности развития Я-концепции у подростков с нарушением зрения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2–2. URL: http://www.scienceeducation.ru (дата обращения: 26.10.2016).

Дьяков Д. Г., Радчикова Н. П., Малаховская Е. С. Исследование самоидентификации у лиц, страдающих шизофренией: количественный и качественный анализ // Сибирский психологический журнал. 2015. № 57. C. 102–123.

Дьяков Д. Г. Типология и функциональная структура самоидентификации как высшей психической функции // Педагогическая наука и образование. 2015. № 2. С. 11–18.

Розет И. М. К вопросу о психологической природе идеалов // Адукацыя и выхаванне. 1994. № 10. С. 70–78.

Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 c. 32. Ермолович З. Г., Лещинская Т. Л., Григорьева Т. А., Гриханов У. П. Интегрированное обучение детей с особенностями развития // Дэфекталогiя. 1995. № 1. С. 103–126.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.

Пуочяускене Г. Б. Взаимосвязь каузальной атрибуции социально-психологического контекста с реадаптацией незрячих: автореф. дис. … канд. психол. наук. Л., 1989. 20 с.

Гайдукевич С. Е. Коррекционная работа по развитию ценностных ориентаций незрячих и слабовидящих старшеклассников: автореф. дис. …канд. психол. наук. Минск, 1999. 21 с.


References

Anoshkova I. V. Optimizatsiia samootsenki uchashchikhsia s narusheniiami zreniia v igrovoi deiatel’nosti [Optimization of self-esteem of students with visual impairments in the gaming activity] Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Journal of Scientifi c notes. Electronic Journal of the Kursk State University], 2011, no. 4 (20). Available at: http://scientifi c-notes. ru (accessed: 26.10.2016). (In Russian)

D’iakov D. G. Sravnitel’nyi analiz vozrastnoi dinamiki perezhivaniia situatsii frustratsii podrostkami s razlichnoi stepen’iu narusheniia zritel’nykh funktsii [A comparative analysis of age dynamics of the experiencing situations of frustration by adolescents with visual impairment]. Shkola zdorov’ia [Health School], 2005, no. 1, pp. 38–44. (In Russian)

Kantor V. Z. Pedagogicheskaia reabilitatsiia i stil’ zhizni slepykh i slabovidiashchikh [Educational rehabilitation and lifestyle of blind and visually impaired people]. St. Petersburg, Caro Publ., 2004. 231 p. (In Russian)

Solntseva L. I. Tifl opsikhologiia detstva [Tiflopsychology of childhood]. Moscow, Printing Service Publ., 2000. 126 p. (In Russian)

Spetsial’naia psikhologiia: ucheb. posobie [Special psychology: Textbook. allowance]. Ed. by V. I. Lubovsky. Moscow, Publishing center “Academy”, 2005. 464 p. (In Russian)

Suslavichus A. I. Vliianie sotsial’nykh uslovii na formirovanie sotsial’nykh ustanovok k sebe lits so zritel’nymi defektami. Authoref. diss. kand. psikhol. nauk [The impact of social conditions on the formation of social attitudes to ourselves by people with visual defects. Thesis of PhD]. Leningrad, 1978. 16 p. (In Russian)

Kharlamenkova N. E., Kuznetsova O. V. Kompensatornye sposoby reaktsii na frustratsiiu u liudei s fi zicheskimi nedostatkami [Compensatory ways of reaction to the frustration by people with disabilities]. Nauchnyi poisk: sb. nauchnykh rabot studentov, aspirantov i prepodavatelei [Scientifi c search: Coll. scientifi c work of students and teachers]. Ed. by A. Karpov. Yaroslavl, Yaroslavl State University Publ., 2006. pp. 167– 176. (In Russian)

Antonova N. V., Belousova V. V. Samoopredelenie kak mekhanizm razvitiia identichnosti [Selfdetermination as a mechanism for identity development]. Vestnik MGGU im. M. A. Sholokhova. Pedagogika i psikhologiia [Vestnik of Moscow State Mining University named aft er M. A. Sholokhov. Pedagogy and psychology], 2011, no. 2, pp. 79–92. (In Russian)

Ivanova N. L. Sotsial’naia identichnost’ v razlichnykh sotsiokul’turnykh usloviiakh [Social identity in a variety of socio-cultural conditions]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology], 2004, no. 4, pp. 65–75. (In Russian)

Luk’ianov O. V. Tendentsii ponimaniia lichnostnoi identichnosti v sistemno-antropologicheskom rakurse [Trends of understanding of personal identity in the system-anthropological perspective]. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal [Siberian psychological journal], 2009, no. 34, pp. 18–23. (In Russian)

Amiot C. E., de la Sablonni’re R., Terry D. J., Smith J. R. Integration of Social Identities in the Self: Toward a Cognitive-Developmental Model. Pers. Soc. Psychol. Rev. , 2007, no. 11, pp. 364–390. (In Russian)

Hogg M., Ridgeway C. Social Identity: sociological and social psychological perspectives. Social Psychology Quarterly, 2003, vol. 66, no. 2, pp. 97–100.

Roccas S., Brewer M. Social Identity Complexity. Personality and Social Psychology Review, 2002, vol. 6, no. 2, pp. 88–106.

Klopota E. A. Osobennosti formirovaniia Ia-kontseptsii liudei s narusheniiami zreniia v protsesse ikh sotsializatsii [Features of formation of self-concept of people with visual impairment in the course of their socialization]. Defektologiia [Defectology], 2013, no. 2, pp. 35–42. (In Russian)

Diak K. A. Osobennosti mezhlichnostnykh otnoshenii mladshikh shkol’nikov s narusheniiami zreniia [Features of interpersonal relations of younger students with visual impairments]. Molodoi uchenyi [Young scientist], 2015, no. 9, pp. 1242–1244. (In Russian)

Krivodonova Iu. E. K voprosu o lichnostnykh osobennostiakh i adaptatsii slepykh i slabovidiashchikh grazhdan [To the question of personal features and adaptation of the blind and visually impaired citizens]. Samarskii nauchnyi vestnik [Scientific Messenger of Samara], 2013, no. 1 (2), pp. 28–31. (In Russian)

Liubimov A. A., Novichkov D. Iu., Shishaev Iu. B., Liubimova M. P., Anisimov A. Iu., Vlasova Iu. I., Chetverkin S. N., Urusova Ia. V. Issledovanie obespecheniia dostupnosti internet-resursov Runeta dlia liudei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov’ia (OVZ) [The study of accessibility of Internet resources Runet for people with disabilities (HIA) ]. Moscow, NP Cultural Center “Without Borders” Publ., 2013. 111 p. (In Russian)

Morozova E. A. Osobennosti razvitiia emotsional’no-lichnostnoi sfery slabovidiashchikh detei v period podrostkovogo krizisa. Diss. kand. psikhol. nauk [Features of emotionally-personal sphere of visually impaired children in the period of adolescent crisis. Diss. PhD of psychol]. N. Novgorod, 2002. 199 p. (In Russian)

Nikulina G. V. Formirovanie kommunikativnoi kul’tury lits s narusheniiami zreniia. Diss. dokt. ped. nauk [Formation of communicative culture of the visually impaired persons.. Diss. of Dr. ped. sci.]. St. Petersburg, 2004. 499 p. (In Russian)

Nikulina T. A. Kharakteristika mezhlichnostnykh otnoshenii podrostkov v protsesse integrirovannogo obucheniia [Characteristics of interpersonal relations of teenagers in the process of integrated training]. Spetsial’noe obrazovanie [Special education], 2006, no. 7, pp. 29–34. (In Russian)

Vygotskii L. S. Sobranie sochinenii: v 6 t. [Collected Works: in 6 v.]. Moscow, Pedagogy, 1982–1984. T. 4: Detskaia psikhologiia [V. 4: Psychology of Child]. Ed. by D. B. El’konin, 1984. 532 p. (In Russian)

Kon I. S. V poiskakh sebia: lichnost’ i samosoznanie [In search of self: personality and identity]. Moscow, Mysl Publ., 1984. 335 p. (In Russian)

Fel’dshtein D. I. Psikhologicheskie osobennosti razvitiia lichnosti v podrostkovom vozraste [Psychological characteristics of personality development in adolescence]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology], 1988, no. 6, pp. 31–41. (In Russian)

Vygotskii L. S. Osnovy defektologii [The Fundamentals of Defectology]. Sobranie sochinenii: v 6 t. [Collected works: in 6 v.]. Ed. by A. V. Zaporozhets. Moscow, Education Publ., 1983, vol. 5, 369 p. (In Russian)

Kogan B. M., Iakovleva A. V. Lichnostnye kharakteristiki slabovidiashchikh podrostkov [Personal characteristics of visually impaired adolescents]. Spetsial’noe obrazovanie [Special education], 2012, no. 2, pp. 67–72. (In Russian)

Litvak A. G. Tiflopsikhologiia: ucheb. posobie [Tiflopsychology: Textbook. allowance]. Moscow, Education, 1985. 210 p. (In Russian)

Drandrov G. L., Siukiev D. N. Osobennosti razvitiia Ia-kontseptsii u podrostkov s narusheniem zreniia [Features of development of self-concept in adolescents with visual impairment]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern problems of science and education], 2015, no. 2–2. Available: http:// www.science-education.ru (accessed: 26.10.2016). (In Russian).

D’iakov D. G., Radchikova N. P., Malakhovskaia E. S. Issledovanie samoidentifi katsii u lits, stradaiushchikh shizofreniei: kolichestvennyi i kachestvennyi analiz [The study of self-identification in patients with schizophrenia: a quantitative and qualitative analysis]. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal [Siberian Journal], 2015, no. 57, pp. 102–123. (In Russian)

D’iakov D. G. Tipologiia i funktsional’naia struktura samoidentifi katsii kak vysshei psikhicheskoi funktsii [Typology and functional structure of self-identification as a higher mental function]. Pedagogicheskaia nauka i obrazovanie [Pedagogical science and education], 2015, no. 2, pp. 11–18. (In Russian)

Rozet I. M. K voprosu o psikhologicheskoi prirode idealov [To the question of the psychological nature of the ideals]. Adukatsyia i vykhavanne [Education and training], 1994, no. 10, pp. 70–78. (In Russian)

El’konin D. B. Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow, Pedagogy Publ., 1989. 560 p. (In Russian)

Ermolovich Z. G., Leshchinskaia T. L., Grigor’eva T. A., Grikhanov U. P. Integrirovannoe obuchenie detei s osobennostiami razvitiia [Integrated education of children with disabilities]. Defektalogiia [Defectology], 1995, no. 1, pp. 103–126. (In Russian)

Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Osnovy psikhologicheskoi antropologii. Psikhologiia razvitiia cheloveka: razvitie sub”ektivnoi real’nosti v ontogeneze [Fundamentals of psychological anthropology. Psychology of human development: the development of subjective reality in ontogeny]. Moscow, School Press, 2000. 416 p. (In Russian)

Puochiauskene G. B. Vzaimosviaz’ kauzal’noi atributsii sotsial’no-psikhologicheskogo konteksta s readaptatsiei nezriachikh. Authoref. diss. kand. psikhol. nauk [The relationship between causal attribution of socio-psychological context and the rehabilitation of blind people. Thesis of PhD]. Leningrad, 1989. 20 p. (In Russian)

Gaidukevich S. E. Korrektsionnaia rabota po razvitiiu tsennostnykh orientatsii nezriachikh i slabovidiashchikh starsheklassnikov. Authoref. diss. kand. psikhol. nauk [Correctional work directed to the development of valuable orientations of blind and visually impaired seniors. Thesis of PhD]. Minsk, 1999. 21 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

15.02.2017

Как цитировать

Дьяков, Д. Г., & Радчикова, Н. П. (2017). Функциональная структура самоидентификации слабовидящих подростков. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, (4), 130–145. извлечено от https://psyjournal.spbu.ru/article/view/4952

Выпуск

Раздел

Психология развития