Личностные адаптационные ресурсы китайских студентов-первокурсников

Авторы

  • Сяо Ван Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Елена Ивановна Петанова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.307

Аннотация

В статье анализируются личностные факторы, выделяемые иностранными авторами как ресурсы или «барьеры» адаптации китайских студентов к обучению за границей. Приводятся результаты сравнительной психодиагностики свойств личности китайских студентов, обучающихся в российском и китайском вузах. Разработаны рекомендации по активизации адаптационных ресурсов китайских студентов, обучающихся за границей.

Ключевые слова:

китайские студенты, личностный ресурс, адаптация, свойства личности, психологическое здоровье, Я-концепция

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Кошелева Е. Ю. Учебные и поведенческие стратегии китайских студентов: социокультурный анализ / ред. Е. Ю. Кошелева // Портрет образовательного мигранта. Основные аспекты академической, языковой и социокультурной адаптации. Томск: РАУШМБХ, 2011. 140 с.

Гузарова Н. И., Петровская Т. С. К вопросу о повышении эффективности адаптации китайских студентов к академической и социально-культурной среде Сибирского университета (на материале Томского политехнического университета) // Матер. междунар. науч.-практ. конф. «Русско-китайские языковые связи и проблемы межцивилизационной коммуникации в современном мире». Омск: Изд-во Ом. ГПУ, 2009. С. 26–29.

Иванова М. А. Психологические аспекты адаптации иностранных студентов к высшей школе. СПб.: Изд-во Полторак, 2010. 290 с.

Даниленко О. И., Ли Ц., Сюй И. Адаптированность китайских студентов на разных этапах обучения в вузах России и Китая // Психологические аспекты межкультурной адаптации: коллективная монография / под общ. ред. В. В. Калиты. Владивосток: Дальнаука, 2015. С. 90–110.

Петанова Е. И., Бордовская Н. В., Лю Ц. Сравнительный анализ адаптированности студентов-первокурсников к условиям образовательной среды (на примере Пекинского и Санкт- Петербургского университета) // Вестн. Тверского гос. ун-та. Серия: психология и педагогика. 2015. Вып. 4. С. 95–102.

Антонян Л. В., Петанова Е. И. Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе (на примере первокурсников СПбГУ)// Сб. материалов конференции «Дружининские чтения». Сочи: Изд-во ФГБОУ ВПО «СГУ», 2011. Т. 2. С. 38–39.

Ван С. Изучение адаптированности китайских студентов, обучающихся в вузах Санкт-Петербурга // Мат-лы междунар. науч. конф. молодых ученых «Психология XXI века». СПб.: СПбГУ, 2014. С. 157–158.

Петанова Е. И., Лю Ц. Кросс-культурные аспекты выделения задачи психологического сопровождения первокурсников СПбГУ (россиян и китайцев) // Матер. конф. «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования». Ростов-н/Д/: ЮФУ, 2014. С. 199–202.

Ван С. Психологическое здоровье студентов как фактор адаптации к обучению за границей // Мат-лы конф. «Ананьевские чтения — 2014». СПб.: СПбГУ, 2014. С. 233–235.

Чэнь Ц. Повышение значимости воспитательной системы российского педагогического вуза для социальной адаптации китайских студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тула, 2010. 22 с.

Wenli Y. Academic and Cultural Experiences of Chinese Students at an American University: A Qualitative Study // Intercultural Communication Studies 2011.Vol. 20, issue 1. P. 141–157.

Gudykunst W. B. An anxiety / uncertainty management (AUM) theory of strangers’ intercultural adjustment // Th eorizing about intercultural communication. Sage. Thousand Oaks, CA.: Washington DC, 2005. P. 419–457.

Yan K., Berliner А., David C. Chinese international students’ academic stressors in the United States // College Student Journal. 2009. Vol. 43, issue 4. P. 939–960.

Новгородская В. А. Личностный ресурс студентов вуза как детерминанта эффективного профессионального самоопределения: автореф. дис. … канд. псих. наук. Сочи, 2012. 26 с.

Борисова А. А. Личностные ресурсы межкультурной адаптации иностранных студентов // Science and Educationa New Dimension. Pedagogy and Psychology. 2015. Vol. 111 (20), issue 40. P. 414–416.

Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 90 с.

Ван С., Петанова Е. И. Я-концепция как фактор социальной адаптации китайских студентов к обучению в российском вузе // Сб. матер. конф. «Формы и методы социальной работы в различ- ных сферах жизнедеятельности». Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2014. С. 46–47.

Egeren L. F. van. A cybernetic model of global personality traits // Personality and Social Psychology Review. 2009. Vol. 13. P. 92–108.

Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности: учеб.-метод. пособие. Курган: Изд-во КГУ, 2000. 23 с.

Higgins D. M., Peterson J. B., Pihl R. O., Lee A. G. M. Prefrontal cognitive ability, intelligence, Big Five personality, and the prediction of advanced academic and workplace performance // Journal of Personality and Social Psychology. 2007. Vol. 93. P. 298–319.


References

Kosheleva E. Iu. Uchebnye i povedencheskie strategii kitaiskikh studentov: sotsio-kul’turnyi analiz [Education alandbehavioralstrategiesof Chinese students: asocio-cultural analysis]. Portret obrazovatel’nogo migranta. Osnovnye aspekty akademicheskoi, iazykovoi i sotsio-kul’turnoi adaptatsii [Portrait of educational migrant.Th e main aspects of the academic, linguistic and socio-cultural adaptation]. Ed. by E. Iu. Kosheleva.Tomsk, RAUShMBKh Publ., 2011. 140 p. (In Russian)

Guzarova N. I., Petrovskaia T. S. K voprosu o povyshenii eff ektivnosti adaptatsii kitaiskikh studentov k akademicheskoi i sotsial’no-kul’turnoi srede Sibirskogo universiteta (na materiale Tomskogo politekhnicheskogo universiteta) [On the issue of improving the eff ectiveness of the adaptation of Chinese students to the academic and socio-cultural environment of the Siberian University (on the basis of Tomsk Polytechnic University)]. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Russko-kitaiskie iazykovye sviazi i problemy mezhtsivilizatsionnoi kommunikatsii v sovremennom mire» [Materials of the international scientifi c-practical conference «Russian-Chinese language communication and inter-civilization problems of communication in the modern world»]. Omsk, OmSPU Publ., 2009, pp. 26–29.

Ivanova M. A. Psikhologicheskie aspekty adaptatsii inostrannykh studentov k vysshei shkole [Psychological aspects of adaptation of foreign students to the high school]. St. Petersburg, Poltorak Publ., 2010. 290 p. (In Russian)

Danilenko O. I., Li Ts., Siui I. Adaptirovannost’ kitaiskikh studentov na raznykh etapakh obucheniia v vuzakh Rossii i Kitaia [Adaptability of Chinese students at various stages of training in higher educational institutions of Russia and China]. Psikhologicheskie aspekty mezhkul’turnoi adaptatsii: kollektivnaia monografiia [Psychological aspects of intercultural adaptation: collective monograph]. Ed. by V. V. Kalita. Vladivostok, Dal’nauka Publ., 2015, pp. 90–110. (In Russian)

Petanova E. I., Bordovskaia N. V., Liu Ts. Sravnitel’nyi analiz adaptirovannosti studentov pervokursnikov k usloviiam obrazovatel’noi sredy (na primere Pekinskogo i Sankt-Peterburgskogo universiteta) [Comparative analysis of adaptation of fi rst-year students to the educational environment conditions (for example, Beijing and St. Petersburg State University)]. Vestnik of the Tver State University. Series: Psychology and Pedagogy. 2015, issue 4, pp. 95–102. (In Russian)

Antonian L. V., Petanova E. I. Adaptatsiia rossiiskikh i inostrannykh studentov k obucheniiu v vuze (na primere pervokursnikov SPbGU) [Adaptation of Russian and foreign students to training in high school (on example of St. Petersburg State University fi rst-year students)]. Sb. materialov konferentsii «Druzhininskie chteniia» [Coll. Materials of the conference “Druzhininsky reading” ]. Sochi, SSU Publ., 2011, vol. 2, pp. 38–39. (In Russian)

Van S. Izuchenie adaptirovannosti kitaiskikh studentov, obuchaiushchikhsia v vuzakh Sankt- Peterburga [Learning adaptability of Chinese students studying in the universities of St. Petersburg]. Matly mezhdunar. nauch. konf. molodykh uchenykh «Psikhologiia XXI veka» [Proceedings of the international scientifi c conference of young scientists “Psychology of the XXI century”]. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 2014, pp. 157–158. (In Russian)

Petanova E. I., Liu Ts. Kross-kul’turnye aspekty vydeleniia zadachi psikhologicheskogo soprovozhdeniia pervokursnikov SPbGU (rossiian i kitaitsev) [Cross-cultural aspects of the defi ning the problem of psychological support of St. Petersburg State University fi rst-year students (Russian and Chinese)]. Mat-ly konf. «Innovatsionnyi potentsial sub”ektov obrazovatel’nogo prostranstva v usloviiakh modernizatsii obrazovaniia» [Materials of the conference “Th e innovative potential of subjects of educational space in the modernization of education” ]. Rostov-on-Don, SFU Publ., 2014. pp. 199–202. (In Russsian)

Van S. Psikhologicheskoe zdorov’e studentov kak faktor adaptatsii k obucheniiu za granitsei [Psychological health of students as the factor of adaptation to training abroad]. Mat-ly konf. «Anan’evskie chteniia — 2014» [Materials of the conference “Anan’evskij Readings — 2014” ]. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 2014, pp. 233–235. (In Russian)

Chen’ Ts. Povyshenie znachimosti vospitatel’noi sistemy rossiiskogo pedagogicheskogo vuza dlia sotsial’noi adaptatsii kitaiskikh studentov. Authoref. diss. … kand. ped. nauk [Increasing importance of the Russian educational system of pedagogical high school for social adaptation of Chinese students. Thesis of PhD]. Tula, 2010. 22 p. (In Russian)

Wenli Y. Academic and Cultural Experiences of Chinese Students at an American University: A Qualitative Study. Intercultural Communication Studies, 2011, vol. 20, issue 1, pp. 141–157. (In Russian)

Gudykunst W. B. An anxiety / uncertainty management (AUM) theory of strangers’ intercultural adjustment. Theorizing about intercultural communication. Sage. Thousand Oaks, CA.: Washington DC, 2005, pp. 419–457.

Yan K., Berliner A., David C. Chinese international students’ academic stressors in the United States. College Student Journal, 2009, vol. 43, issue 4, pp. 939–960.

Novgorodskaia V. A. Lichnostnyi resurs studentov vuza kak determinanta eff ektivnogo professional’nogo samoopredeleniia. Authoref. dis. … kand. psikh. nauk [Personal resources of high school students as a determinant of effective professional self-determination. Thesis of PhD]. Sochi, 2012. 26 p. (In Russian)

Borisova A. A. Lichnostnye resursy mezhkul’turnoi adaptatsii inostrannykh studentov [Personal resources of cross-cultural adaptation of foreign students. Science and Education a New Dimension]. Science and Education a New Dimension. Pedagogy and Psychology, 2015, vol. 111 (20), issue 40, pp. 414–416. (In Russian)

Vodop’ianova N. E. Psikhodiagnostika stressa [Stress psychodiagnostics]. St. Petersburg, Piter Publ., 2009. 90 p. (In Russian)

Van S., Petanova E. I. Ia-kontseptsiia kak faktor sotsial’noi adaptatsii kitaiskikh studentov k obucheniiu v rossiiskom vuze [Self-concept as a factor of social adaptation to the Chinese students in Russian high school education]. Sb. mat-v konf. «Formy i metody sotsial’noi raboty v razlichnykh sferakh zhiznedeiatel’nosti» [Proceedings of the conference: “Th e forms and methods of social work in diff erent spheres of life” ]. Ulan-Ude, VSGUTU Publ., 2014, pp. 46–47. (In Russian)

Egeren L. F. van. A cybernetic model of global personality traits. Personality and Social Psychology Review, 2009, vol. 13, pp. 92–108.

Khromov A. B. Piatifaktornyi oprosnik lichnosti: ucheb.-metod. posobie [Five-factor personality questionnaire: Study guide]. Kurgan, Publishing of KSU, 2000. 23 p. (In Russian)

Higgins D. M., Peterson J. B., Pihl R. O., Lee A. G. M. Prefrontal cognitive ability, intelligence, Big Five personality, and the prediction of advanced academic and workplace performance [Prefrontal cognitive ability, intelligence, Big Five personality, and the prediction of advanced academic and workplace performance]. Journal of Personality and Social Psychology, 2007, vol. 93, pp. 298–319. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

07.11.2016

Как цитировать

Ван, С., & Петанова, Е. И. (2016). Личностные адаптационные ресурсы китайских студентов-первокурсников. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, (3), 75–85. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.307

Выпуск

Раздел

Общая психология, психология личности, история психологии