Психосемантический подход к оценке сложной жизненной ситуации (на примере ситуации, связанной с заболеванием, угрожающим жизни ребенка)

Авторы

  • Ольга Викторовна Александрова Медицинское учреждение «Детский хоспис», Российская Федерация, 197229, Санкт-Петербург, Коннолахтинский пр, 23А
  • Ирина Борисовна Дерманова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.403

Аннотация

В статье рассматривается понятие трудной жизненной ситуации и  ее субъективные характеристики. Используя психосемантический подход, авторы создали методику  — Семантический дифференциал жизненных ситуаций. С помощью данной методики были выделены смысловые единицы в  восприятии жизненной ситуации близкими родственниками тяжело болеющих детей. Выборка — 81 человек, взрослые в возрасте от 20 до 60 лет. Смысловые единицы сгруппировались вокруг таких параметров восприятия ситуации, как: 1) уровень стрессогенности; 2) оценка собственных психологических ресурсов; 3) определенность — неопределенность ситуации; 4) сила и энергия; 5) ощущение разрешимости (преодолимости) ситуации и 6) включенность (причастность) и значимость.

Ключевые слова:

трудная жизненная ситуация, смысловые единицы, субъективный образ ситуации, копинг-поведение, психосемантический подход, факторный анализ

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Гришина Н. В. Психология социальных ситуаций // Психология социальных ситуаций: хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. С. 8–27.

Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.

Магнуссон Д. Ситуационный анализ: эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций // Психология социальных ситуаций: хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. С. 153–159.

Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М.: Академия, 2007. 288 с.

Парфенова Н. Б. О подходах к классификации и диагностике жизненных ситуаций // Вестник Псковского гос. ун-та. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2009. № 9. С. 109–117.

Рягузова Е. В. Психологическая ситуация как предмет теоретической рефлексии // Проблемы социальной психологии личности. Саратов: Саратовский государственный университет. 2008. URL: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30270_full.shtml (дата обращения: 25.10.2016).

Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer, 1984. 124 p 8. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 1. С. 3–18.

Вассерман Л. И., Абабков В. А., Трифонова Е. А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. СПб.: Речь, 2010. 192 с.

Сергиенко Е. А. Субъектная регуляция и совладающее поведение // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2008, С. 67–84.

Битюцкая Е. В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания // Психологическое консультирование. 2007. № 4. С. 87–93.

Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004. 165 с. 13. Сабунаева М. Л. Переживание родителями критической ситуации заболевания ребенка сахарным диабетом: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2006. 166 с.

Лазуренко С. Б., Мазурова Н. В., Намазова-Баранова Л. С., Геворкян А. К., Кузенкова Л. М., Вашакмадзе Н. Д. Теоретическое и эмпирическое обоснование паллиативной помощи в педиатрии // Педиатрическая фармакология. 2013. Т. 10, № 2. С. 101–106.

Вассерман Л. И., Трифонова Е. А., Червинская К. Р. Семантический дифференциал времени: экспертная и психодиагностическая система в медицинской психологии: пособие для врачей. СПб.: СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2009, 44 c.

Toward a psychology of situations: An interpersonal perspective / ed. by D. Magnusson. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1981. 286 p.


References

Grishina N. V. Psikhologiia sotsial’nykh situatsii [Psychology of social situations]. Psikhologiia sotsial’nykh situatsii: khrestomatiia [Psychology of social situations]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001, pp. 8–27. (In Russian)

Burlachuk L. F., Korzhova E. Iu. Psikhologiia zhiznennykh situatsii [Psychology of everyday situations]. Moscow, Russian pedagogical agency Publ., 1998. 263 p. (In Russian)

Magnusson D. Situatsionnyi analiz: empiricheskie issledovaniia sootnoshenii vykhodov i situatsii [Situational analysis: Empirical studies of correlations outputs of the situations]. Psikhologiia sotsial’nykh situatsii: khrestomatiia [Psychology of social situations]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001, pp. 153–159. (In Russian)

Osukhova N. G. Psikhologicheskaia pomoshch’ v trudnykh i ekstremal’nykh situatsiiakh [Psychological help in difficult and extreme situations]. Moscow, Akademiia Publ., 2007. 288 p. (In Russian)

Parfenova N. B. O podkhodakh k klassifi katsii i diagnostike zhiznennykh situatsii [On approaches to the classifi cation and diagnosis of life situations]. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Sotsial’no-gumanitarnye i psikhologo-pedagogicheskie nauki [Vestnik Pskov State University. Series: sociopsychological and pedagogical sciences], 2009, no. 9, pp. 109–117. (In Russian)

Riaguzova E. V. Psikhologicheskaia situatsiia kak predmet teoreticheskoi refl eksii [The psychological situation as a subject of theoretical refl ection]. Problemy sotsial’noi psikhologii lichnosti. Saratov: Saratovskii gosudarstvennyi universitet [Problems of social psychology of personality. Saratov: Saratov State University], 2008. Available at: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30270_full.shtml (accessed: 25.10.2016). (In Russian)

Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York, Springer, 1984. 124 p.

ntsyferova L. I. Lichnost’ v trudnykh zhiznennykh usloviiakh: pereosmyslivanie, preobrazovanie i psikhologicheskaia zashchita [Personality in diffi cult conditions: rethinking, situation transformation and psychological defense]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological Journal], 1994, vol. 15, no. 1, pp. 3–18. (In Russian)

Vasserman L. I., Ababkov V. A., Trifonova E. A. Sovladanie so stressom: teoriia i psikhodiagnostika [Coping with stress. Theory and psychological testing]. St. Petersburg, Rech Publ., 2010. 192 p. (In Russian)

Sergienko E. A. Sub”ektnaia reguliatsiia i sovladaiushchee povedenie [Subjective regulation and coping behavior]. Sovladaiushchee povedenie: sovremennoe sostoianie i perspektivy. Eds A. L. Zhuravlev, T. L. Kriukova, E. A. Sergienko. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2008, pp. 67–84. (In Russian)

Bitiutskaia E. V. Trudnaia zhiznennaia situatsiia: kriterii kognitivnogo otsenivaniia [Century Difficult life situation : criteria cognitive evaluation]. Psikhologicheskoe konsul’tirovanie, 2007, no. 4, pp. 87–93. (In Russian)

Ababkov V. A., Perre M. Adaptatsiia k stressu. Osnovy teorii, diagnostiki, terapii [Adaptation to stress. Basic theory, diagnosis, therapy]. St. Petersburg, Rech Publ., 2004. 165 p. (In Russian).

Sabunaeva M. L. Perezhivanie roditeliami kriticheskoi situatsii zabolevaniia rebenka sakharnym diabetom. Diss. kand. psikhol. nauk [Types of experiences are critical situations (for example, the experiences of parents of the situation of children’s illness diabetes. Diss. of PhD]. St. Petersburg, 2006. 166 p. (In Russian)

Lazurenko S. B., Mazurova N. V., Namazova-Baranova L. S., Gevorkian A. K., Kuzenkova L. M., Vashakmadze N. D. Teoreticheskoe i empiricheskoe obosnovanie palliativnoi pomoshchi v pediatrii [Theoretical and Empirical Substantiation of Palliative Care in Pediatrics]. Pediatricheskaia farmakologiia [Pediatric pharmacology]. Moscow, Pediatr Publ., 2013, vol. 10, no. 2, pp. 101–106. (In Russian)

Vasserman L. I., Trifonova E. A., Chervinskaia K. R. Semanticheskii diff erentsial vremeni: ekspertnaia i psikhodiagnosticheskaia sistema v meditsinskoi psikhologii: posobie dlia vrachei [Semantic Differential of Time: Expert Psycho-Diagnostic System in Medical Psychology. Manual for physicians]. St. Petersburg, St. Petersburg V. M. Bekhterev Psychoneurological Research Institute, 2009, 44 p. (In Russian)

Toward a psychology of situations: An interpersonal perspective. Ed. by D. Magnusson. Hillsdale, NJ, Erlbaum, 1981. 286 p.

Загрузки

Опубликован

15.02.2017

Как цитировать

Александрова, О. В., & Дерманова, И. Б. (2017). Психосемантический подход к оценке сложной жизненной ситуации (на примере ситуации, связанной с заболеванием, угрожающим жизни ребенка). Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, (4), 40–50. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.403

Выпуск

Раздел

Общая психология, психология личности, история психологии