Особенности взаимодействия детей разного возраста в домах ребенка

Авторы

  • Наталья Бадритдиновна Персианова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Рифкат Жаудатович Мухамедрахимов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.410

Аннотация

Данная работа направлена на изучение взаимодействия между детьми, воспитывающимися в различных условиях домов ребенка (семейного типа и традиционного), в связи с изменением возраста детей. В результате исследования выявлено, что у детей из дома ребенка семейно го типа, по сравнению с традиционным домом ребенка, с возрастом наблюдаются изменения по большему числу показателей взаимодействия, что может свидетельствовать о развитии у них большей социальной компетентности. Обнаружено, что возрастные изменения наблюдаются прежде всего в группе типично развивающихся детей, тогда как у детей с особыми потребностями в обоих домах ребенка показатели взаимодействия с возрастом не меняются. Результаты исследования обсуждаются с точки зрения влияния качества социально-эмоционального окружения на развитие детей раннего возраста в сиротском учреждении

Ключевые слова:

дети, ранний возраст, взаимодествие между детьми, дом ребенка, типично развивающиеся дети, дети с особыми потребностями, семейное окружение

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Психические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 17–24.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 145 с.

Лисина М. И., Авдеева Н. Н. Развитие представления о себе у ребенка первого года жизни. М.: Педагогика, 1980. 150 с.

Царегородцева Л. М. Возникновение и развитие контактов между младенцами: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1983. 20 с.

Царегородцева Л. М. Исследование контактов между младенцами // Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии / под ред. М. И. Лисиной. М.: Б.и., 1979. С. 9–19.

Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 288 с.

Галигузова Л. Н. Формирование потребности в общении у детей раннего возраста / под ред. А. Г. Рузской. М., 1989.

Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2005. 158 с.

Шипицына Л. М. Психология детей-сирот: учебн. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 628 с.

Шипицына Л. М. Дети социального риска и их воспитание: учеб.-метод. пособие. СПб.: Издво «Речь», 2003. 144 с.

Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: Детство-Пресс, 2000. 384 с.

Пасторова А. Ю. Психологические и психофизиологические характеристики дошкольников с обычным развитием в группах интеграции // Дефектология. 2008. № 6. С. 78–84.

Пасторова А. Ю. Инклюзивное образование: исследования и практика в Санкт-Петербурге. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. 96 с.

Guralnick M. J., Groom J. M. Correlates of peer-related social competence of develop-mentally delayed preschool children // American Journal of Mental Deficiency. 1985. N 90. P. 140–150.

Guralnick M. J., Hammond M. A., Connor R. T., Neville B. Stability, change, and correlates of the peer relationships of young children with mild developmental delays // Child Development. 2006. N 77. P. 312–324.

Guralnick M. J., Connor R. T., Hammond M. A., Gottman J. M. The peer relations of preschool children with communication disorders // Child Development. 1996. N 67. P. 471–489.

Guralnick M. J., Groom J. M. Friendships of preschool children in mainstreamed playgroups // Developmental Psychology. 1988. Vol. 24, issue 4. P. 595–604.

Guralnick M. J., Groom J. M. The peer relations of mildly delayed and nonhandicapped preschool children in mainstreamed playgroups // Child Development. 1987. N 58. P. 1556–1572.

Guralnick M. J., Hammond M. A. Sequential analysis of the social play of young children with mild developmental delays // Journal of Early Intervention. 1999. Vol. 22, N 3. P. 243–256.

Мухамедрахимов Р. Ж., Пальмов О. И., Никифорова Н. В., Гроак К., МакКолл Р. Изменение социального окружения в домах ребенка: программа раннего вмешательства // Дефектология. 2003. № 4. С. 44–53.

Guralnick M. J. Developmentally appropriate practice in the assessment and intervention of childrenґs peer relations // Topics in Early Childhood Special Education. Vol. 13 (3). 1993. P. 344–371.

Guralnick M. J. Assessment of peer relations. Seattle: University of Washington, 1992b. 50 p.

Guralnick M. J., Connor R. T., Johnson L. C. Peer-related social competence of young children with Down syndrome // American Journal on Intellectual and Developmental Disabilities. 2011. Vol. 116, N 1. P. 48–64.

Guralnick M. J., Connor R. T., Neville B., Hammond M. A. Promoting the peer-related social development of young children with mild developmental delays: eff ectiveness of a comprehensive intervention // American Journal on Mental Retardation. 2006. Vol. 111, N 5. P. 336–356.

Wishart J. G. Avoidant learning styles and cognitive development in young children // New approaches to Down syndrome / ed. by B. Stratford, P. Gunn. London: Cassell, 1996. P. 173–205.


References

Galiguzova L. N., Meshcheriakova S. Iu., Tsaregorodtseva L. M. Psikhicheskie aspekty vospitaniia detei v domakh rebenka i detskikh domakh [Psychological aspects of child’s bringing up in children’s homes and orphanages]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology], 1990, no. 6, pp. 17–24. (In Russian)

Lisina M. I. Problemy ontogeneza obshcheniia [Problems of ontogeny of communication]. Moscow, Pedagogika Publ., 1986. 145 p. (In Russian)

Lisina M. I., Avdeeva N. N. Razvitie predstavleniia o sebe u rebenka pervogo goda zhizni [Development of self image in child in the fi rst year of life]. Moscow, Pedagogika Publ., 1980. 150 p. (In Russian)

Tsaregorodtseva L. M. Vozniknovenie i razvitie kontaktov mezhdu mladentsami. Authoref. diss. kand. psikhol. nauk [Emergence and development of contacts between babies. Thesis of PhD]. Moscow, 1983. 20 p. (In Russian)

Tsaregorodtseva L. M. Issledovanie kontaktov mezhdu mladentsami [Research on contacts between babies]. Eksperimental’nye issledovaniia po problemam pedagogicheskoi psikhologii [The experimental research on educational psychology] Ed. by M. I. Lisina. Moscow, 1979, pp. 9–19. (In Russian)

Mukhamedrakhimov R. Zh. Mat’ i mladenets: psikhologicheskoe vzaimodeistvie [Mother and infant: psychological interaction]. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 2003. 288 p. (In Russian)

Galiguzova L. N. Formirovanie potrebnosti v obshchenii u detei rannego vozrasta [Formation of need for communication in young children]. Ed. by A. G. Ruzskoy. Moscow, 1989. (In Russian)

Smirnova E. O., Kholmogorova V. M. Mezhlichnostnye otnosheniia doshkol’nikov: diagnostika, problemy, korrektsiia [Interpersonal relations of preschool children: diagnosis, problem correction]. Moscow, Humanitarian ed. Center VLADOS Publ., 2005. 158 p. (In Russian)

Shipitsyna L. M. Psikhologiia detei-sirot: uchebn. posobie [Psychology of orphans: Academic handbook]. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 2005. 628 p. (In Russian)

Shipitsyna L. M. Deti sotsial’nogo riska i ikh vospitanie: uchebno-metod. posobie [Children at social risk and their upbringing. Educational handbook]. St. Petersburg, Rech Publ., 2003. 144 p. (In Russian)

Shipitsyna L. M., Zashchirinskaia O. V., Voronova A. P., Nilova T. A. Azbuka obshcheniia: Razvitie lichnosti rebenka, navykov obshcheniia so vzroslymi i sverstnikami [ABC of communication: Development of the child’s personality, social skills with adults and peers]. St. Petersburg, Childhood-Press, 2000. 384 p. (In Russian)

Pastorova A. Iu. Psikhologicheskie i psikhofi ziologicheskie kharakteristiki doshkol’nikov s obychnym razvitiem v gruppakh integratsii [Psychological and physiological characteristics of preschoolers with age norm development in the groups of integration]. Defektologiia [Defectology], 2008, no. 6, pp. 78–84. (In Russian)

Pastorova A. Iu. Inkliuzivnoe obrazovanie: issledovaniia i praktika v Sankt-Peterburge [Inclusive education: Research and practice in St. Petersburg]. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 2012. 96 p. (In Russian)

Guralnick M. J., Groom J. M. Correlates of peer-related social competence of develop-mentally delayed preschool children. American Journal of Mental Deficiency, 1985, no. 90, pp. 140–150.

Guralnick M. J., Hammond M. A., Connor R. T., Neville B. Stability, change, and correlates of the peer relationships of young children with mild developmental delays. Child Development, 2006, no. 77, pp. 312–324.

Guralnick M. J., Connor R. T., Hammond M. A., Gottman J. M. The peer relations of preschool children with communication disorders. Child Development, 1996, no. 67, pp. 471–489.

Guralnick M. J., Groom J. M. Friendships of preschool children in mainstreamed playgroups. Developmental Psychology, 1988, vol. 24, issue 4, pp. 595–604.

Guralnick M. J., Groom J. M. The peer relations of mildly delayed and nonhandicapped preschool children in mainstreamed playgroups. Child Development, 1987, no. 58, pp. 1556–1572.

Guralnick M. J., Hammond M. A. Sequential analysis of the social play of young children with mild developmental delays. Journal of Early Intervention, 1999, vol. 22, no. 3, pp. 243–256.

The St. Petersburg — USA Orphanage Research Team The effects of early social-emotional and relationship experience on the development of young orphanage children. Monographs of the Society for Research in Child Development, 2008, vol. 73 (3). 300 p.

Mukhamedrakhimov R. Zh., Pal’mov O. I., Nikiforova N. V., Groak K., MakKoll R. Izmenenie sotsial’nogo okruzheniia v domakh rebenka: programma rannego vmeshatel’stva [Changing the social environment in children’s homes: early intervention program]. Defektologiia [Defectology], 2003, no. 4, pp. 44– 53. (In Russian)

Guralnick M. J. Developmentally appropriate practice in the assessment and intervention of childrenґs peer relations. Topics in Early Childhood Special Education, 1993, vol. 13 (3), pp. 344–371.

Guralnick M. J. Assessment of peer relations. Seattle: University of Washington, 1992b. 50 p.

Guralnick M. J., Connor R. T., Johnson L. C. Peer-related social competence of young children with Down syndrome. American Journal on Intellectual and Developmental Disabilities, 2011, vol. 116, no. 1, pp. 48–64.

Guralnick M. J., Connor R. T., Neville B., Hammond M. A. Promoting the peer-related social development of young children with mild developmental delays: eff ectiveness of a comprehensive intervention. American Journal on Mental Retardation. 2006, vol. 111, no. 5, pp. 336–356.

Wishart J. G. Avoidant learning styles and cognitive development in young children. New approaches to Down syndrome. Ed. by B. Stratford, P. Gunn. London, Cassell, 1996, pp. 173–205.

Загрузки

Опубликован

15.02.2017

Как цитировать

Персианова, Н. Б., & Мухамедрахимов, Р. Ж. (2017). Особенности взаимодействия детей разного возраста в домах ребенка. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, (4), 120–129. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.410

Выпуск

Раздел

Психология развития